ППРК-Сервис
ППРК-Сервис
Архив номеров / Архив в электронном виде / СТО 07/24 ноябрь 2013 / ММПК "БРОНКА": строительство экопорта
ММПК

ММПК "БРОНКА": строительство экопорта

Возведение и эксплуатация порта – почти всегда в той или иной степени наносят ущерб экологии. При строительстве Многофункционального морского перегрузочного комплекса (ММПК) «Бронка» (Большой порт Санкт­-Петербург) используются передовые технологии, позволяющие свести к минимуму негативное воздействие на окружающую среду.
Об особенностях реализации экологических мероприятий ММПК «Бронка» журналу СТО рассказал исполнительный директор компании­застройщика комплекса Алексей Шуклецов:

– Алексей Эдуардович, как оценивается экологический ущерб от строительства и последующей эксплуатации ММПК «Бронка»? О чем свидетельствуют показания экологического мониторинга?
– В любом случае проект портового комплекса задолго до начала строительства проходит госэкспертизу. Оценивается его воздействие на окружающую среду, определяется размер ущерба, наносимый строи­тельством. На основании оценки ущерба экологическая экспертиза делает вывод о том, приемлем ли тот или иной объект строительства для окружающей среды. Если дается положительное заключение, то это означает, что объект приемлем. И только потом появляется соответствующий раздел проекта, который служит основой для начисления платежей.
В процессе работ по созданию портового комплекса ведется экологический мониторинг, который уточняет показатели наносимого ущерба. На их основании делаются выплаты в государственную казну: за рыбное хозяйство, биоту (животные, растения).
Для проведения экологического мониторинга привлекаются профессиональные компании, в частности на строительстве ММПК «Бронка» работает компания НКС. Мониторинг осуществляется путем ежедневного визуального обзора и забора проб воздуха и воды.
Кроме того, у нас есть и штатные экологи, задача которых – отработка экологических способов строительства и минимизация ущербов окружающей среде.
Поскольку портовый комплекс возводится на средства частных инвесторов, мы заинтересованы в том, чтобы ущерб для окружающей среды был минимальным, желательно ниже расчетных показателей.

– А как реализуется строительство очистных сооружений?
– Требования к качеству сбрасываемой в Финский залив воды с каждым годом растут. Наиболее дешевый и простой вариант – это подключиться к системе канализования ГУП «Водоканал», чтобы сточные воды очищались централизованно. Но в данном случае это невозможно, поскольку сети водоснабжающей организации находятся слишком далеко от нашей площадки. И мы строим собственные мощные очистные сооружения. Это дополнительная нагрузка для инвестора, в данном случае мы доплачиваем за защиту окружающей среды. Подключение же к сетям Водоканала позволило бы удешевить себестоимость очистки воды на 20­30%.
Собственные очистные сооружения обеспечат качество сбрасываемой воды на уровне рыбоводного водоема. Ее даже можно пить после кипячения.
Причем проект строительства очистных сооружений предусматривает возможность их расширения в дальнейшем. То есть при дальнейшем развитии порта, расширении и освоении его территорий предусматривается возможность и увеличения пропускной способности очистных сооружений, и подключения к ним вводимых мощностей.
Выбирая технологию строительства очистных сооружений, мы ориентировались на опыт других портов. И подошли к этому вопросу очень серьезно. Изучали опыт наших коллег в порту Усть­Луга, Приморске, Высоцке, решения, которые были применены для очистки вод, в том числе от нефтепродуктов, какие проблемы могут возникнуть в процессе эксплуатации.
– И много таких недостатков нашли?
– Основная проблема в том, что законодательство меняется очень быстро. Необходимо учитывать то, что оно с каждым годом ужесточается, принимая любые перспективные решения. В противном случае, можно в процессе строительства выяснить, что заложенные в проект технические решения уже устарели и предусмотренного оборудования, которое перестало соответствовать требованиям законодательства, уже не выпускают. А значит, надо вносить изменения в проект, снова проходить экспертизу. Поэтому нам хотелось предусмотреть такие вещи и быть на шаг впереди.
Очистные сооружения ММПК «Бронка» очень технологичны и позволят нам выполнять требования законодательства в течение ближайших 10­15 лет. А к тому времени, может быть, появятся новые способы очистки – какие­нибудь нанофильтры или другие.

– Какие еще природоохранные мероприятия и проекты, ориентированные на защиту окружающей среды, вы планируете реализовать?
– Все экологические мероприятия, реализуемые в порту, ориентированы на действующее законодательство с учетом его возможного ужесточения.
По всей причальной линии запроектированы электрические розетки для переключения судов с дизельного топлива на электричество. Это сейчас активно практикуется в Швеции – там стоять у причала с включенным дизель­генератором уже нельзя.
Кроме того, предусмотрено сотрудничество с городскими службами. Например, никаких сжигающих ассенизаторов в проекте нет, утилизация мусора будет осуществляться по городским стандартам.
Также могу отметить, что и подрядчики при строительстве порта работают на высоком уровне. Так, например, компания «Регинжстрой», которая выполняет верхние строения причальных сооружений. У них все рабочие в касках, в светозащитных жилетах. У каждого сварщика своя коробочка, куда он выбрасывает свои электроды. Отработанные электроды учитываются, сдаются и утилизируются. Все приспособления, которые используются строителями, прошли соответствующие испытания. Нельзя не отметить высокий уровень производственной культуры компании «Баскалис», которая выполняет дноуглубительные работы. Вся техника фирмы оборудована GPS, все механизмы, обеспечивающие выравнивание территории по определенной отметке, автоматизированы. Это исключает технические ошибки и сводит к минимуму «человеческий фактор».
При таком подходе качество работ значительно выигрывает.
Технологии строительства прописываются в проекте, но очень многое зависит от мелочей и исполнительской дисциплины. Можно строить варварским способом, но намного лучше – используя современную технику и технологии, соблюдая требования законодательства и сокращая нагрузку на экологию. Мы ведь работаем в своей родной стране.
Так что требования к минимизации ущерба окружающей среде выполняются у нас очень четко. И это не только обязанность, это скорее наше желание следовать законодательству, ведь мы понимаем, что если будет что­то не так, то нашу работу будут постоянно стопорить, останавливать производство. А это уже экономический вопрос. В этом смысле наше законодательство решено абсолютно правильно. Застройщик должен быть заинтересован в том, чтобы объект работал и процесс не тормозился.

Главный специалист департамента проектирования по инженерным сетям ООО «Феникс» Валерий Орлов:
– Проект строительства очистных сооружений нам разрабатывала компания ГТ «Морстрой». Было отклонено несколько решений, поскольку мы посчитали, что этого будет недостаточно, чтобы содержать в порядке акваторию Финского залива.
Сначала предусматривалось создание типовых очистных сооружений для поверхностных стоков, в дальнейшем было принято решение построить современные высокоэффективные очистные сооружения. Для предотвращения попадания в акваторию нефтесодержащих продуктов предусмотрена система напорной флотации. Фильтры, которые используются при данной технологии, подлежат обратной промывке и ведется постоянный мониторинг, так что появление каких­либо загрязнений исключено. При очистке бытовых сточных вод используется мембранная технология, которая позволяет производить более эффективную очистку.
Очистные сооружения будут установлены на намывной территории. Этот участок уже подготовлен. В ближайшие три месяца будет выполнено рабочее проектирование, определен поставщик оборудования и подрядчик.
Кроме того, изначально проект предусматривал запитку противопожарного водопровода порта от сетей водоканала. А это большой расход очищенной питьевой воды, то есть дополнительная нагрузка на экосистему и дополнительные расходы. Поэтому было принято решение изменить технологию и производить забор воды из Финского залива. Поменялось оборудование, появилась система морского водозабора и глубоководного выпуска.
Мы используем систему оборотного водоснабжения технических зданий и сооружений, где это необходимо, то есть вода используется неоднократно.
Но это достаточно затратно. Так, например, цена только на оборудование для очистки поверхностных и хозбытовых стоков может составлять до 370 млн рублей. Экологические мероприятия обходится дорого. Но наша задача – построить высокоэффективный и экологически чистый порт.

Подготовила Славяна Румянцева