дс2017шапка
ППРК-Сервис
Архив номеров / Архив в электронном виде / СТО 05/46/АВГУСТ 2016 / Перспективные наработки – в дело
Перспективные наработки – в дело

Перспективные наработки – в дело

Внедрение инноваций, современных надежных материалов для дорожного строительства сегодня становится необходимостью, учитывая все возрастающую нагрузку на автотрассы.

– Растут нагрузки на ось автотранспортных средств, которые перевозят грузы по нашим дорогам, с каждым годом повышается интенсивность движения – для того, чтобы обеспечить нормативный срок службы дорожных конструкций при таких условиях необходимо активное внедрение новых технических решений и инновационных материалов. Исходя из этого, утвержден комплекс технических мер, направленных на увеличение до 12 лет межремонтного срока эксплуатации автомобильных дорог с усовершенствованным типом покрытия. Инновации также позволят выполнить задачу по приведению уже к концу 2018 года всех федеральных трасс страны в нормативное состояние, – говорит руководитель Федерального дорожного агентства (Росавтодора) Роман Старовойт.

Нанонаправление
Для того, чтобы ситуация с состоянием дорог менялась к лучшему, в дорожном строительстве необходимо применение инноваций. В середине июня
Федеральное дорожное агентство и Фонд инфраструктурных и образовательных программ (ФИОП) подписали соглашение о сотрудничестве в области внедрения, применения и развития инноваций, в том числе нанотехнологий, при строительстве автомобильных дорог и автодорожной инфраструктуры в России.

– Российская наноиндустрия уже выпускает целый ряд инновационных продуктов, которые можно использовать для строительства автодорог и дорожной инфраструктуры – от компонентов дорожного покрытия до интеллектуальных систем безопасности и контроля. Цель нашего сотрудничества с Росавтодором – ускорить внедрение технологий и решений для того, чтобы в конечном счете сделать российские дороги долговечными и надежными, – отметил председатель правления ФИОП Анатолий Чубайс.

В соответствии с соглашением, ФИОП и Росавтодор будут координировать действия по внедрению инноваций и использованию нанотехнологий при строительстве и реконструкции автомобильных дорог, совместно готовить предложения по совершенствованию нормативной базы в этой области. Стороны также будут взаимодействовать в сферах технического регулирования и внедрения научно-технических разработок, стимулировать спрос на нанопродукцию, разрабатывать программы повышения квалификации.

Геосинтетика
Одним из перспективных технологий дорожного строительства является применение современных геосинтетических материалов. За последние три года объем использования геосинтетики в дорожной отрасли увеличился на 30%.
В прошлом году геосинтетика использовалась на 55 участках федеральных автодорог, где общая сумма контрактов на закупку составила около 1 млрд рублей. К настоящему моменту наиболее активно геосинтетические материалы применяются в Северо-Западном федеральном округе, увеличивается их использование в Центральной России, Сибири и на Урале. Примерами успешно функционирующих объектов, построенных с использованием данных материалов, являются реконструированные участки федеральных дорог М-7 «Волга», М-8 «Холмогоры», а также региональной трассы Р-487 Южно-Сахалинск – Оха.

Применение геосинтетики при строительстве и реконструкции автодорог и искусственных сооружений позволяет существенно увеличить срок службы дорожных конструкций. При правильном использовании таких материалов предотвращается просадка насыпи, перемешивание слоев дорожной одежды, образование колеи и трещин, а сроки эксплуатации дорожного покрытия увеличиваются в 1,5 раза.

Как отметил заместитель руководителя Росавтодора Игорь Астахов, выступая на I Международной конференции «Геосинтетика в дорожном строительстве», в дорожном хозяйстве наблюдается увеличение спроса на геосинтетические материалы, растет объем их производства и потребления, повышается эффективность и инновационность государственных закупок. Практический интерес проектировщиков, подрядчиков и заказчиков нацелен на соответствие указанных материалов современным требованиям качества.
Заместитель руководителя Росавтодора также подчеркнул, что необходимо совершенствовать нормативно-техническую документацию, отрабатывать механизм поддержки применения геосинтетических материалов в дорожной отрасли и готовить профессиональные кадры для успешной работы в сфере применения геосинтетики. Так, с октября 2014 года продолжается реализация трехстороннего соглашения между Федеральным дорожным агентством, ОАО «СИБУР Холдинг» и ПАО «Газпром нефть» о сотрудничестве в сфере нормативно-правового и технического регулирования применения современных полимерных материалов в дорожной отрасли. Основной упор делается на выработке четкой регламентации и противодействии проникновению фальсифицированных, контрафактных и некондиционных полимерных материалов в дорожное хозяйство.

Современные битумы
Дорожники России, работающие над увеличением продолжительности службы дорожных покрытий, активно внедряют эффективные технологии и материалы, в том числе высококачественный битум. С этого года переход на новый международный ГОСТ 33133-2014 позволит увеличить срок службы российских дорог.
Подготовка нового межгосударственного стандарта стала итогом совместной работы дорожной и нефтеперерабатывающей отраслей, которая продолжалась около 10 лет. Новый нормативный документ предполагает более жесткие условия оценки устойчивости к старению покрытия, введение определения вязкости битумов вместо условных показателей, введение ряда методов испытаний, моделирующих реальные воздействия на дороги в период эксплуатации.
Уже в этом сезоне для проведения дорожных работ на федеральных трассах страны планируется использовать около 30 тыс. тонн битума, соответствующего данному межгосударственному стандарту.
– Сегодня глобальной задачей для всей отрасли является увеличение продолжительности службы дорог. Использование высококачественных материалов – очень важный параметр. Производство высокотехнологичного битума невозможно без модернизации существующих мощностей НПЗ и без объединения усилий дорожников и нефтепереработчиков. Решая задачу расширения потребления ПБВ, мы ставим перед собой цель усилить эффективность применения данной продукции за счет внедрения специальных полимеров и модификаторов. Также очень важно бороться с появлением на рынке контрафактной продукции недобросовестных поставщиков, – отмечает заместитель руководителя Федерального дорожного агентства Игорь Астахов.

– Полимеры, в частности термоэластопласты, повышают долговечность дорожного покрытия. На базе воронежской площадки СИБУРа создан единый центр технического сервиса клиентов, позволяющий совместно с нашими партнерами – производителями битума – разрабатывать инновационные полимерные решения для улучшений свойств битумной продукции, – рассказывает директор по продажам СИБУРа Андрей Фролов.

Цементобетон
– Сегодня актуальность перехода к массовому строительству дорог из высокопрочных цементобетонных покрытий не вызывает сомнений. Однако перед принятием решения по использованию такого покрытия на конкретном участке дороги необходимо проводить комплексный анализ его эффективности с учетом климатических и рельефных условий местности. Для этого в регионах необходимо развивать свои научно-исследовательские центры и дорожные лаборатории, – констатирует Роман Старовойт.
Передовым регионом в части применения технологий дорожного строительства из цементобетона стала Новосибирская область. За три года на территории субъекта планируется построить 50 км федеральных дорог с применением данного высокопрочного материала.

Подготовила Славяна Румянцева