ППРК-Сервис
ППРК-Сервис
НА ПУТИ К ЧИСТОЙ БАЛТИКЕ

НА ПУТИ К ЧИСТОЙ БАЛТИКЕ

С конца 2015 года в Красногвардейском районе Санкт-Петербурга развернулась масштабная стройка: ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» ведет строительство Охтинского канализационного коллектора – одного из важнейших экологических объектов города, функционирование которого приведет к улучшению санитарно-эпидемиологического состояния водных объектов нашего региона.
 
ЦЕЛИ ПРОЕКТА
Строительство коллектора идет полным ходом. Уже выполнено 43% всего объема работ – в частности, пройдены стволы всех 20 шахт, предусмотренных проектом, часть из них оснащена оборудованием, также пройдены 14 интервалов тоннеля различного диаметра общей протяженностью 5,185 км. Строительство коллектора осуществляется в соответствии с Адресной инвестиционной программой Комитета по энергетике и инженерному обеспечению и Инвестиционной программой государственного унитарного предприятия «Водоканал Санкт-Петербурга» на 2016–2025 годы. В соответствии с контрактом полностью строительство планируется завершить к 2020 году.
Охта считается одним из самых загрязненных притоков Невы. Ежегодно в реку сбрасывалось несколько миллионов кубометров неочищенных сточных вод. Строительство Охтинского канализационного коллектора позволит перехватить прямые выпуски в р. Охту и р. Лубью, а также подключить абонентов от перспективной застройки. В рамках первой очереди строительства будут переключены 43 прямых выпуска общим расходом 11 млн кубометров сточных вод в год. Кроме того, строительство Охтинского коллектора даст возможность для развития прилегающих к реке Охте территорий.
По проекту, коллектор проходит преимущественно по левому берегу реки Охты от проспекта Шаумяна к проспекту Энергетиков, далее в направлении улицы Передовиков, Ириновского проспекта, шоссе Революции, Индустриального проспекта, и заканчивается в районе улицы Потапова. Выбор трассы коллектора как раз учитывает необходимость перехвата прямых выпусков. Коллектор проходит практически вдоль всего русла Охты, причем вплотную к реке. Финальная шахта № 440 расположена в Малоохтинском парке на пр. Шаумяна. Это самая глубокая шахта коллектора (65 м), ее диаметр – 8,5 м.
 
ШАХТЫ И ТОННЕЛИ – С ТОЧНОСТЬЮ ДО МИЛЛИМЕТРА
Тоннельный канализационный коллектор – очень сложный инженерный объект. Он включает 20 шахт и 19 интервалов тоннеля общей длиной 7,7 км. Внутренний диаметр участков тоннеля – от 1,2 до 3,1 м. Различна и глубина заложения – от 6 до 28 м (это зависит от гидравлического уклона). Стоит отметить, что проходка тоннелей идет в круглосуточном режиме.
В ближайшее время начнется проходка двух участков тоннеля с помощью нового тоннелепроходческого комплекса (так называемого щита), наружный диаметр которого составляет 3,8 м, а внутренний – 3,1 м.
Шахты также являются важной частью коллектора. Они необходимы для того, чтобы сточные воды попадали в тоннель. Каждая из них через специальную камеру соединяется с наружными канализационными сетями, которые обеспечивают прием стоков от абонентов, а прямой выпуск стоков в Охту перекрывается.
Интересно, что технологии, используемые при строительстве Охтинского коллектора, позволяют работать с грунтами различной сложности, в частности, преодолевать плывуны. Среди применяемых технологий – замораживание грунта, метод «Джет граутинг» (струйная цементация грунта), микротоннелирование. Последняя особенно интересна. Микротоннелирование представляет собой бестраншейный способ проходки тоннеля, то есть без проведения раскопок. Труба с помощью домкратных установок продавливается сквозь грунт от одной шахты к другой. Копать в открытую на таких глубинах почти невозможно. К тому же, так как работы ведутся в непосредственной близости от реки Охты, на объекте преобладают обводненные грунты. Микротоннелирование в данном случае – самый оптимальный, дешевый и быстрый способ. При этом соблюдается точность до нескольких миллиметров. Процесс полностью автоматизирован. Около стартовой шахты находится пункт управления, откуда специалист контролирует различные параметры при помощи компьютеров.
 
И КАЧЕСТВО, И КОЛИЧЕСТВО
Охтинский канализационный коллектор позволит направить канализационные стоки на очистку на Северную станцию аэрации, где они пройдут полный цикл очистки в соответствии с международными и российскими требованиями. Недавно на Северной станции аэрации завершился первый этап реконструкции – одно из ключевых мероприятий по реализации программы прекращения сброса неочищенных сточных вод в водоемы Петербурга. Цель реконструкции станции – обеспечить стабильное качество очистки сточных вод в соответствии с обновленными требованиями Хельсинкской комиссии по защите Балтийского моря (ХЕЛКОМ). В соответствии с технологическими решениями проекта, после реконструкции производительность станции составит 1007,8 тыс. кубометров воды в сутки. Это обеспечит необходимую эффективность очистки стоков с соблюдением требований законодательства Российской Федерации и рекомендаций ХЕЛКОМ с учетом развития территорий северной части города. 
При реконструкции аэротенков на ССА была внедрена технология биологической очистки сточных вод Кейптаунского университета (UCT; VIP), которая успешно применяется на Юго-Западных очистных сооружениях. После реконструкции станции также значительно повысилась энергоэффективность производственных процессов и, самое главное, обеспечена стабильная и качественная очистка сточных вод перед сбросом в Финский залив.
Сохранение экологии Балтийского моря – важнейшее направление работы ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга». В 2017 году предприятие реализует целый ряд мероприятий в области экологии и работает над строительством социально значимых объектов.
Сейчас в городе очищаются 98,5% всех стоков. При этом качество очистки соответствует как российским, так и международным нормативам, включая рекомендации Хельсинкской комиссии по защите Балтийского моря: общее содержание фосфора в очищенных сточных водах составляет не более 0,5 мг/л, азота – 10 мг/л.
 
По материалам пресс-службы ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга»