ППРК-Сервис
ППРК-Сервис
Платформа для инноваций

Платформа для инноваций

«Союзпетрострой» выступил с инициативой по созданию технологической платформы в сфере инновационного развития строительной отрасли.
Строительная отрасль имеет целый ряд особенностей, которые необходимо учитывать при проведении инновационной политики. Во­первых, это многостадийность создания объектов недвижимости. В основе проектирования лежит нормативная база, затем идет сам этап проектных работ, далее проект проходит экспертизу и только после этого начинается процесс строительства. Затем идет сдача в эксплуатацию и приемка построенного объекта и, наконец, сам процесс эксплуатации. Если на любой из этих стадий инновация встречает преграду, то внедрение данной инновации в целом становится невозможным.
Вторая особенность – инновации в строительстве во многом зависят от развития промышленности строительных материалов, конструкций, строительной техники, транспорта, логистики, поскольку инновационные решения во многих случаях возникают и реализуются именно в этих сегментах рынка.
Третья особенность – объекты недвижимости имеют очень длительный период службы, поэтому необходимо иметь в виду полный жизненный цикл этих объектов. Между тем потребительские свойства объектов недвижимости проявляются лишь на последней стадии, то есть в процессе эксплуатации.
Очевидно, что к инновациям в строительстве нужен особый подход. Однако в программных документах развития государства строительная отрасль практически отсутствует, в том числе в Перечне утвержденных Правительством РФ технологических платформ. В связи с этим «Союзпетрострой» выступил с инициативой по созданию технологической платформы в сфере инновационного развития строительной отрасли.
Эта инициатива обсуждалась 2 октября на специальном заседании в рамках VI Петербургского международного инновационного форума.
О СТРОИТЕЛЬСТВЕ ОПЯТЬ ЗАБЫЛИ
Вице­-президент, директор Санкт­-Петербургского Союза строи­тельных компаний «Союзпетрострой» Лев Каплан:
– Для выхода к 2020 году на объемы жилищного строительства, предполагающие сдачу 95 млн кв. м в год нам надо будет за 7 лет в полтора раза производство строительных материалов и конструкций. А также удвоить мощности строительного сектора. Очевидно, что на базе старых технологий этого сделать невозможно. Некоторые шаги в этом направлении делаются: модернизируются отдельные предприятия. Однако среди 8 приоритетов, определенных в плане городского правительства по развитию инновационной деятельности, строительства и производства стройматериалов нет. Если промышленность стройматериалов все же вошла в сферу внимания профильных городских комитетов, то внедрение инновационных технологий в строительстве – нет. Поэтому «Союзпетрострой» выступил с инициативой создания технологической платформы в сфере инновационного развития строительной отрасли. В июле я выступал на коллегии Министерства регионального развития, который поддержал нашу инициативу. В Минэкономразвития, курирующем создание технологических платформ, подтвердили актуальность такой платформы в строительной отрасли.
Нам нужно разработать системный подход к инновационной деятельности в строительстве и программу технологической платформы. Мы уже сделали в этом направлении некоторые практические шаги – создали специальное подразделение ООО «Союзпетрострой-­Инновации», начали выпускать каталог инноваций, договорились с Политехническим университетом о том, что они примут участие в этой работе. О своей поддержке нашей инициативы сообщило руководство ЗАО «Центр долевого строительства». И я думаю, что у нас все должно получиться.
Директор ООО «Союзпетрострой-­Инновации» Ирина Толдова:
– В Стратегии инновационного развития РФ до 2020 года сказано, что «государство должно обеспечить формирование благоприятного инновационного климата, включая создание условий и стимулов для инновационной деятельности, а также благоприятных условий для использования инноваций во всех видах деятельности». Однако строительная отрасль не упоминается ни в одном документе. В итоге создаваемые компаниями инновации складываются на полку. В «Союзпетрострой» приходят строители, которые разработали инновацию, способную значительно продлить сроки эксплуатации объекта, но применить ее нельзя из­за невозможности включения в нормативную базу. Сами строители признаются, что ради сохранения рентабельности строят они по далеко не перспективным проектам.
Чтобы как­то изменить ситуацию в отрасли, надо использовать те механизмы, которые нам предоставляет государство. На данный момент это возможность создания технологической платформы. Здесь необходимо использовать принцип ГЧП. Платформа создается как некий консорциум государства, бизнеса и науки. Инициаторы должны разработать программу, а список участников должен быть обязательно открытым, чтобы любой желающий мог присоединиться к этой работе.

ВСЕ «ЗА»
По мнению заместителя директора Инженерно­строительного института СПбГПУ Ксении Стрелец, знакомить специалистов с инновациями надо со студенческой скамьи, а также на курсах повышения квалификации: "Политехнический университет вместе с "Союзпетростроем" выступил инициатором создания технологической платформы, сейчас ведется совместная работа по разработке ее программных документов".
По словам генерального директора «Синапс­СКК» Сергея Картаева, сегодня инновацию можно использовать только потому, что иногда находятся лазейки в нормативной базе. Важной функцией технологической платформы должна стать демонстрация надежности и безопасности инновационных решений, считает он. Специалист предложил привлечь к работе по созданию платформы представителей заказчиков. «К сожалению, закон о ФКС не стимулирует в должной мере применение инноваций, но в нем есть разумные зерна, которые можно проращивать»,­ считает С. Картаев.
Председатель Совета директоров ООО "Гард Индастри Восток" Александр Колесников отметил, что на Западе существует много уже проверенных инноваций, которые могли бы более широко и оперативно использоваться в России. В качестве примера он привел новую методику пропитки, которая увеличивает срок службы фасада в 3­4 раза. То есть фасад можно ремонтировать не раз в три года, а раз в 10 лет. Руководители российских компаний охотно используют ее у себя на дачах, а вот на государственных объектах – нет, поскольку она дороже. В 2005 году в рамках пилотного проекта этой пропиткой были покрыты 258 мостов в Московской области, но Минтранс и Госавтодор эту инициативу не поддержали, так как в СНиПах ее нет.
"Когда будет создана технологическая платформа, то, наверное, не придется доказывать преимущества инновации по десять раз. Тогда будет заинтересованность в ее использовании и у проектировщиков, и у строителей".
В целом участники заседания поддержали идею создания технологической платформы. Инновации в жилищном строительстве они предложили связать с достижением более высокого уровня комфортности проживания. Лояльное отношение к инновациям предлагается закладывать в молодых специалистов. Важным аспектом деятельности платформы и аккумулируемых на ее базе инноваций, по мнению специалистов, должно стать также повышение качества строительства и создаваемых объектов недвижимости.
Участники круглого стола постановили создать платформу в сфере инновационного развития строительной отрасли, подготовить необходимые документы для ее включения в Перечень утвержденных правительством технологических платформ и представить их на рассмотрение правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям. Организационное обеспечение взаимодействия между участниками технологической платформы и сбор сведений о потенциальных участниках поручен ООО «Союзпетрострой­Инновации». Создателям платформы предстоит определить основные организационные механизмы и процедуры, необходимые для разработки программы и уведомить всех участников платформы о начале этой работы.

Подготовила Наталья Соколова