ППРК-Сервис
ППРК-Сервис
Архив номеров / Архив в электронном виде / СТО 05/70 АВГУСТ 2019 / РЕСТАВРАЦИЯ ЗАНЯЛАСЬ КЛОНИРОВАНИЕМ
РЕСТАВРАЦИЯ ЗАНЯЛАСЬ КЛОНИРОВАНИЕМ

РЕСТАВРАЦИЯ ЗАНЯЛАСЬ КЛОНИРОВАНИЕМ

2019 – год театра в  России. Это означает проведение ряда мероприятий по развитию театральной сферы, повышению популярности театра в стране и улучшения его материального состояния.
В Санкт-Петербурге в рамках проекта масштабной реставрации создан клон главного корпуса Российского государственного института сценических искусств.

В Петербурге реализуется уникальный проект реставрации объекта культурного наследия с одновременным его приспособлением под современное использование с применением информационного моделирования. На данный момент завершён первый этап проекта, включающий комплексное научное исследование с подготовкой всех необходимых данных (создание клона здания) для проектирования и дальнейшего ведения реставрационных работ с приспособлением под современное использование данного объекта культурного наследия.
Как пояснила инициатор и идейный вдохновитель и. о. директора Федерального государственного унитарного предприятия «Государственный Республиканский Центр экспертизы и сертификации в области охраны и реставрации памятников истории и культуры «Росгосэкспертиза» Наталья Волынская, проект призван кардинально изменить ситуацию с качеством проектирования и последующим процессом производства реставрационных работ на зданиях, являющихся историческими памятниками и объектами культурного наследия. В том числе это позволит смягчить противоречия ФЗ-44 и бюджетного процесса в целом.
«Проект действительно инновационный, – подтвердила Наталья Владимировна. – Преимущество, которое даст данная работа по отношению к обычному проектированию, это кардинальное улучшение качества проектирования. В процессе производства реставрационных работ обычно вскрывается огромное количество проблем, которые впоследствии существенно влияют на сроки, на стоимость проекта. Причина тому всегда – недоисследованность того ОКН, на котором ведётся реставрация. Подчеркиваю: это всегда недоработка на самом первом этапе проведения обследований».

ОБЪЕКТ, СЛОЖНЫЙ ДЛЯ РЕСТАВРАЦИИ
Нужно сказать, что данное здание для пилотного проекта было выбрано не случайно: в нём сконцентрировано большое количество «обстоятельств», которые традиционно усложняют проведение реставрационных работ: от возраста и исторической ценности до конструктивных особенностей
Во-первых, главный корпус Российского института сценических искусств (особняк Безобразовой на Моховой, 34) – уникальный исторический и архитектурный памятник в стиле «модерн» постройки 1902–1907 годов, по сути, представляющий собой целый комплекс зданий и занимающий практически квартал от улицы Моховой до Литейного проспекта. До того как оно было передано Академии театрального искусства, в нём в первой половине прошлого века располагались Канцелярия Совета министров, Главное управление государственного здравоохранения, Польский педагогический техникум, Техникум сценического искусства. Последний на Моховой ул., 34 разместился в 1928 году, претерпел ряд реорганизаций, в том числе стал высшим учебным заведением. В 1962 году на Моховой ул., 35 разместился Учебный театр. Как рассказывают представители руководства Академии, в зданиях на Моховой первоначально размещались все факультеты вуза с помещениями самого разного назначения: общежитие, учебные аудитории, репетиционные залы. При этом проблема приспособления официального здания с парадными залами, находящимися, впрочем, в весьма непрезентабельном состоянии, к ведению учебного процесса с соответствующей спецификой стояла всегда. Более того, периодически руководство задумывалось о возможности смены здания на более приспособленное к его деятельности.
Во-вторых, задача серьёзно осложнялась практически аварийным состоянием особняка: фактически капитального ремонта в нём не было с даты постройки, проводившиеся перестройки-перепланировки приводили к утратам исторических помещений, планировок, элементов (исчезли световые фонари, претерпели изменения церковь, парадные залы, система коридоров), из-за периодических подтоплений возникли проблемы с фундаментом и подвальным этажом, текли и рассыпались швы между пристроенными к основному корпусу в разные годы блоками, в полную негодность пришла система коммуникаций. В итоге встал вопрос не просто о капитальном ремонте – о масштабной реконструкции и реставрации.
«Академия – вуз необычный, особняк хранит ауру прошлой своей жизни, – рассказала ректор Российского государственного института сценических искусств Наталья Пахомова. – Здесь живут духи великих актеров ХХ века, о которых слагались и слагаются легенды. Более того, здесь учат не только преподаватели – сами стены учат. Разница огромна и чувствуется сразу, и это не пустые слова. Поэтому перед нами и авторами проекта стояла непростая задача: с одной стороны, сохранить ауру этого здания, с другой – сделать его современным и технически оснащенным пространством, приспособленным под нужды учебного и театрального процесса».

КЛОН ДЛЯ БУДУЩЕЙ ЖИЗНИ
В итоге было принято решение в рамках ФЦП «Культура России» под патронатом Северо-Западной Дирекции по строительству, реконструкции и реставрации при участии Союза реставраторов Санкт-Петербурга пойти по инновационному пути: используя информационное моделирование, провести широкий комплекс научных исследований. Таким образом, этап проектирования разделили на два: комплексное научное исследование и собственно проектирование в объёме рабочих чертежей. Первый этап включал историческое и архитектурное исследование, выполнение обмерных чертежей, проведение изыскательских работ, обследование строительных конструкций, оценку предстоящих работ по реконструкции/реставрации, подбор методик реставрации и, как итог, создание так называемого клона здания – точной геометрической и прочностной копии объекта, выполненной на основании данных наземного лазерного сканирования и фотограмметрии. Кроме регламентированных сведений информационная модель учитывает техническое состояние объекта, его конструктивные особенности, декоративные элементы, предметы охраны и их фактическое состояние.
В мае клон (информационная модель) был представлен на суд общественности.
«Данный клон позволяет спрогнозировать все возможные воздействия от производства работ на объект культурного наследия и существенно сократить сроки проектирования, получить наглядную визуализацию результатов работы, а также возможность полноценного контроля качества и объёмов производимых работ, – рассказал заместитель директора по реставрации Северо-Западной Дирекции по строительству, реконструкции и реставрации Виталий Семенской. – Используя современное программное обеспечение и доступные для редактирования информационные модели, будет несложно определить все изменения и отклонения, произошедшие с объектом за временной период между реставрационными работами в процессе эксплуатации».
Таким образом, по результатам проведения работ по сохранению и приспособлению объекта культурного наследия (особняка на Моховой, 34) его пользователь получит возможность эксплуатации здания на основании модели клона, куда будут заложены сведения об основных конструкциях и оборудовании с указанием их сроков эксплуатации, необходимости проведения плановых ремонтов и обслуживания. Это, в свою очередь, приведёт к экономии бюджетных средств за счёт своевременного планирования ремонтных работ и обеспечению безаварийности эксплуатации здания.
Как пояснил представитель Дирекции, экономия бюджетных средств при применении данного метода обследования и проектирования объекта культурного наследия возникает в момент расчёта финансирования за счёт более точного определения объемов работ – площади позолоты и штукатурки и процентов их утрат, площади утраченных элементов скульптур с разбивкой по материалам и т. п. Данные исследования позволяют более точно и качественно определить объём работ, не создавать прогнозную сметную стоимость, основанную на предположениях, а получать достоверные цифры на основании точных обследований и точных расчётов. Также значительно сократится время разработки проектных решений по сохранению объекта культурного наследия в связи с уже имеющейся моделью здания, каждый элемент которого получит заданные качественные и количественные характеристики текущего состояния. Таким образом, модель здания позволит спрогнозировать работу существующих конструкций с учётом новых нагрузок. На сегодняшний день завершены комплексные научные исследования с подготовкой всех необходимых данных для проектирования и выполнения реставрационных работ в рамках проекта приспособления к современному использованию. Кстати, окружающие здания, попадающие в зону влияния при ведении строительных работ, также были обследованы в рамках этапа на предмет возможного отрицательного воздействия.
«То, что главный корпус Академии, сердце нашей альма-матер, должен быть превращен в современное и вместе с тем исторически корректное пространство, для всех участников проекта было абсолютно очевидно, – подтвердил руководитель научных программ Российского государственного института сценических искусств Александр Чепуров. – И представленный проект справился с этим вполне. Мне кажется, проектировщикам удалось главное – соединить современный высокотехнологичный учебный процесс с сохранением исторического облика этого здания и присущей ему ауры, которая наиболее ценна. Другое дело, что реставрация не решит проблемы расширения площадей и нам наверняка потребуется что-то строить и/или присоединять, но это уже следующая задача пользователя».

Светлана Соснова