ППРК-Сервис
ППРК-Сервис
СРО: в новых условиях

СРО: в новых условиях

Хотя профессиональное сообщество крайне скептически отнеслось к разработанным Минстроем РФ поправкам к закону о СРО, законопроект был одобрен Советом Федерации, при этом критика законопроекта саморегулируемыми организациями парламентарии проигнорировали.

Законопроект, направленный на совершенствование действующего законодательства о саморегулируемых организациях (СРО) в сфере строительства в части уточнения требований, предъявляемых к их деятельности, был одобрен Советом Федерации 29 июня.

Законопроект направлен на дальнейшее совершенствование института саморегулирования в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.

По замыслу разработчиков, изменения, внесенные в законодательство в части совершенствования института саморегулируемых организаций в сфере строительства, обеспечат развитие негосударственного регулирования в отрасли, а это, в свою очередь, позволит использовать потенциал профессионального сообщества в вопросах повышения качества и надежности строительных услуг.

В целях снижения нагрузки на малые и средние предприятия, которые работают на субподряде у крупных строительных компаний, принято решение о том, что в СРО обязаны вступать только генподрядные организации.

Также законом усилены меры по недопущению нарушений в сфере деятельности СРО, созданы условия для повышения прозрачности сведений о размере компенсационных фондов и снижения рисков их утраты (предусмотрено размещение компенсационных фондов на спецсчетах, открытых в кредитных организациях, соответствующих требованиям Правительства РФ).

Также для строительных компаний будет применяться региональный принцип формирования СРО, который позволит усилить контроль за их деятельностью. Региональный принцип формирования СРО, заложенный в законопроекте, дает право членам СРО осуществлять свою деятельность на всей территории Российской Федерации, а не только в пределах того субъекта РФ, в котором зарегистрирована СРО.

В случае отсутствия на территории субъекта Российской Федерации зарегистрированной в установленном законом порядке СРО, индивидуальный предприниматель или юридическое лицо имеет право обратиться с заявлением о приеме в члены СРО, зарегистрированной на территории субъектов Российской Федерации, имеющих общую границу с таким субъектом Российской Федерации.
Законопроектом уточняется понятийный аппарат, в том числе такие понятия, как «саморегулируемая организация в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства», а также «технический заказчик», вводится понятие «специалисты по организации проектирования и организации строительства».

Также законом уточняются требования к некоммерческим организациям для приобретения статуса саморегулируемой организации (СРО), к стандартам и внутренним документам СРО, к порядку приема в члены СРО, а также порядку прекращения такого членства. Регламентируются процедуры осуществления контроля саморегулируемой организацией за деятельностью своих членов, уточняется порядок формирования компенсационного фонда СРО, устанавливаются процедуры возмещения ущерба вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения членом СРО обязательств по договорам подряда.

В новой редакции законопроекта также изменен принцип формирования национального реестра специалистов. В частности, сведения о специалисте включаются в национальный реестр специалистов соответствующим национальным объединением на основании его заявления и не зависят от наличия у него трудовых отношений с конкретным членом СРО. Порядок включения физического лица в национальный реестр специалистов и его исключения из такого реестра будет утвержден отдельно Минстроем России.

Таким образом, сейчас саморегулируемым организациям необходимо приспособиться и научиться работать в новых условиях.

По словам руководителя аппарата НОСТРОЙ Виктора Прядеина, «реформа системы саморегулирования была ожидаема с учетом тех достижений и недостатков, которые к моменту разработки тогда еще законопроекта нашли отражение в повседневной деятельности строительных компаний».

Среди имевшихся недостатков, в первую очередь, – возникновение коммерческих СРО, занимающихся торговлей допусками, из-за чего допуск перестал являться документом, гарантирующим качественное, безопасное и надежное выполнение работ. Серьезную обеспокоенность вызывала и непрозрачность размещения средств компенсационных фондов СРО. Руководитель аппарата НОСТРОЙ среди основных недостатков также отмечает, что некоторые недобросовестные СРО осуществляли формальный контроль за деятельностью своих членов: пользуясь несовершенством законодательства, проводили только заочную, документарную проверку, не выходя из офиса. «Новый закон должен ликвидировать все эти проблемы в функционировании системы саморегулирования», – подчеркивает Виктор Прядеин.

– Предстоит работа над целым пакетом нормативно-правовых актов, – считает руководитель аппарата НОПРИЗ Сергей Кононыхин. Согласно плану, предложенному Минстроем России, в этом процессе предусмотрено всестороннее участие национальных объединений.

Заместитель начальника управления Департамента градостроительной политики города Москвы Татьяна Трапезникова отметила, что правительство Москвы активно взаимодействует с национальными объединениями, с саморегулируемыми и строительными организациями города. Департаменту градостроительной политики города Москвы, как госзаказчику, важно учитывать в своей работе все изменения законодательства, связанные с саморегулированием в строительстве. На август запланировано проведение заседания Координационного совета по вопросам взаимодействия с саморегулируемыми организациями в строительном комплексе города Москвы, посвященного реализации основных положений 372-ФЗ на практике.

– Переход на новые правила – всегда сложный и неоднозначный процесс, – резюмирует управляющий директор «Группы ЛСР» в Москве Иван Романов. – Важно иметь четкое понимание, как действовать в сложившейся ситуации, причем не только подрядчику, но, что более важно, заказчику. Только в этом случае изменения будут носить положительный характер.
– На местах профессиональное сообщество поддерживает закон, – уверен генеральный директор Союза «ЭНЕРГОСТРОЙ» Сергей Лысцев. – В нем закрепляется ответственность за деятельностью членов СРО. Саморегулируемая организация вместе со своими членами будет нести ответственность за работу и выполнение обязательств на каждом этапе строительства. Такая норма способствует более жесткому, более строгому отбору строительных организаций, вступающих в СРО.
– Работа СРО должна быть выстроена таким образом, чтобы сохранился ее количественный состав, – констатирует член Совета НОПРИЗ Юлия Илюнина. – Разъяснительной работе с каждым членом СРО при этом отводится главенствующая роль.

Она сообщила о необходимости и важности работ по формированию первичных проектов нормативно-правовых актов, методических рекомендаций и практических пособий по законодательству в области саморегулирования.

Таких первичных документов, по результатам анализа, проведенного рабочей группой по законодательству комитета НОПРИЗ по саморегулированию, необходимо разработать около тридцати. Также необходимо проведение экспертной оценки коллизий и разночтений Федерального закона № 372-ФЗ в части системы саморегулирования в строительной отрасли.