ППРК-Сервис
ППРК-Сервис
Архив номеров / Архив в электронном виде / СТО 07/24 ноябрь 2013 / Закон принят, проблемы остаются
Закон принят, проблемы остаются

Закон принят, проблемы остаются

Предстоящий ввод в действие Федерального закона №44­ФЗ о контрактной системе не снимает вопросы, связанные с доступом проектных организаций (прежде всего малого и среднего бизнеса) к бюджетным заказам на проектные работы и качеством проектной документации.
О сложностях работы проектировщиков высказывается председатель Совета СРО НПП “Союзпетрострой­Проект” Р. Р. Рыбаков.
Самыми существенными проблемами, которые заставляют задуматься о целесообразности участия в торгах по госзаказам, являются:
– Критерии оценки заявок, в которых все также превалирует предложенная в заявке цена, что приводит к безудержному демпингу;
– Необходимость финансового обеспечения заявки, а затем, в случае получения заказа, финансовой гарантии его выполнения;
– Кабальные условия заключаемых контрактов на проектирование, включающие в себя и получение исходных данных вместо Заказчика (который, кстати, именно для этого и создается, причем затраты на выполнение функций которого исключаются органами экспертизы из стоимости проектных работ), и получение огромного числа согласований, которые зачастую не предусмотрены никакими нормативами и даже исключены Градостроительным кодексом (на это в контракте не выделяется ни финансовых средств, ни времени);
– Опубликованный проект Постановления Правительства России о совершенно грабительских по размеру штрафах за срыв сроков и ненадлежащее исполнение госзаказов, под которые можно подвести любые претензии. Здесь возникает вопрос, а в какой степени проектная организация может отвечать за сроки получения исходных данных и согласований от естественных монополистов? При этом стоимость проектных работ по Сборникам базовых цен основывается на трудоемкости собственно проектирования, а оно составляет, особенно при проектировании объектов инженерной инфраструктуры, не более 30% общего времени на исполнение контракта.
Эти причины, отражающие специфику проектного дела, отличающегося от многих других видов закупаемых услуг и товаров креативностью, зачастую неопределенностью результата, а также неопределенностью во времени исполнения по не зависящим от проектировщиков причинам, являются, на наш взгляд, весомым поводом для выведения проектной сферы из­под юрисдикции закона №44­ФЗ.
Для участия в тендерных торгах любого вида в соответствии и со старым законом №94­ФЗ, и с новым №44­ФЗ предприятиям необходимо представить зачастую огромные (по меркам малых и средних предприятий) средства в качестве гарантий, а кроме того, обеспечить банковское обслуживание (тоже недешевое) этих гарантий. Общепризнано, что деньги в нашей стране дорогие, сроки тендеров, а тем более сроки производства самих работ ­ весьма значительны, авансы большинством госконтрактов не предусмотрены. В этих условиях огромное количество проектных организаций, в том числе имеющих позитивный опыт проектирования по бюджетным заказам, располагающих высокопрофессиональными коллективами специалистов и необходимым оборудованием, вообще отказывается от участия в конкурсах на выполнение госзаказа, довольствуясь в лучшем случае ролью субподрядчика или переориентируясь на частных инвесторов. Строительная отрасль и государственные заказчики несут потери в качестве, сроках проектирования и строительства, выливающиеся в конечном счете в гигантские материальные и имиджевые потери.
В случае проектирования смысл обязательных финансовых гарантий совершенно непонятен, ведь все затраты проектировщиков заключаются в зарплате, основные средства чрезвычайно невелики, накопления прибыли практически отсутствуют, поэтому сам факт недоплаты за некачественно выполненную работу уже является наказанием. При адекватных условиях выбора исполнителя и правильном составлении контракта, любые виды финансовых наказаний не потребуются, тем более, что проектно­сметная документация является коллективным трудом проектировщика и заказчика, при этом технические решения чаще всего диктуются заказчиком, конечно, если в службе заказчика работают квалифицированные и пассионарные люди.

«Союзпетрострой­Проект»
191015, Санкт­Петербург,
Шпалерная ул., 52
тел./ф. (812) 275­46­97
info@spbplan.ru

www.spbplan.ru