БЦ Вант
ППРК-Сервис
Архив номеров / Архив в электронном виде / СТО 05/46/АВГУСТ 2016 / РОЛЬ ПОДЗЕМНЫХ ИНЖЕНЕРНЫХ КОММУНИКАЦИЙ ПРИ КОМПЛЕКСНОМ...
РОЛЬ ПОДЗЕМНЫХ ИНЖЕНЕРНЫХ КОММУНИКАЦИЙ ПРИ КОМПЛЕКСНОМ  ОСВОЕНИИ ПОДЗЕМНОГО ПРОСТРАНСТВА

РОЛЬ ПОДЗЕМНЫХ ИНЖЕНЕРНЫХ КОММУНИКАЦИЙ ПРИ КОМПЛЕКСНОМ ОСВОЕНИИ ПОДЗЕМНОГО ПРОСТРАНСТВА

Современное состояние, динамика модернизации и развития подземной инженерной инфраструктуры мегаполисов, городов и других населенных территорий оказывают существенное, а в ряде практически актуальных ситуаций – и определяющее влияние на реализацию крупных комплексных проектов подземного строительства в целом. Особую актуальность приобретают эти вопросы для мегаполисов, крупных городов и промышленных центров.
Это влияние происходит по целому ряду параметров, важнейшими из которых, несомненно, являются финансово-экономические, организационно-технические, технологические и экологические.
Рассматривая роль инженерных подземных коммуникаций в комплексном освоении подземного пространства городов, следует, на наш взгляд, выделить три различных (по современному состоянию, проблематике и перспективам развития) сегмента рассматриваемых вопросов:
• инженерные коммуникации в историческом центре;
• действующие инженерные коммуникации в местах массовой застройки;
• проектируемые подземные инженерные коммуникации в местах массовой городской застройки, местах перспективной застройки и будущего перспективного развития мегаполисов.
Очевидно, что эти сегменты существенно отличаются друг от друга как сложностью проектных решений, так и техническими и технологическими средствами их реализации.

Инженерные коммуникации
в историческом центре
мегаполисов

Как правило, это коммуникации, проложенные десятилетия тому назад и находящиеся на завершающем этапе своего жизненного цикла. Многие из них находятся под проезжей частью автомобильных дорог, а другие плотной сеткой покрывают все пространство от проезжей части городских магистралей до красной линии улиц и проспектов. Их пропускная способность, как правило, находится на пределе, а в ряде случаев уже неспособна удовлетворить современным требованиям.
Ремонт этих коммуникаций по традиционным технологиям с внешними экскавациями грунта невозможен из-за отсутствия в плане и в профиле элементарного свободного пространства даже для погружения ковша экскаватора, крайней изношенности соседних коммуникаций, невозможности перекрытия улиц в центре крупных городов из-за высокой вероятности транспортного коллапса и т. п.
Единственным, на наш взгляд, способом проектирования, строительства и ремонта подземных инженерных коммуникаций различного назначения в этих условиях является широкое применение всего комплекса бестраншейных технологий строительства и санации трубопроводов.
Бестраншейные технологии в целом и горизонтальное направленное бурение (ГНБ), в частности, позволяют осуществить весь комплекс работ по подготовке условий для оптимального переноса или строительства инженерных коммуникаций в условиях плотной застройки исторического центра города в сложившейся на сегодняшний день и рассмотренной выше ситуации.

Действующие инженерные
коммуникации в местах
массовой застройки

Эти трубопроводы, как правило, гораздо более молоды, по сравнению с рассмотренными выше. Они не выработали свой эксплуатационный ресурс. Зачастую они изготовлены из полиэтилена, ковкого чугуна и других современных материалов.
Однако из-за отсутствия в большом числе мегаполисов комплексных программ освоения подземного пространства эти коммуникации проложены без учета перспектив развития городских территорий.
Это актуализирует разработку и внедрение оптимальных схем развития всего комплекса инженерных подземных коммуникаций этих территорий на основе разработки и внедрения программ комплексного освоения подземного пространства с учетом конкретных градостроительных условий.
Решение этих задач, несомненно, потребует переноса действующих и строительства новых трубопроводов различного назначения.
В условиях рассматриваемого сегмента, на наш взгляд, следует в зависимости от конкретных ситуаций мест производства работ, грунтовых условий, плотности застройки, материала трубопровода применять как традиционные технологии строительства трубопроводов с внешними экскавациями грунта, так и бестраншейные, прежде всего технику и технологию ГНБ.
Проектируемые коммуникации
в местах массовой застройки
и территориях перспективного
развития мегаполисов
Комментируя ситуацию в этом сегменте, хотелось бы подчеркнуть, что именно здесь первичным документом должен стать комплексный план освоения подземного пространства. С точки зрения инженерных коммуникаций, этот документ, несомненно, позволит оптимизировать как трассы их прохождения, так и технологии их подземного строительства.
Только такой подход позволит учесть дальнейшую динамику развития подземной инфраструктуры этих территорий с учетом перспективной застройки, решить вопросы оптимального размещения инженерных коммуникаций и сооружений, обеспечивающих их нормальное функционирование.
При этом возникает возможность предусмотреть прокладку подземных коммуникаций на этих территориях в коллекторах, что в свою очередь, позволит:
• существенно уменьшить зону отчуждения городских земель на период строительства относительно раздельной прокладки инженерных коммуникаций;
• существенно уменьшить площадь вскрытия асфальтового покрытия улиц и дорог, а также газонов, скверов и других объектов благоустройства;
• минимизировать стоимость и сроки строительства объектов городской подземной инфраструктуры;
• обеспечить увеличение сроков эксплуатации проложенных в коллекторах коммуникаций и их безопасность за счет систем принудительной вентиляции, водоудаления, электроснабжения и освещения, диспетчеризации, системы сигнализации загазованности, пожарно-охранной сигнализации. Следует также учесть, что ко всем инженерным коммуникациям, проложенным в коллекторах, обеспечен постоянный доступ для их осмотра, ремонта, обслуживания и замены без каких-либо дополнительных земляных работ.
Чрезвычайно важной является возможность широкого применения для строительства городских коллекторов самых современных бестраншейных технологий и техники. Прежде всего речь идет о микротоннелировании и ГНБ.
Строительство инженерных коммуникаций в рассматриваемом сегменте также требует комплексного использования традиционных и бестраншейных технологий строительства подземных коммуникаций.

Решение столь масштабных и ответственных задач формирования современной подземной инфраструктуры невозможно без эксплуатации для этих целей самых современных техники и технологий подземного строительства.
Несомненно, техника и технология ГНБ – одна из наиболее эффективных и востребованных из них.
На территориях российских городов предприятия, эксплуатирующие технику ГНБ, выполнили только в 2015 году около 50% от общего объема СМР по ремонту, реконструкции и капитальному строительству подземных коммуникаций.
Несмотря на растущие год от года объемы работ по технологии ГНБ, стабильный рост числа предприятий, эксплуатирующих технику ГНБ, сформировавшуюся систему предприятий-поставщиков комплексов ГНБ, расходных материалов и бурового инструмента, а также сервисных компаний, осуществляющих гарантийное и постгарантийное обслуживание техники ГНБ, эта работа на сегодняшний день осуществляется на фоне отсутствия как нормативно-технической базы федерального уровня, так и единых подходов к системе ценообразования наших работ. К чему это приводит?

В области ценообразования:
• Стоимость прокладки одного погонного метра полиэтиленового трубопровода диаметром 500 мм, рассчитанная по используемым в настоящее время в Российской Федерации различным методикам, отличается в 3,5 раза;
• В современных условиях отсутствует единая, подходящая для всего многообразия ситуаций, где востребованы техника и технология ГНБ для бестраншейного формирования современной подземной инфраструктуры, методика ценообразования этих работ;
• Сложившаяся ситуация является существенным сдерживающим фактором на пути внедрения техники и технологии ГНБ в практику работы современного строительного комплекса, как в настоящее время, так и в среднесрочной перспективе;
• Отсутствие единых подходов к системе ценообразования в ГНБ – основная движущая сила широкого распространения на рынке ГНБ таких негативных явлений, какими, несомненно, являются процветающие в настоящее время демпинг цен и нездоровая конкуренция.
Таким образом, одной из основных задач, которые необходимо решить в ближайшее время, является разработка, апробация и внедрение в практику работы единых подходов к формированию системы ценообразования бестраншейного строительства подземных коммуникаций различного назначения по технологии ГНБ, которая, несомненно, должна включать в себя все положительные наработки и многолетний отечественный и мировой опыт практического применения существующих разработок в этой области.
Отсутствие адекватных нормативно-технических документов и цен на бестраншейное строительство по технологии ГНБ, в свою очередь, породили едва ли не самый крупный барьер на пути динамичного внедрения наших техники и технологии в практику работы отечественного строительного комплекса – это вопросы проектирования.
Даже предварительный просмотр, не говоря уже о детальном анализе целого ряда проектов бестраншейного строительства подземных коммуникаций различного назначения по технологии ГНБ, к сожалению, позволяет сделать обоснованный вывод об отсутствии в штате подавляющего числа проектных организаций потребного количества специалистов с соответствующими квалификацией и опытом, которые позволили бы им справиться с технически сложными проектами ГНБ.
При этом аксиомой стала ситуация: чем больше диаметр и длина протягиваемого трубопровода, чем сложнее геологические и природно-климатические условия реализации проекта, чем ответственнее конечное назначение и условия последующей эксплуатации инсталлируемого трубопровода, тем больше количество и драматизм ошибок проектировщиков.
В настоящее время сложилась парадоксальная ситуация: к объективным проблемам и зашкаливающим финансовым и репутационным рискам подрядчика ГНБ при реализации технически сложных проектов добавляются еще и недоработки, а зачастую и откровенные ошибки проектировщиков.
Цена такого непрофессионального подхода – это не только финансовые и репутационные потери со стороны подрядчика, срыв сроков строительства, экологический ущерб и т. п. Интегрально – это подрыв авторитета нашей техники и технологии, и в конечном итоге, потери в будущем, причем как отдельных предприятий-заказчиков, так и целых регионов и отраслей.
В области производства комплексов ГНБ последнее десятилетие характеризуется существенным ростом числа предприятий, производящих комплексы ГНБ во всем диапазоне усилий прямой-обратной тяги от «мини» до «макси» и «мега». Особенно активно эти процессы идут в ряде стран Юго-Восточной Азии. Это безусловно положительная доминанта.
Однако отсутствие единых эксплуатационных требований к этой продукции, отсутствие международных стандартов их производства приводят к существенному разбросу их тактико-технических характеристик даже в рамках одного класса по усилию прямой-обратной тяги.
С учетом ответственности решаемых этим оборудованием задач подобная ситуация, на наш взгляд, недопустима. Особенно при эксплуатации комплексов ГНБ классов «макси» и «мега».
Следствием этого является отсутствие единой международной системы подготовки, аттестации и сертификации сервисных инженеров и механиков по ремонту и обслуживанию комплексов ГНБ различных производителей.
Эта работа полностью отдана на откуп компаниям-дилерам, а их уровень профессиональной компетентности, как нам хорошо известно, далеко не всегда удовлетворяет высоким стандартам и требованиям подземного строительства.
Почему я так детально рассмотрел проблемы на пути внедрения техники и технологии ГНБ? Да просто потому, что абсолютно идентичная ситуация сложилась и в других компонентах комплекса бестраншейных технологий: микротоннелировании, санации, шнековом бурении.
Скорейшее решение этих вопросов – одно из необходимых условий эффективного применения бестраншейных технологий в комплексном освоении подземного пространства.

Александр Брейдбурд,
президент МАС ГНБ,
генеральный директор
ООО «Нефтегазспецстрой» /

ГК «ЮНИРУС»
420059, г. Казань,


ул. Павлюхина, д. 104
(843) 278 75 08, 277 52 22
info@masgnb.ru

www.masgnb.ru