ППРК-Сервис
ППРК-Сервис
Архив номеров / Архив в электронном виде / СТО 07/24 ноябрь 2013 / Лужской "горке" - немецкие технологии
Лужской

Лужской "горке" - немецкие технологии

Возводимая в настоящее время станция Лужская–Сортировочная – проект высокотехнологичный, беспрецедентный в российской практике железнодорожного строительства.
О том, как продвигается строительство, рассказывает главный инженер ДКРС ОАО «РЖД» Роман Вячеславович Соловьев.
– Проект по созданию Лужского транспортного узла по своим масштабам в России не имеет себе равных. С 2005 года он стал развиваться особенно активно, т. к. грузопоток в этом направлении с каждым годом стабильно растет. Если в начале 2012 года объем грузов составлял 23 млн тонн, то к концу 2013 г. – уже 40 млн тонн, а к концу 2015 года специалисты прогнозируют 63 млн тонн в год. Соответственно, инвестиции в 2013 году составили 12,5 млрд рублей. Строи­тельство мультимодального транспортного узла в Усть­Луге, пожалуй, одно из немногих направлений, которое развивается, несмотря на все экономические кризисы.

– На каком этапе находится сегодня реализация данного проекта в части железной дороги?
– Практически весь участок до Усть­Лужского порта сегодня стал двухпутным, ведутся работы по электрификации участка от Усть­Луги до Гатчины, что позволит перейти от тепловозной тяги к электровозам. Сам Лужский транспортный железнодорожный узел представляет собой несколько станций, сортировочную горку, парк прибытия и парк отправления. Перед нами поставлена задача – к концу 2015 года ввести в действие 32 пути на сортировочной горке, 10 путей в парке отправления и 7 – в парке прибытия. Сегодня закончены работы на станциях Лужская–Южная, Лужская–Северная, Лужская–Нефтяная и активно строится станция Лужская–Сортировочная, которая станет по сути дела воротами в систему из шести припортовых станций морского порта Усть­Луга. Проект очень сложный, не имеющий аналогов в России.

– В чем заключается сложность его реализации?
– В России сортировочных горок такого масштаба не строили уже лет 40. А здесь к тому же будет установлено высокотехнологичное новейшее оборудование компании «Siemens». Всем будет управлять система MSR 32, которая позволяет добиться автоматизации всех процессов на сортировочной горке, включая роспуск составов, управление стрелками, замедлителями и осаживателями. Наиболее важная информация о работе горки, а также о результатах формирования поездов в режиме реального времени передается на диспетчерский пункт. Система успешно работает в Германии, в Европе, но в России это будет первый опыт применения подобного оборудования.
Ее необходимо адаптировать к нашим условиям. И сегодня специалистам ПГУПС дано задание приспособить наши локомотивы к работе с новым оборудованием. Как все сложится на практике, пока трудно сказать. Работа сортировочной горки – процесс сложнейший и многогранный, в котором существует масса нюансов. К примеру, необходимо обеспечить, чтобы вагон в момент сцепления набирал определенную скорость, если же он отстает, то специальная тележка подтягивает его к составу, а если скорость оказывается выше нормативной, то в работу включаются замедлители. Вся информация о движении вагона должна автоматически считываться, передаваться на диспетчерский пункт и система сама выбирает алгоритм действий.

– А если система не сработает?
– Вообще­то у нас есть определенные опасения в связи с работой в зимний период, поскольку в наши холодные зимы толщина снежного покрова значительно превышает европейские условия. Так, например, подтягивающие тележки расположены ниже уровня головки рельса. Немецкие партнеры утверждают, что предусматривается электрообогрев и очистка и что тележка рассчитана на то, чтобы пробить снежную преграду, но как все будет на самом деле, покажет практика. В любом случае, работа горки предусмотрена на перевод в режим ручного управления, так что если и снизится ее производительность в случае форс­мажорных обстоятельств, то лишь на какие­то доли процента. Кроме того, контрактом предусмотрен авторский надзор за работой системы до вывода ее на проектные мощности.
На сегодняшний день проект уже готов, получено положительное заключение Главгосэкспертизы, выполняется рабочая документация.
– Все оборудование будет немецкое?
– Часть программного оборудования действительно будет немецкого производства. Оно проходит сейчас процесс сертификации и допусков для работы в России. Какая­то часть будет изготовлена в нашей стране. Так, например, заводы в Муроме и Новосибирске приступили к изготовлению стрелочных переводов по чертежам инженеров Siemens, т. к. наши стрелки принципиально отличаются от тех, которые будут смонтированы на Лужской–Сортировочной. Осветительное оборудование все будет светодиодное, изготовленное ОАО «Светлана».

– Какой объем строительных работ уже выполнен?
– Сегодня закончена отсыпка земляного полотна, обустроена дренажная система, укладываются сети связи, часть стрелочных переводов. Работы ведутся интенсивно, т. к. к 1 июня 2014 года мы должны передать немецкой стороне готовое поле для монтажа напольного оборудования.
Это будет самый высокотехнологичный транспортный узел в стране. Причем помимо автоматической системы управления здесь планируется логистический центр, в котором будет создана единая автоматическая система управления грузопотоками, электронный документооборот, чтобы, как только состав приходил на станцию, сразу было понятно назначение и дальнейший путь каждого груза. Логистический центр объединит работу логистов порта, автотранспорта, специалистов таможенной службы. Все направлено на минимизацию простоев и ускорение производственного процесса. Но, конечно, работа предстоит серьезная.

– Реализация такого проекта, безусловно, даст импульс развитию всего региона…
– Разумеется, во­первых, активно развивается автодорожная сеть. «Севзапуправтодор» реконструирует дорогу на подходе к порту Усть-­Луга со стороны д. Котлы – по 3 полосы в каждую сторону. На 143 км Таллинского шоссе строится путепровод через железную дорогу, там основной грузопоток будет поворачивать в порт.
Во­вторых, помимо генеральных грузов, через порт Усть­Луга идет перевалка углеводородов, поэтому построен мощный терминал ОАО «Новатэк» для переработки стабильного газового конденсата, терминал ОАО «Сибур» по перегрузке сжиженных углеводородных газов. Все это означает новые рабочие места, привлечение бизнеса в регион.
В­третьих, уже сегодня в районе Лужского транспортного узла фактически строится город­спутник. Построено несколько жилых домов, в том числе и для железнодорожников, планируется вся социальная инфраструктура: школы, детские сады, поликлиника, магазины и др. У людей есть достойная работа, стабильность – этот социальный аспект проекта Усть-­Лужского мультимодального комплекса не менее актуален для развития современного общества.
– Роман Вячеславович, такое масштабное строительство не может не нарушить экологическую обстановку в регионе, как решаются вопросы по охране окружающей среды?
– Конечно, нельзя сказать, что природа в зоне работ осталась нетронутой, но современные технологии строительства позволяют минимизировать воздействие человека на окружающую среду. Кроме того, проектом предусмотрены компенсационные меры, например, заключен договор с Росрыболовством на разведение мальков рыб, традиционно обитающих в водоемах этого района и переселение их в естественные условия. Часть железной дороги пройдет непосредственно рядом с границами заказника, с переводом локомотивов на электрическую тягу вредные выбросы практически исчезнут. На протяжении всего строительства ведется постоянный экологический контроль, так что воздействие на природу будет незначительным, а вот социально­-экономический эффект колоссальным.

Подготовила Елена Рачкова