БЦ Вант
ППРК-Сервис
СТРОИТЬ – ЗНАЧИТ ЖИТЬ

СТРОИТЬ – ЗНАЧИТ ЖИТЬ

В преддверии профессионального праздника – Дня строителя – о первоочередных задачах строительной отрасли Петербурга в интервью нашему журналу рассказал вице-губернатор Санкт-Петербурга И. Н. Албин.
 

– Игорь Николаевич, в связи с экономической ситуацией в стране приходится отказываться от реализации некоторых строительных проектов. Объемы строительных работ снижаются. Какие объекты в приоритете? Почему?
– Ситуация в строительной отрасли тесно взаимоувязана с общей экономической ситуацией, и сегодня она непростая. В масштабах страны Минстроем России делаются более чем сдержанные прогнозы. Если в 2014 году было введено 84 млн кв. м жилья, в 2015 году – более 85 млн кв. м, то по итогам 2016 года ожидается 76,2 млн, на 10,7% меньше прошлогоднего показателя. В этом смысле прогнозная «глубина спада» в Петербурге выглядит не так критично. Мы планируем ввести не менее 2,9 млн кв. м жилья, при том что показатель 2015 года составлял 3 млн кв. м. На старте года, по итогам первого квартала, Санкт-Петербург занял первое место среди российских регионов по вводу жилья (без учета индивидуального домостроения) с показателем 859 тыс. кв. м. За январь – май введено 1,1 млн «квадратов» жилья.
Именно жилищное строительство во многом предопределяет показатели строительного рынка. Падение платежеспособного спроса граждан откликается торможением строительства. Сегодня девелоперы в основном вводят в эксплуатацию ранее начатые объекты и осторожничают со стартом новых проектов.
Капитальные вложения в нежилом секторе строительства тоже притормозили, инвестиционная активность компаний невысока. По этой причине показатель выполненных работ по виду деятельности «Строительство» проседает. Из нежилых площадей в январе – мае 2016 года введено в эксплуатацию 1,037 млн кв. м, в январе – мае 2015 года этот показатель составлял 1,857 млн кв. м.
Приоритетными стройками для Петербурга, безусловно выступают объекты чемпионата мира по футболу 2018 года: футбольный стадион в западной части Крестовского острова, объекты транспортной инфраструктуры, возводимые к чемпионату, новые тренировочные площадки для спортсменов.
В связи с высокими темпами жилищного строительства очевидна необходимость создания объектов социальной инфраструктуры, школ, поликлиник, больниц. Обеспечение петербуржцев социальной инфраструктурой – безусловный приоритет, на который нас ориентирует губернатор Г. С. Полтавченко. Уже сегодня Петербург – единственный регион России, где дети учатся в одну смену. В 2016 году будут введены в эксплуатацию объекты, которые дадут городу дополнительно 4150 мест в школах, 3690 мест в детских садах, 1890 мест в учреждениях здравоохранения.

– В какой степени готовности находится стадион «Зенит-Арена»?
– Общая готовность футбольной арены по документам отчетности составляет 85%. Но уже в июле подрядные компании готовы предъявить заказчику объемы работ на сумму около 1 млрд рублей, и показатель готовности значительно вырастет.
Завершен монтаж металлоконструкций раздвижной кровли арены, и 30 апреля полностью закончено объединение всех блоков северной и южной стороны крыши. Завершенный вид приобрели металлоконструкции кровли, в том числе пилоны и шпили.
Демонтированы подъемные механизмы и железобетонные плиты с чаши стадиона, последний тяжелый кран, поднимавший элементы кровли, покинул стройплощадку 1 мая. Строители вышли на финишную прямую отделочных работ в чаше и завершили ее бетонирование. Ведутся работы по благоустройству холма и прилегающих территорий.
В сентябре мы закончим все инженерные системы, а их более 120 на объекте. В конце сентября арена примет дебютный футбольный матч.
Строительство стадиона на Крестовском острове ведется круглосуточно: рабочие на строительной площадке трудятся в дневную и в ночную смену, ежесуточно это порядка 2 тыс. человек. А в августе – сентябре их будет до 3 тыс.
До конца 2016 года «Зенит-Арена» будет построена. В апреле 2017 года мы запустим рабочее движение по пешеходному мосту в створе Яхтенной улицы, к марту 2018 года откроем станцию метро «Новокрестовская». По отдельным видам работ на этих объектах есть несущественное отставание, но оно не влияет на сроки окончания строительства. Все объекты будут сданы в установленные госконтрактами сроки и в соответствии с рекомендациями ФИФА.
Сегодня Крестовский остров – территория, где в полной мере проявляется инновационный и ресурсный потенциал строительной отрасли Петербурга, к нему приковано большое внимание, я ежедневно нахожусь на этой стройке. Уверен, то, что сегодня строится, строится на века.

– В чем, по-вашему, заключается главная причина его долгостроя и «космического» удорожания первоначальной сметы? За счет чего удалось все-таки исправить ситуацию?
– Изначально это был другой проект, стоимость которого не превышала 7 млрд рублей. Но затем из обычной реконструкции стадиона имени С. М. Кирова проект перерос в строительство на этом месте грандиозного сооружения, по самым современным технологиям, который встает в один ряд с крупнейшими стадионами мира.
Несколько цифр: это самый высокий стадион в России, его высота без пилонов – 75 м, что обеспечивает большую вместительность и великолепную видимость, вес металлоконструкций стадиона – 32 тыс. тонн, что сравнимо с четырьмя Эйфелевыми башнями, площадь крыши стадиона – 71 тыс. кв. м, выкатное поле весит 8400 тонн, при строительстве арены использовано 486 тыс. куб. м бетона – в 5,5 раз больше, чем для возведения Wembley.
Если говорить об универсальных стадионах, на которых проводятся соревнования по разным видам спорта, в том числе играют в футбол, то самый дорогой в мире – это стадион в Нью-Йорке «Метлайф-Стэдиум», вместимостью 82 тыс. человек и стоимостью 1,6 млрд долларов. Поле его не выдвигается, а крыши нет даже над трибунами. Сейчас в Атланте строится «Мерседес-Бенц-Стэдиум», универсальная спортивная арена, на которой в том числе будут играть в футбол. Ее вместимость – 71 тыс. зрителей, стоимость – 1,4 млрд долларов.
Из-за колебаний курса национальной валюты сравнивать стоимость зарубежных аналогов нашей стройки сегодня очень сложно. В период стабильности курса рубля мы действительно рассчитывали, что утвержденной сметы в 34,9 млрд рублей вполне хватит для завершения объекта. Но потом появились новые требования ФИФА, затем требования в области антитеррористической, противопожарной и энергетической безопасности, новые правовые акты на федеральном уровне по безопасности объектов массового скопления людей, и возникла необходимость откорректировать проектную документацию, что неизбежно привело к удорожанию сметы стадиона.
Изменение цены связано с закупкой необходимого зарубежного оборудования, к примеру: бродскастинговых систем, вантовой системы (стационарной крыши фирмы VSL), опорных конструкций (стационарной кровли фирмы MAURER), механизмов привода раздвижной кровли и светопрозрачного покрытия кровли, которые не имеют аналогов на российском рынке.
Летом Главгосэкспертиза выдаст заключение по последним корректировкам в проект, а необходимая индексация расходов уже учтена в законе о бюджете на 2016 год.
– Какие меры позволят улучшить транспортную ситуацию в городе? Когда планируется возведение новых объектов транспортной инфраструктуры? Каких?
– Уже сегодня транспортная система Петербурга считается одной из крупнейших в Европе: протяженность дорог в Северной столице превышает 3 тыс. км, в городе 418 мостов, 18 из которых – разводные, более 150 км набережных, порядка 40 тоннелей и более 1500 светофорных постов. Все эти объекты необходимо содержать в нормативном состоянии, и плюс к тому – при постоянном росте автомобилизации домашних хозяйств необходимо и дальше развивать транспортную инфраструктуру города.
В Петербурге принята Транспортная стратегия на период до 2025 года, реализуется государственная программа «Развитие транспортной системы Санкт-Петербурга» на период до 2020 года.
В преддверии чемпионата мира по футболу 2018 года профильными ведомствами разработан комплекс мер по улучшению транспортной ситуации в центре города. В частности, речь идет о создании и развитии дуговых и радиальных магистралей, которые позволят повысить пропускную способность дорог города и перенаправят транспортные потоки в обход исторического центра. Это строительство Пулковско-Дунайской развязки, набережной Макарова, моста в районе острова Серный, пробивка Невско-Василеостровской линии метро до станции «Улица Савушкина», включая станцию «Новокрестовская», возведение пешеходно-транспортного моста в створе Яхтенной улицы и реконструкция Тучкова моста. На строительство восьми объектов транспортной инфраструктуры, попавших в программу подготовки к чемпионату, из регионального и федерального бюджетов будет направлено 75,5 млрд рублей, в том числе на участок Невско-Василеостровской линии метрополитена – 36,8 млрд рублей. Реализация проектов не только обес­печит проведение соревнований, но и создаст качественно новые условия для жизни в нашем городе.
Для отвода транзитных потоков из центральных районов города осуществляется поэтапная реализация проекта «Создание транспортного обхода Центра». На юге это набережная Обводного канала, с восточной стороны – Синопская и Смольная набережные, северная часть обхода пролегает по Выборгской набережной и Приморскому проспекту, на западе обход замыкает ЗСД. Строятся транспортные развязки в районе Поклонной горы, реконструируется Шафировский проспект, поэтапно решаются транспортные проблемы Колпино. В этом году будет сдан центральный участок Западного скоростного диаметра со съездом на перспективное продолжение набережной Макарова, который значительно разгрузит Васильевский остров.
В 2016 году на 38 дорожных объектах выполняются работы по строительству и реконструкции на общую сумму 15,8 млрд рублей.

– Как предполагается решать вопрос обеспечения транспортной доступности (метро, автодороги) новых жилых районов города, расположенных на пересечении с КАД?
– К сожалению, вопросы транспортной доступности периферийных частей города в течение многих лет отставали от темпов жилищного строительства и освоения этих территорий, ранее принятые градостроительные решения заложили в тех же Шушарах, в Девяткино, Юнтолово, в других районах ситуацию «транспортного мешка» и «бутылочного горлышка». Решить за два-три года эти проблемы не удастся. Но планы поэтапного строительства дорожно-транспортных объектов для повышения транспортной доступности новостроек у нас есть.
Это строительство продолжения Софийской улицы до пересечения с автодорогой на Колпино с устройством выхода в промзону «Металлострой» и до Петрозаводского шоссе в поселок Металлострой, строительство Финляндской улицы от Советского переулка до Софийской, реконструкция Красносельского шоссе со строительством транспортного обхода Красного Села. В мае ко Дню города мы открыли после реконструкции Петербургское шоссе от Пулковского шоссе до Детскосельского бульвара с путепроводом через железнодорожные пути Балтийского направления.
Ведется строительство новых станций метрополитена: второй очереди Фрунзенского радиуса от станции «Международная» до станции «Южная» в Шушарах с электродепо «Южное», Красносельско-Калининской линии от станции «Казаковская» до станции «Обводный канал-2» с электродепо «Красносельское», участка Невско-Василеостровской линии от станции «Приморская» до станции «Улица Савушкина», включая станцию «Новокрестовская». Часто сравнивают темпы строительства московской и петербургской подземки, и это сравнение не в пользу нашего города. Но и бюджеты Москвы и Петербурга несопоставимы, нам не угнаться за столицей. С другой стороны, у нас иная геоподоснова, станции и тоннели глубокого заложения – это обходится намного дороже.
В районы, где нет метрополитена и электричек, быстрее всего может прийти трамвай, проработаны проекты организации трамвайного сообщения по маршрутам: Ладожский – Всеволожск, станция метрополитена «Путиловская» – Стрельна, станция метрополитена «Южная» (Шушары) – Колпино – Южный.
Для повышения мобильности пассажиров и перераспределения потоков между разными направлениями движения планируется создание сети транспортно-пересадочных узлов (ТПУ). Уже определены 11 первоочередных ТПУ, по трем из них завершены предпроектные работы: это ТПУ «Удельная», «Балтийская жемчужина» и «Путиловская». Активная работа с правительством Ленинградской области идет по ТПУ «Девяткино». Транспортно-пересадочные узлы – это проекты, требующие участия частных инвесторов. Город со своей стороны создает все необходимые условия для инвестирования, активно ищет партнеров для реализации этих масштабных планов.

– За счет чего решается вопрос строительства объектов социальной инфраструктуры в новых районах города?
– У нас два источника: адресная инвестиционная программа, то есть бюджет города, и инвестиционные капитальные вложения компаний-застройщиков, осваивающих территорию застройки.
В соответствии с Адресной инвестиционной программой, в 2016 году планируется запроектировать и построить объектов на общую сумму 28 млрд рублей, в 2017 году – на 16,5 млрд, в 2018 году – 9,9 млрд.
В ряде активно развивающихся районов Петербурга сегодня образовался значительный дефицит объектов социальной инфраструктуры: школ, детских садов, поликлиник, учреждений культуры и социальной защиты населения. Бюджетные возможности строительства не поспевают за темпами жилищной застройки территорий. Поэтому новоселы в поселке Шушары Пушкинского района, жилых комплексах Северная Долина, Юнтолово, Новая Охта буквально бьют тревогу: вселяясь в новые квартиры, они не получают комфортных условий для жизни, возят детей в сады и школы на общественном или личном транспорте, теряют на это время.
Для выравнивания баланса строительства жилых домов и социальных объектов профильные комитеты – Комитет по градостроительству и архитектуре, Комитет по строительству – проводят активную работу с застройщиками по привлечению инвестиций в строительство детских садов, общеобразовательных школ и объектов здравоохранения, уточняют инвестиционные соглашения в части социального обременения инвесторов.
В 2016 году на территории Санкт-Петербурга инвесторами запланирован ввод в эксплуатацию более 20 социальных объектов на сумму более 9 млрд рублей. Значительная часть возводимых объектов планируется к безвозмездной передаче в государственную собственность города – на сумму более 4 млрд рублей. На долгосрочный период, с 2016 по 2026 годы, застройщиками запланирована реализация более 150 проектов, относящихся к социальной инфраструктуре.

– Такие объекты исторического центра Петербурга, как Конюшенная площадь, бывшие кассы Аэрофлота, дом Шагина-Зыкова и другие, требуют своего развития, однако инвесторы говорят о невнятной политике КГИОП и невозможности приспособления исторических объектов к новым условиям эксплуатации из-за слишком жесткой позиции комитета, не учитывающей новых требований функционирования подобных объектов. Изменится ли политика по привлечению инвесторов к сохранению и развитию исторического центра?
– Я бы добавил, что инвесторам приходится считаться не только с позицией КГИОП, но и с очень активным градозащитным движением Петербурга. Иногда слишком радикальные планы инвестора действительно разбиваются о защитные барьеры общественников и нашего профильного охранного ведомства. Здесь изначально важно найти баланс желаемого и возможного, компромисс истории и современности – не всем это удается.
В Петербурге нельзя смотреть на сферу охрану памятников только с точки зрения экономики. Реализации каждого крупного проекта в историческом центре должно предшествовать широкое общественное обсуждение с привлечением заинтересованных исполнительных органов государственной власти и профессионального сообщества. Эту миссию частично реализует в своей работе Совет по сохранению культурного наследия при правительстве Санкт-Петербурга. Из недавних проектов, которые одобрены Советом к реализации – концепция приспособления для Российского центра подводной археологии объекта культурного наследия федерального значения «Канал им. Петра Великого с гидротехническими сооружениями» в Кронштадте, приспособление под современное использование Седьмого Северного форта Кронштадта. Эти объекты будут реставрироваться и приспосабливаться для новой функции за счет внебюджетных источников.
Успешно реализуется проект развития ансамбля Новая Голландия. Разрабатывается концепция приспособления объекта культурного наследия федерального значения «Конюшенное ведомство», которая включает организацию экспозиционных залов временных выставок, современного информационно-туристического центра, многофункциональной театрально-концертной площадки, конференц-центра и общественного культурного пространства.
В нашей стране реставрационные работы обеспечиваются в большей мере государственным финансированием, и государственных средств не хватает. Чтобы привлечь к реставрации внебюджетные источники, необходим механизм предоставления льгот инвесторам и четкий «коридор возможностей» для тех, кто инвестирует в объекты культурного наследия, ясные и прозрачные правила игры.
Мы буквально только что завершили масштабную работу по внесению изменений в Закон Санкт-Петербурга «О границах зон охраны объектов культурного наследия». Это один из базовых документов в наших правоотношениях с бизнесом по объектам, охраняемым государством.

– Продолжится ли работа по выводу промышленных предприятий из города и созданию так называемого «серого» пояса?
– Напомню, что в Генеральном плане Ленинграда 1935 года была заложена идея пробивки территории «серого пояса» путем продолжения ряда основных магистралей центра: Измайловского проспекта, улицы Дзержинского (Гороховой) – с созданием развитой улично-дорожной сети между основными магистралями и системой общественных пространств. По разным причинам не все эти планы были реализованы. На этапе формирования рынка земли и недвижимости в 1990-е годы большое количество приватизированных предприятий стало собственниками земли, что в настоящее время создает определенные трудности при реализации городом комплексных планов развития территории. С начала 2000-х годов на участках, ранее принадлежавших промышленным предприятиям, сносятся промышленные здания и строятся крупные жилые комплексы, но при этом зачастую не обеспечивается развитие сопутствующих функций, объектов социальной инфраструктуры, общественных пространств. Массовая жилая застройка просто «размывает» своеобразие, пока еще присущее территории за Обводным каналом.
В настоящее время по поручению губернатора Санкт-Петербурга Г. С. Полтавченко Комитетом по градостроительству и архитектуре проводится международный архитектурно-градостроительный конкурс на разработку Концепции преобразования южной части исторического промышленно-селитебного – «серого пояса» Санкт-Петербурга. Концепция должна быть ориентирована на запуск последовательного и поэтапного процесса освоения потенциала данной ценной территории. В границах конкурсного проектирования территория «серого пояса» составляет около 4 тыс. га и занимает значительную часть Адмиралтейского, Кировского, Фрунзенского административных районов города.
На этапе проведения конкурса в качестве основы для многофункционального использования земли и недвижимости предлагается принять следующий баланс территории в целом: 30% территории – рекреационные зоны; 30% территории – коммерческие зоны; 30% территории – жилая застройка и связанные с ней объекты социальной инфраструктуры. Попутно будут решаться задачи развития транспортной инфраструктуры, размещения деловых функций, организации жилья и системы общественных озелененных пространств.
Планирование территории «серого пояса» – одна из важнейших задач нового Генерального плана города
2018 года.

– Игорь Николаевич, в преддверии Дня строителя, что вы можете сказать строительному сообществу города?
– Какие бы катаклизмы ни переживала экономика, именно строительная отрасль одной из первых выводила нас из финансово-экономического тупика, становилась драйвером для роста, давала заказы смежникам и стабилизировала рынок труда. Строительство – первооснова развития, профессия строителя востребована во все времена, потому что строить – значит жить.
Я поздравляю всех работников строительного комплекса Санкт-Петербурга с профессиональным праздником. Желаю вам, дорогие друзья, крепкого здоровья, семейного благополучия и успехов в труде на благо Петербурга и России!


Беседовала Елена Рачкова