ППРК-Сервис
ППРК-Сервис
Архив номеров / Архив в электронном виде / СТО 07/24 ноябрь 2013 / СЕРГЕЙ АЛПАТОВ: «СТРОИТЕЛИ ПОДЗЕМНЫХ СООРУЖЕНИЙ ИНТЕГРИРУЮТСЯ...
СЕРГЕЙ АЛПАТОВ: «СТРОИТЕЛИ ПОДЗЕМНЫХ СООРУЖЕНИЙ ИНТЕГРИРУЮТСЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СООБЩЕСТВО СЕВЕРНОЙ ЕВРОПЫ»

СЕРГЕЙ АЛПАТОВ: «СТРОИТЕЛИ ПОДЗЕМНЫХ СООРУЖЕНИЙ ИНТЕГРИРУЮТСЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СООБЩЕСТВО СЕВЕРНОЙ ЕВРОПЫ»

Технологии отечественного метростроения вызывают большой интерес и получают высокую оценку мирового профессионального сообщества. Весной 2013 года Россия вошла в состав Nordic Forum – авторитетной международной организации, объединяющей специалистов стран Северной Европы и Канады в области подземного строительства.
28 октября участники Nordic Forum встретились в Копенгагене (Дания), чтобы обсудить планы сотрудничества на ближайшее полугодие. Российскую сторону представил генеральный директор Объединения подземных строителей и проектировщиков Сергей Алпатов.

– Сергей Николаевич, вступление в Nordic Forum – это вопрос престижа или реальный шанс принять участие в реализации проектов стран Северной Европы?
– На мой взгляд, одно не противоречит другому. Российские проекты в области подземного строительства вызывают большой интерес зарубежных специалистов. При этом особенно важно, что наше сотрудничество развивается на паритетной основе. Участниками Nordic Forum рассматриваются уникальные проекты и технологии подземного строительства, а также вопросы, связанные с законодательством и градостроительным планированием, идет обмен идеями с последующей возможностью их совместной реализации. Учитывая, что мероприятия в рамках Nordic Forum проходят дважды в год, мы имеем перспективы не только оперативно обмениваться информацией, но и совместно решать профессиональные задачи. Тем более, что определенная схожесть климатических условий этому способствует.

– Какие проекты были представлены членами Nordic Forum?
– Освоение подземного пространства у наших северных соседей ведется очень активно, несмотря на сложность инженерно­геологических условий. Например, в Исландии подземное строительство сопряжено со значительными рисками, связанными с сейсмической активностью в зонах активной вулканической деятельности. Большой интерес вызвал доклад о строительстве гидротехнических тоннелей, представленный канадскими специалистами, и сообщение представителей Дании о ходе работ по сооружению уникального тоннеля Фемарн­-Бельт, который обеспечит транспортное сообщение между Данией и Германией.

– Ваше выступление как представителя российской стороны получило одобрение коллег?
– Очень важно, что наше предложение по обновлению результатов сопоставительного анализа законодательной базы различных стран было единодушно поддержано участниками Nordic Forum. Примеры успешных решений позволят существенно упростить работу по корректировке российского законодательства в области подземного строительства. Опыт зарубежных коллег – как положительный, так и отрицательный – будет способствовать скорейшему решению проблем, актуальных для российских специалистов. Помимо проблем, непосредственно касающихся возведения подземных объектов, мы наметили ряд вопросов в области бестраншейных технологий строительства и реконструкции инженерных коммуникаций. Очевидно, что работа по обустройству подземного пространства должна вестись комплексно. По результатам исследований будет подготовлен отчет о том, как проблемы, аналогичные российским, решаются в странах Северной Европы. Также большой интерес участников заседания вызвал доклад о ближайших планах развития метрополитена в Санкт-­Петербурге и инновационных технологиях, которые будут применяться на сооружении станций и первого в городе двухпутного тоннеля в рамках проекта строи­тельства 5­ой ветки метрополитена.

– Как оценивают российские проекты в области подземного строительства за рубежом?
– Сотрудничество петербургских и зарубежных специалистов развивается сегодня очень активно, особенно это касается вопросов градостроительного планирования и комплексного освоения подземного пространства. Во многих отраслях мировой экономики отчетливо прослеживается тенденция к интеграции, и подземное строительство – не исключение. Так что в идеологическом плане Санкт-­Петербург становится центром подземного строительства в России.