XXI siezd
ППРК-Сервис
Архив номеров / Архив в электронном виде / СТО 05/70 АВГУСТ 2019 / SOS: МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ СТРОИТЕЛЬНЫЙ БИЗНЕС ТРЕБУЕТ ПОДДЕРЖКИ...
SOS: МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ СТРОИТЕЛЬНЫЙ БИЗНЕС ТРЕБУЕТ ПОДДЕРЖКИ ГОСУДАРСТВА

SOS: МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ СТРОИТЕЛЬНЫЙ БИЗНЕС ТРЕБУЕТ ПОДДЕРЖКИ ГОСУДАРСТВА

Происходят глобальные изменения в строительной сфере особенно в жилищном строительстве, связанные с переходом от системы долевого участия граждан к проектному финансированию и эскроу-счетам. О том, что реально происходит в строительном комплексе, рассказывает вице-президент, директор «Союзпетростроя» Лев Моисеевич Каплан.

СТРОИТЕЛИ ХОТЯТ, ЧТОБЫ ИХ СОСЧИТАЛИ
Сложилась такая ситуация.Определённая часть жилых домов будет достраиваться по прежней схеме – по установленным критериям их готовности, а все вновь начинаемые объекты и объекты с низкой степенью готовности – только по новой схеме. При этом в огромной мере возрастает роль банков, которые во избежание рисков будут тщательно следить за ходом строительства домов и надежностью подрядчиков, включая и субподрядчиков.
В этих условиях необходимо вновь проработать проблему создания регионального реестра участников строительного рынка. Эту проблему «Союзпетрострой» поднимал неоднократно в рамках рабочей группы «Улучшение предпринимательского климата в сфере строительства» Штаба по улучшению условий ведения бизнеса в Санкт-Петербурге, возглавляемом губернатором Санкт-Петербурга. Созданная в Санкт-Петербурге «Единая система строительного комплекса» не отвечает своему названию, ибо она является порталом госуслуг в строительной сфере, но ориентирована исключительно на застройщиков-заказчиков и  игнорирует подрядчиков и других участников строительного рынка.
Создание такого реестра, который собрал бы воедино реально работающие в городе подрядные компании (включая проектировщиков и поставщиков стройматериалов), особенно актуально в новых условиях, ибо возрастают риски найма ненадежных партнёров. Если раньше была практика расторжения контрактов, то при проектном финансировании необходимо знать заранее, «кто есть кто» – ещё на стадии подачи заявки застройщика на открытие эскроу-счетов.

СТРОИТЕЛЯМ ПОРА «ВЫЙТИ ИЗ СУМРАКА»
Следует подчеркнуть, что в результате рыночных преобразований, в России, и в частности в Санкт-Петербурге, сложилась ситуация, когда крупными компаниями стали девелоперы-застройщики, которые сами не строят, а нанимают подрядчиков, при этом нередко сами берут на себя функции генеральных подрядчиков, а общестроительные организации становятся субподрядчиками и, в свою очередь, нанимают специализированные компании – сантехников, отделочников и т.п. в качестве субсубподрядчиков. При этом в последнее десятилетие с рынка ушли сравнительно крупные строительные компании, как это было в советское время, основную долю именно строителей составляет средний и малый строительный бизнес, который испытывает большие затруднения в связи с практически отсутствием конкуренции, диктатом как монополистов, так и застройщиков, систематическими неплатежами за выполненные строительно-монтажные работы, занижением расценок и т.п.
В результате сложившейся ситуации в России, по данным статистики, в год банкротится около тысячи подрядных и субподрядных организаций. Можно привести множество таких примеров и в Санкт-Петербурге. Перечислить все обанкротившиеся строительные компании просто не хватит места в данной статье. Очевидно, что дольше терпеть такую ситуацию нельзя, ибо становится невозможным обеспечить сохранение потенциала строительного комплекса. Необходимо отметить, что разукрупнение строительных компаний является характерной чертой строительного рынка в развитых странах. Так, в Великобритании из 80 000 строительных компаний только 43 имеют численность работников свыше 500 человек, а все остальные существуют малыми, причём наибольшую их часть – 86 % – составляют компании с численностью работников до 15 человек.

ДАВАЙТЕ ЖИТЬ ДРУЖНО!
Возникает вопрос: как же в таких условиях успешно функционирует их строительный комплекс? Ответ очевиден – там создан механизм взаимодействия крупных средних и малых компаний на основе строжайшего соблюдения заключенных контрактов, реальной конкуренции за подряды, ответственности за сроки и качество работ, развитие маркетинга и менеджмента компаний и других принципов рыночного девелопмента, основанного на четком разделении функций участников рынка. В этом мы убедились в  начале девяностых годов прошлого столетия, во время учёбы в Манчестере. К сожалению, в ходе рыночных реформ в России, эти постулаты были проигнорированы, что и привело к нынешней ситуации в строительстве.
Кстати отметим, что и вновь вводимые в России нормы проектного финансирования (на Западе его называют более точно – проектным кредитованием) сильно отличаются от западных: там нет дольщиков, особенно обманутых, это просто невозможно, а действует система строительства объектов целиком за счет кредитов банков. Но это – тема отдельной статьи. В России же принята схема, основанная на ситуации, когда более 90% всего жилья строилось по долевому участию граждан.
Так или иначе, но без поддержки государством потенциала строительный отрасли не обойтись.
При этом речь идет не столько об участии властей в финансировании компаний (хотя введение налоговых льгот необходимо – так же, как и другие меры), сколько о разработке законодательных и нормативных актов, соответствующих решению насущных проблем спасения (уже нужно говорить об этом!) и развития малого предпринимательства. Характерный пример: в Гражданском кодексе Российской Федерации в главах «Подряд» и «Строительный подряд» прописаны обязанности подрядчиков, соблюдение сроков строительства, гарантийные обязательства и т.п., и лишь мельком упомянуты обязанности заказчиков, без указания сроков приемки и оплаты выполненных работ, в результате чего подрядчики стали бесправными и в судах.

ИГРАТЬ НАДО ПО ПРАВИЛАМ
Необходимо создать своеобразные правила игры, обязательные для всех участников инвестиционно-строительного рынка, как это действует в развитых странах. Эти правила должны действовать как в государственном заказе, так и в коммерческом строительстве объектов недвижимости и предусматривать гарантии и защиту для обеих сторон договора строительного подряда. Кстати, в сфере госзаказа необходимы серьезные изменения, в частности отмена единственного способа получения подряда на электронных аукционах, как несоответствующего строительному бизнесу (предусмотренная Распоряжением Правительства РФ № 471-р) и применение других конкурсных процедур, предусмотренных Федеральным законом № 44-ФЗ.
«Союзпетрострой» инициировал обращение губернатора Санкт-Петербурга в Правительство Российской Федерации по этому важному вопросу. Подводя итог вышесказанному, подчеркну то, что срочно требуется изменение всего механизма функционирования инвестиционно-строительного комплекса страны, а не только введение проектного финансирования, ибо с ним связано много других проблем без решения которых и этот механизм будет буксовать.


Лев Каплан