ППРК-Сервис
ППРК-Сервис
Архив номеров / Архив в электронном виде / СТО 07/24 ноябрь 2013 / Алексей Пышкин: качественному строительству - качественные инновации
Алексей Пышкин: качественному строительству - качественные инновации

Алексей Пышкин: качественному строительству - качественные инновации

Путь инноваций от лаборатории разработчика до строительной площадки долог и тернист. Не все новинки находят свое применение. А те, что внедряются, не всегда способствуют повышению качества.
Вопрос влияния инноваций на качество и безопасность объектов капитального строительства необходимо рассматривать комплексно, уверен Алексей Пышкин, председатель совета Некоммерческого партнерства «Центр развития саморегулирования Объединение некоммерческих партнерств «ГЛАВСОЮЗ».


Согласно определению, инновация — это внедренное новшество, обеспечивающее качественный рост эффективности процессов или продукции, востребованное рынком. Примером инновации является выведение на рынок продукции (товаров и услуг) с новыми потребительскими свойствами или качественным повышением эффективности производственных систем.
Традиционно считается, что инновации улучшают потребительские свойства, что в итоге, приводит к повышению качества конечной продукции. И хотя сегодня на российском строительном рынке разрабатываются и появляются инновации, внедряются они с трудом, а их влияние на качество строительства неоднозначно, поскольку этот показатель капитального строительства определяет совокупность потребительских свойств.
По оценкам специалистов, доля затрат на качество варьируется в широких пределах от 3% у мировых лидеров до 20% и даже 30% от выручки от реализации. Гуру менеджмента качества Кросби составил решетку зрелости управления качеством и выделил 5 ступеней развития организации с точки зрения управления качеством. Большинство российских компаний находится на этапе неопределенности, не имеет эффективно работающих систем планирования и оперативного управления. Потенциал снижения затрат у них достаточно высок. Чтобы его задействовать, нужно понимать, что такое качество и как происходит его потеря.
Качество – согласованность с требованиями потребителя к продукции. Однако на практике на каждом этапе – проектирования, согласования, строительства происходит отклонение от предпочтений клиента, которые в результате накапливаются и приводят к низкой удовлетворенности, дополнительным затратам на сдачу объекта. Есть несколько способов избежать этого, но сначала нужно определиться, что такое качество в строительстве?
Задумайтесь, все ли аспекты качества вы принимаете во внимание? А что делать, если они вступают в противоречие друг с другом? Нужно разрабатывать комплексные показатели, которые бы учитывали несколько показателей качества. В строительной отрасли не сложилось полноценной системы управления качеством, и нам придется догонять наших коллег. Поскольку глобализация будет развиваться, через какое­то количество лет на рынке должны остаться действительно эффективные компании. Для сокращения отставания нам придется меняться, применяя всю палитру инноваций.
Сегодня в России затраты на исследования и разработки составляют около 1% от ВВП, в то время как в соседней Финляндии этот показатель – 3,5%, что является значительным отставанием России от соседей. В нашей отрасли необходимы все виды инноваций. Однако особенный акцент мы должны сделать на повышение качества управления, т. е. на организационные инновации. Этот вид инноваций только на первый взгляд является самым простым. На самом деле преодоление организационной инерции – сложное, но эффективное дело.
Инновационным организациям присущи возможность быстрого обучения, высокая адаптивность и инновационность, а также неустойчивость организационной структуры и частое изменение состава участников.
Наконец, организационные инновации в большей степени зависят от субъектов отрасли. В принципе, строительная отрасль не относится к высоко инновационным отраслям. Вместе с тем, накопленное отставание заставляет нас догонять западных партнеров путем заимствований. Просто взять и пересадить новшество невозможно, нужно еще провести его адаптацию к существующим условиям и внедрить в практику. Уверен, что методы управления качеством (вовлечение персонала в процесс, постоянное совершенствование) могут стать базовыми для ликвидирования отставания строительной отрасли России.
Следует отметить, что в России доля реализованных инноваций от общего числа запатентованных составляет 11,6%, тогда как в США этот показатель ­ около 70%.
В Европе и Америке 4/5 всех инновационных достижений приходится на за компании среднего бизнеса. У нашего среднего бизнеса в строительной отрасли таких возможностей нет. Проблема в том, что добросовестным строительным организациям, настроенным на долгосрочные цели, не хватает ресурсов для развития. Очевидно, что в интересах общества и государства необходимо сделать так, чтобы строительные компании работали с уровнем рентабельности не менее 15%. Мне, например, известны случаи, когда цена контракта была ниже даже стоимости строительных материалов, необходимых для выполнения работ. Очевидно, что назрела необходимость существенно повлиять на вопросы ценообразования в строительстве и решить проблемы ценового демпинга.
Строительным организациям требуется обеспечение рентабельности. Чтобы отрасль могла прогрессивно развиваться, исполнители строительных, проектных и изыскательских работ должны работать с определенным уровнем рентабельности, позволяющей получать прибыль и вкладывать ее в развитие технологической базы.
Основными причинами низкой производительности труда в России являются несовременные технологии и приемы работы, низкая квалификация персонала и драматически низкое качество менеджмента, когда недостаточный уровень доверия между людьми и фирмами выступает одним из барьеров деятельности. Таким образом, когда некоторые экономисты говорят о недостатке рабочей силы и необходимости привлекать мигрантов – это не совсем справедливо, поскольку у нас еще есть потенциал кратного увеличения производительности труда.
Сейчас стоимость строительства существенно завышена, и всю схему работы нужно оптимизировать. Но мы, строительные компании, можем влиять только на свою работу, т. е. повышать качество и за счет этого снижать затраты на качество, а значит, и себестоимость строительства. Но и этого недостаточно.
Чтобы наладить работу на строительном рынке, обеспечить эффективную конкуренцию и прогрессивное развитие отрасли, необходимо решить несколько взаимосвязанных задач. Первая — обеспечение объективной и независимой от заказчика и генподрядчика системы контроля качества и приемки работ. Подрядчик должен получить возможность по установленным расценкам оперативно обратиться к эксперту для подтверждения качества и объемов работ на любом этапе выполнения контракта. Без освидетельствования основных, предусмотренных контрактом, результатов выполнения работ заказчик не должен их оплачивать.
Необходимо создать экспертное сообщество высококвалифицированных специалистов, своей деловой репутацией отвечающих за принятые решения. Тогда у нас появится общность людей, стоящих на страже качества выполнения работ в строительной отрасли, которая искоренит злоупотребления, противоречащие интересам государства и общества.
Необходимо создать развивающиеся стандарты качества в строительстве. Оценки должны базироваться на результатах исследования последних достижений, в том числе инновационных. Кроме того, необходимо развивать систему предквалификационного отбора исполнителей. Не каждая компания, обладающая хорошей репутацией, может в конкретное время и в конкретном месте реализовать оптимальную технологию. Второй вектор действий, которые могли бы изменить ситуацию, – интегрирование СРО производителей строительных материалов в систему саморегулирования строительной отрасли. Именно интегрирование – не создание какого­то обособленного сегмента саморегулирования, оторванного в правовом и организационном пространстве, а объединенного внутри для достижения конечного результата по повышению качества в капитальном строительстве.

Некоммерческое партнерство
«Центр развития саморегулирования Объединение некоммерческих
партнерств «ГЛАВСОЮЗ»
www.glavsouz.ru

Тел. (812) 339­12­54
8­904­333­45­48