ППРК-Сервис
ППРК-Сервис
Дорога инноваций

Дорога инноваций

Железнодорожный транспорт традиционно сравнивают с локомотивом экономики государства: благодаря строительству железных дорог осваивались новые территории, богатые природными ресурсами, развивались промышленность и машиностроение, увеличивалась мобильность населения. В свою очередь, это требует постоянного развития железнодорожного транспорта и внедрения самых современных инновационных технологий.
Инновационное развитие ОАО "РЖД" осуществляется в соответствии с задачами, которые определены Стратегией развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года. Цель инновационного развития компании – достижение эффективности результатов при постоянном росте качества предоставляемых услуг, высоком уровне инноваций и безопасности перевозок. В 2011­2012 годах на реализацию программы инновационного развития ОАО "РЖД" на период до 2015 года направлено более 270 млрд рублей, а на выполнение НИОКР в 2012 году – 0,54% от выручки. Высокий технический уровень полученных результатов подтверждается портфелем интеллектуальной собственности НТК ОАО "РЖД", включающим в настоящее время более 2 тысяч охранных документов, из которых более 1 тысячи патентов на изобретения и полезные модели.
Как рассказал президент ОАО "РЖД" Владимир Якунин на заседании президиума Совета при Президенте РФ по модернизации экономики и инновационному развитию России летом текущего года, «все это позволяет нам идти в ногу со временем и по ряду направлений – с некоторым опережением».

Поскольку одним из важнейших показателей оценки технологической и экономической устойчивости компании, входящей в число крупнейших потребителей энергоресурсов в России, является уровень ее энергоэффективности, сегодня разработана и реализуется энергетическая стратегия ОАО "РЖД" на период до 2015 года и на перспективу до 2030 года.
По словам Владимира Якунина, к 2015 году компания поставила задачу снизить энергоемкость перевозочной деятельности к уровню 2010 года на 7,2%. Благодаря реализации энергосберегающих технологий в 2012 году этот показатель уже составил 3,4%, что составляет почти 50% от целевого задания.
Еще одно из ключевых инновационных решений энергосбережения, реализуемых в компании, локомотивы, работающие на сжиженном природном газе, причем газотурбовозы не имеют аналогов в мире.
По данным Владимира Якунина, принципиально новым ключевым направлением инновационного развития ОАО "РЖД" сегодня является интеллектуальный комплекс управления высокоскоростным и скоростным движением. Опыт его эксплуатации на линии высокоскоростного движения Санкт­Петербург – Москва подтвердил свою эффективность и соответствие требованиям международных стандартов по безопасности. Продукт еще более высокой степени интеграции разработан для управления транспортной системой Олимпийских игр в Сочи.
Важной составляющей в системах управления и обеспечения безопасности движения стали спутниковые технологии. В настоящее время компания перешла от их отдельных элементов к сквозным инновационным технологиям.
Выделенная инфраструктура скоростных линий и высокоскоростных железнодорожных магистралей будет создаваться на уровне лучших мировых технологий. Сегодня уже активно развивается комплексная система пространственных данных инфраструктуры, базирующаяся на высокоточной системе координат, необходимая для реализации проектов строительства и эксплуатации высокоскоростных и скоростных магистралей.

Подготовил Евгений Герасимов