ППРК-Сервис
ППРК-Сервис
Архив номеров / Архив в электронном виде / СТО 05/46/АВГУСТ 2016 / ОБОСТРЕНИЕ ПРОБЛЕМ ПРОЕКТИРОВЩИКОВ ПРИ ЭКОНОМИЧЕСКОМ СПАДЕ
ОБОСТРЕНИЕ ПРОБЛЕМ ПРОЕКТИРОВЩИКОВ ПРИ ЭКОНОМИЧЕСКОМ СПАДЕ

ОБОСТРЕНИЕ ПРОБЛЕМ ПРОЕКТИРОВЩИКОВ ПРИ ЭКОНОМИЧЕСКОМ СПАДЕ

О крайне сложной ситуации на рынке проектирования размышляет председатель совета НПП СРО «Союзпетрострой-Проект» Роман Рыбаков.

Пытаясь показать проблемы, с которыми сталкиваются проектировщики, я могу только констатировать реалии, но, к сожалению, не могу предложить механизм изменения обычаев делового оборота, сложившихся в современных условиях в проектном деле. Проблемы являются следствием действующей в стране системы, противоречия в которой усугубляются в период экономического спада.

Проектное сообщество России – это примерно 600 тыс. проектировщиков, объединенных в 191 саморегулируемую организацию.
Сегодня проектные организации, являясь нужным и обязательным звеном экономики, представляют собой бизнес-сообщество, не обеспеченное никакими гарантиями стабильности своей дальнейшей деятельности. При численности, составляющей примерно 10% от численности занятых в строительстве (около 6 млн человек), объем затрат на проектно-изыскательские работы в инвестиционном цикле составляет всего 3–7% от стоимости строительства, что в два-три раза ниже, чем в мировой практике. Нет другого такого вида экономической деятельности, который был бы настолько нестабилен, как проектирование.

Гарантированно получают средства на существование все занятые в экономике (примерно 72 млн чел. экономически активного населения при численности населения в возрасте 15–72 года ~111 млн чел.) либо от государства, либо от фондов социального обеспечения, либо от населения (реализация произведенных товаров и услуги торговли), либо от общественных организаций, либо, наконец, от благотворительных организаций. У производителей и торговли заработок зависит от самих себя, то есть от выбора продукции и товаров и их качества. У тех, кто работает в государственных или муниципальных унитарных предприятиях, в Госдуме, Совфеде, региональных и местных законодательных собраниях, федеральных и региональных министерствах, госкорпорациях и аппаратах горсоветов, лицензирующих, контролирующих, налоговых и регистрационных органах, а также в пенсионных, страховых и социальных фондах (а в государственной сфере занят практически каждый двадцатый россиянин, то есть почти 5%), гарантирован не только заработок, но и социальное обеспечение. Часть проектировщиков работает в государственных проектных организациях, в проектных подразделениях инвестора, заказчика, строительных холдингов, строительных организаций – и финансируется по другим законам.

Но большая часть коммерческих проектных организаций находится в бедственном положении не столько по причине экономического спада, сколько из-за существующего порядка распределения заказов.
Можно отметить несколько проблем проектирования.

Первая и главная – заказчик и порядок, определенный Федеральными законами о закупках товаров, работ, услуг. Об этих законах давно говорилось, что они совершенно не соответствуют специфике строительства (и особенно проектирования) объектов капитального строительства.

Вторая проблема-беда – низкий профессиональный уровень специалистов расплодившихся проектных организаций. Многие из этих организаций, не задумываясь, демпингуют и, не сдерживаемые никакими этическими, репутационными или профессиональными соображениями, настроены только на прибыль. Профессионал же не может не думать об устойчивом развитии той отрасли или предприятия, в которых он трудится, стараясь при этом совершенствовать свое мастерство, от уровня которого зависит его благополучие. Профессионал настроен на стабильность, созидание и качество. Разница между этими ипостасями видна сразу, при первой встрече. И удивительно, что заказчики не чувствуют этой разницы.

Следующая проблема – это государство, со своими контрольными, надзорными, экспертными и согласующими инстанциями. Почему-то считается, что тотальный контроль и его усиление вместе с усилением наказаний способствует повышению эффективности и сокращению сроков работ. Свежим Федеральным законом от 03.07.2016 № 372-ФЗ в Градостроительный кодекс внесено требование о создании саморегулируемыми организациями второго компенсационного фонда, который должен быть использован при срыве договорных сроков по бюджетным работам. Любой руководитель строительной, а тем более проектной организации, занимающейся согласованиями и экспертизой, знает, что от него не зависит соблюдение любых сроков в строительстве и проектировании, тем более, что государственный заказчик чаще всего сроки, являющиеся существенным условием тендерной документации, назначает волюнтаристски, без оценки соответствующих рисков. Так на что направлено такое изменение Градостроительного кодекса, при котором вина срыва сроков ложится на исполнителя, а заказчик, который чаще всего виновен в плохой организации процесса работ, остается безнаказанным?

А как заставить госслужащих и представителей естественных монополий выполнять свою работу, помогая, а не затягивая сроки и не выискивая надуманных требований? Вот сюда надо направить усилия руководящих органов для создания заинтересованности работников бюджетных организаций в положительном результате, и на борьбу с равнодушными чиновниками, придерживающимися принципа «как бы чего не вышло» в ожидании пенсии госслужащего.

Проблема зависимости от заказчика – получение заказа. Заказчик должен понимать, что если исправление проектно-сметной документации стоит по нынешнему курсу 10 долларов, то исправление в стройке будет стоить не менее 1000 долларов, а исправление при эксплуатации – 10 000. Все понятия, связанные с заказчиком, сдвинулись или расплылись, и это усугубляется в период экономического спада, потому что заказчик сегодня понимает себя исключительно как «денежный мешок», основная задача которого – вложиться в мифическую какую-то цену, а не построить добротный по всем показателям объект. При существующих особенностях законодательства государственный заказчик просто не может и не будет настоящим заказчиком, и потому руководители малых и средних проектных организаций стараются не иметь дело с госзаказчиком напрямую, а предпочитают работать на субпод­ряде.

Не улучшает отношения с госзаказчиком и решение правительства о выделении квоты по заказам для малых и средних предприятий, так как механизм такой передачи не отработан и, несмотря на соответствующую пометку в извещениях о торгах, процедуры торгов и выбора исполнителя не изменяются.

И последнее. Самая большая боль проектировщиков – в том, что крупные коммерческие инвесторы и девелоперы при выборе проектировщиков взяли самое плохое из законов от 05.04.2013 № 44-ФЗ и от 18.07.2011 № 223-ФЗ. 

Кем-то сильно перепуганные, они создали положение о закупках, закупочные комиссии, целые подразделения по организации торгов. Желающие участвовать в процессах проектирования после получения разрешения руководства заказчика проходят аккредитацию под контролем службы экономической безопасности с ежегодным подтверждением. Набор документов значительно превышает объем документов, требуемых для вступления в СРО. Кто-то из заказчиков (неудобно называть, кто) потребовал заверенные копии паспортов генерального директора и главного бухгалтера. Потом начинают поступать извещения о проведении торгов с приложением наименования лота и заданием с основными требованиями. Задание чаще всего составлено неквалифицированно, стартовая стоимость работ (по крайней мере, по проектированию) не указана. Не всегда четко определена задача проектирования. В результате подается конкурсное предложение с ценой по собственным представлениям. Через некоторое время поступает вежливое сообщение, что в результате рассмотрения было выбрано предложение, более подходящее по условиям торгов, без указания количества участников и стоимости работ, предложенной победителем.

Ясно в большинстве случаев, что разыгран фарс с заранее известным результатом.

Единственная цель этой статьи – желание обратить внимание руководящих органов, имеющих отношение к строительству, на необходимость принятия каких-то адекватных мер для предотвращения полной потери качества проектирования и вымирания высококвалифицированных специалистов в такой нужной и важной области человеческой деятельности.

 

СРО НПП «Союзпетрострой-Проект»
Санкт-Петербург
Шпалерная ул., 52
(812) 275-46-62, 275-46-97
info@spbplan.ru

www.spbplan.ru