ППРК-Сервис
ППРК-Сервис
Два шага до хаба

Два шага до хаба

Ленинградская область планирует стать центром транспортной логистики всего Северо­Запада. Большие надежды в связи с этим чиновники и бизнесмены связывают с созданием транспортно-­логистического хаба «Усть-­Луга».
В настоящее время за счет бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда РФ в России реализуется 8 крупных транспортных инфраструктурных проектов. Как заметил заместитель министра регионального развития РФ Сергей Вахруков, выступая на VI Международном форуме «Транспортно­транзитный потенциал» (в рамках проекта «Санкт-­Петербург – морская столица России»), в среднем на 1 рубль средств федерального бюджета привлекается от 3 до 6 руб­лей частных инвестиций, а по некоторым региональным проектам – до 17 рублей. Следовательно, участие Инвестиционного фонда является действенным рычагом привлечения частных инвестиций в финансирование транспортных инфраструктурных проектов.
Отвечая на вопрос журнала «СТО», заместитель министра позитивно оценил работу, направленную на координацию деятельности по развитию транспортного узла Санкт­Петербурга и Ленинградской области. По его мнению, между руководством города и области идет конструктивный диалог. «Для нас это не только важнейший транспортный узел на Северо­Западе, но и центр транспортной инфраструктуры, – констатировал он. – Здесь активно развиваются все виды транспорта: железнодорожный, автомобильный, авиационный, функционируют крупные порты, в том числе порт Санкт­Петербург и порт Усть­Луга».

ЛЕНОБЛАСТЬ КАК ТРАНС­ПОРТНО­-ЛОГИСТИЧЕСКИЙ ЦЕНТР СЕВЕРО­-ЗАПАДА
Ключевыми элементами транспортно­логистической системы, обеспечивающими реализацию транзитного потенциала Ленинградской области, являются магистральные трубопроводы, морские порты, развитая сеть автомобильных («СТО» № 22) и железных дорог («СТО» № 23), внутренние водные пути. В настоящее время рассматриваются предложения по строительству грузовых аэропортов в Кингисеппском и Тихвинском районах. Развитие трубопроводной сети будет идти за счет реализации проектов по строительству магистрального газопровода в направлении морского порта Усть­-Луга и нефтепродуктопровода от морского порта Приморск к нефтяному терминалу в морском порту Высоцк.
В числе основных задач региональной политики в сфере развития транспортно­логистической системы является превращение Ленинградской области из перевалочного центра внешнеэкономических грузов в крупнейший транспортно­логистический и дистрибутивный центр Северо­Запада России.
Подробнее об этом рассказал вице-­губернатор по жилищно-­коммунальному хозяйству и топливно­энергетическому комплексу Ленинградской области Юрий Пахомовский:
– Для решения этой задачи Концепцией социально­экономического развития Ленинградской области на период до 2025 года предусмотрен ряд направлений деятельности. Это создание предприятий по переработке транзитных грузов и сети транспортно­логистических комплексов. Примером может служить создание транспортно­логистических кластеров на базе морских портов Усть­Луга и Приморск, а также создание таможенно­логистических центров у границы с ЕС, строительство складов для нерастаможенных грузов и т. д. Второе направление – это привлечение крупных российских и международных транспортно­логистических компаний и логистических операторов уровня 3­PL и 4­PL.
Важным шагом в повышении доходности транзита для Ленинградской области является реализация проекта «Комплексное развитие морского торгового порта Усть­-Луга и прилегающей территории», вошедшего в перечень приоритетных инвестиционных проектов Северо-­Западного федерального округа.
Проект предусматривает создание на прилегающей к порту территории площадью 3,5 тыс. га индустриальной зоны. В качестве якорных инвесторов там разместятся крупный газохимический комплекс по переработке этана и нефтеперерабатывающее предприятие. Продукция первичной переработки нефти – бензины, дизельное и низкосернистое судовое топливо будут востребованы потребителями как внутри порта, так и в Северо­ Западном регионе в целом.
Согласно расчетам, реализация данного проекта позволит увеличить налоговые поступления в бюджет Ленинградской области на 20%, внутренний региональный продукт на 15% и создать в общей сложности более 17 тысяч новых рабочих мест к 2030 году.
Для привлечения трудовых ресурсов на территорию проекта и создания комфортных условий проживания осуществляется строительство Нового города на 34,5 тыс. жителей с увеличением его к 2025 году до 58 тыс.
Комплексное развитие территорий, прилегающих к порту Усть­Луга, должно стать стимулом для дальнейшего развития самого порта и формирования на его базе крупнейшего на Северо­Западе России транспортно­логистического узла. В конечном итоге Ленобласть должна стать центром притяжения грузовых потоков и центром мультимодальной дистрибуции на Северо­Западе.
Генеральный директор ООО «Мультимодальный комплекс «Усть-­Луга» Михаил Ерофеев:
– Реализация проекта по созданию морского торгового порта Усть­Луга началась 20 лет назад, 11 лет назад порт стал принимать первые грузы. Сегодня на территории порта работает 13 терминалов, другие строятся или проектируются. Реализуются проекты по расширению железнодорожных и автомобильных подходов к порту.
Мировая тенденция говорит о том, что первым делом строится порт, а потом осваивается предпортовая территория. Комплексное развитие Морского торгового порта Усть­Луга и прилегающей территории предусматривает создание ­ до 2030 года нес­кольких взаимосвязанных кластеров: транспортно­логистического, промышленного, сити­кластера, туристско­рекреационного и агропромышленного.
В рамках организации промышленного кластера будет создан Мультимодальный комплекс Усть­Луга. Согласно разработанной концепции на данной территории разместятся: промышленно­логистический парк (432 га), бизнес­парк (140 га), участки для жилищного строительства (225 га), первый в России специализированный грузовой аэропорт (775 га), Аэротрополис (587 га).
В состав промышленно­логистического парка «Усть­Луга» войдут: сухой порт «Усть­Луга», индустриальный бизнес­парк, логистический комплекс и производственная площадка для размещения инновационных предприятий и высокотехнологичных производств с высокой степенью переработки сырья.
Свидетельством того, что концепция была разработана правильно, является приход в наш индустриальный парк крупного российского инвестора – это Группа «ИСТ», которая будет строить здесь большой карбамидный завод и терминальный комплекс по перевалке генеральных грузов и удобрений мощностью более 4 млн тонн. Терминальный комплекс и завод будут связаны коридором коммуникаций, позволяющим осуществлять транспортировку продукции с минимальными издержками. Этой осенью состоялась комиссия по размещению производительных сил в Ленинградской области, на которой был одоб­рен этот проект, а в начале октября руководство области подписало с ООО «Балтийский карбамидный завод» соглашение о предоставлении предприятию налоговых льгот. Мы надеемся, что вслед за якорным оператором придут и другие предприятия – заявки уже есть.
Индустриальный бизнес­парк предназначен для небольших операторов, которым нужны площади под офисные здания с небольшими складами и производственными помещениями.
Следующим шагом станет создание сухого порта, предназначенного в первую очередь для строительства складов временного хранения в целях таможенного оформления и таможенного контроля товаров, ввозимых на территорию РФ через морские порты, в том числе контейнеров.
Что касается грузового аэропорта, то этот проект мы не раз представляли на различных выставочных площадках и везде получали положительные отклики. В свою очередь аэрологистика будет способствовать развитию в регионе существующих и новых производств, например, сборке высокотехнологичной продукции, а также будет стимулировать работу со скоропортящимися грузами. Создание аэропорта и промышленно­логистического парка – логичные шаги к созданию транспортного­логистического хаба «Усть­-Луга». Если все наши идеи воплотятся в жизнь, в Усть­Луге будет создан полноценный мультимодальный хаб. Наличие всех четырех видов транспорта, логистика и производство создадут прекрасные возможности для инвестиций и для трансфера грузов.
Но сейчас остро стоит вопрос о необходимости создания агломерации. Это понятие скоро будет введено в Градостроительный кодекс, оно предполагает некое объединение городских и поселковых образований, связанных экономическими, культурными и прочими связям. Обычно агломерации создаются на базе крупного города. В нашем случае ядром агломерации станет непосредственно Усть­-Лужский транспортно­производственный узел, где будет работать огромное количество людей. Поэтому нужна более мобильная транспортная связь с ближайшими городами, хорошая железнодорожная и автодорожная инфраструктура. Мы предлагаем руководству Минэкономразвития РФ рассмотреть вопрос о том, чтобы разработать пилотный проект создания Усть­-Лужской агломерации. Создание агломерации приведет к необходимости кардинально пересмотреть стратегию транспортного развития хаба Усть­-Луга.

Подготовила Наталья Соколова