ппрк
ППРК-Сервис
Архив номеров / Архив в электронном виде / СТО 07/24 ноябрь 2013 / Исторические образы в современных интерьерах
Исторические образы в современных интерьерах

Исторические образы в современных интерьерах

Архитектурное решение вестибюля станции «Спасская» – своеобразный сплав традиций и новаций. Исторический образ города воплощен в современном дизайне и современных материалах.
Об эстетике интерьеров станции «Спасская» рассказывает начальник архитектурно-­строительного отдела, главный архитектор ОАО "Ленметрогипротранс" Дмитрий Анатольевич Бойцов.
– В дизайне вестибюля метро «Спасская» прослеживаются взаимо­связи со станционным пространством подземных залов. При этом сам вестибюль решен в более современных формах и пропорциях. Это связано, в первую очередь, с разницей восприятия интерьерных пространств станции и вестибюля. Станционные залы – самодостаточные пространства, в которых может быть воплощена любая архитектурно­художественная идея, в том числе и архаичные историзмы. Вестибюль воспринимается несколько по­другому – в достаточно небольшом пространстве кассово­эскалаторного зала сосредоточено множество современного оборудования, приспособленного под условия повышенной мобильности и высокотехнологичной эксплуатации. Такая концепция вообще актуальна для петербургского метро, несущего в своем оформлении культурно­исторические аллюзии. Вестибюли, заимствующие образную составляющую со станций, но интерпретированную в современных формах, можно увидеть на станциях «Крестовский остров», «Звенигородская», «Адмиралтейская».
– Как можно охарактеризовать стилистику вестибюля?
– Стилистика вестибюля – декорированный конструктивизм. Облицовка подчеркивает тектонику существующих конструкций. В интерьере, фасадах и объемно­пространственном решении вестибюля нет «ложных» форм и элементов – все детали имеют различную функциональную принадлежность и подчинены основной функции объекта – удобству и комфорту эксплуатации. Даже декоративное оформление подчинено этому назначению – композиция построена с учетом акцентирования осей движения пассажиров.
– Какой материал доминирует в отделке интерьера?
– Основной декор интерьера – облицованные стеклом колонны. Здание изначально рассчитано на сложную обстройку с мостовыми конструкциями, рассчитанными на перекрытие двух наклонных ходов («Сенной» и «Спасской»). Поэтому в облицовке ритм цветных панелей и белых панелей с глянцевой светоотражающей поверхностью придает легкость массивным колоннам.
Крепежные элементы из нержавеющей стали подчеркивают современный образ, перекликающийся с современным оборудованием вестибюля.
Декоративные витражи из многослойного стекла, выполнены по технологии «фьюзинг». Панели цветного стекла представляют собой композиции с сочетаниями геометрической и живописной текстур, воспринимаемых с разного расстояния. Издалека отчетливо читаются геометрические линейные формы, сочетающиеся с общей линейной геометрией интерьерных элементов (колонн, кессонов потолка, рисунком пола). С близкого расстояния проступает живописная текстура, по масштабу и графике соизмеримая с рисунком естественных отделочных материалов (мрамором, травертином). В рисунке цветного стекла умышленно отсутствует фигуративная графика с сюжетными изображениями, чтобы не отвлекать внимание пассажиров на элементы, расположенные на пути движения основных потоков. Сюжетные композиции применены в интерьере только в зоне за наклонным ходом, воспринимаемой по ходу движения пассажиров через турникеты и по эскалаторам.
Потолки вестибюля решены в виде кессонов с закарнизным светом. Композиция кессонов подчинена основной оси вестибюля – оси наклонного эскалаторного хода. На мой взгляд, сегодня «Спасская» – одна из самых стильных станций петербургского метро.