БЦ Вант
ППРК-Сервис
Архив номеров / Архив в электронном виде / СТО 05/38 СЕНТЯБРЬ 2015 / ОБЩЕДОМОВЫЕ НУЖДЫ В МНОГОКВАРТИРНЫХ ДОМАХ: ЕСТЬ РЕШЕНИЕ!
ОБЩЕДОМОВЫЕ НУЖДЫ В МНОГОКВАРТИРНЫХ ДОМАХ: ЕСТЬ РЕШЕНИЕ!

ОБЩЕДОМОВЫЕ НУЖДЫ В МНОГОКВАРТИРНЫХ ДОМАХ: ЕСТЬ РЕШЕНИЕ!

Величина общедомовых нужд в многоквартирном доме не может превышать 2–3% от общего объема потребления, все иное – от лукавого. Причем в поиске этого «лукавого» управляющие компании должны объединиться с ресурсоснабжающими организациями и жильцами. И для этого у них есть и возможности, и простые решения.

ЧЬИ ВЫ, ОДН?
Острой и болезненной проблема общедомовых нужд в многоквартирном доме стала три года назад, когда постановлением правительства были введены понятие ОДН и правила начисления платы, повлекшие резкое увеличение суммы коммунальных платежей. Ситуация осложнялась тем, что многие не понимали не только откуда взялись столь значительные суммы, но и в принципе не знали, что такое ОДН.
В целях упорядочения платежей и снятия социальной напряженности, связанной с негативным восприятием ОДН, Комитетом по жилищной политике и ЖКХ при Госдуме были приняты поправки в Жилищный кодекс, согласно которым с 2016 года платеж за общедомовые нужды будет включен в плату ЖКУ и ограничен региональным нормативом. По большому счету, суть поправок заключается в том, что с 1 июня 2016 года ответственность за расход воды (тепла, электричества, газа) на обслуживание общедомовых помещений и оборудования ложится на управляющие компании. Более того, интерес управляющих компаний в прозрачности схем начисления и максимальном соответствии выставленных счетов реальному расходу «подогревается» введением штрафных санкций за некачественное предоставление услуг и неверно выставленные счета.
Однако следует понимать, что расход на общедомовые нужды, уйдя из «платежек», из общей схемы потреб­ления никуда не исчезнет, и пугающие жильцов цифры останутся в виде неоплаченного ресурса, выданного русурсоснабжающей организацией, потребленного домом, но не учтенного индивидуальными приборами и не вошедшего в установленный норматив на ОДН. Как такое может быть?
Сначала напомним, что такое общедомовые нужды. Для водоснабжения в категорию ОДН входят технологические промывки системы водоснабжения, сливы воды при ремонтах, уборка лестниц и лестничных клеток, полив клумб, если таковые имеются на придомовой территории. При наличии общедомового прибора учета объем коммунальных услуг на ОДН определяется как разница показаний общего и суммы показаний поквартирных приборов учета и затем распределяется между жильцами пропорционально площади занимаемых ими помещений. При отсутствии общедомового прибора учета платежи за ОДН рассчитываются в соответствии с установленными нормативами. Понятно, что потребителями этих расходов являются все жильцы дома, и переложить оплату за обслуживание дома на поставщика ресурсов в корне неверно. Что, впрочем, не исключает ресурсоснабжающую организацию из числа участников, заинтересованных в создании понятного и прозрачного механизма определения ОДН. Очевидно, что функция контроля над расходом и правильностью начисления платы лежит на управляющих компаниях. Однако не стоит забывать, что иных средств, кроме собранных с собственников жилья, у них нет, – соответственно, недостача будет покрываться за счет обслуживания и ремонтов, что лишь усугубит общую ситуацию.

ПРОВЕРКИ НА ПОРОГАХ
«Чтобы решить проблему, необходимо разобраться в ее причинах, – рассказал коммерческий директор УК «Росводоканал» Эдуард Смелов. – Мы выявили три основных, наиболее существенно влияющих на корректность значений ОДН: это сознательное занижение подаваемых объемов потребленных ресурсов в квартирах, имеющих индивидуальные приборы учета, несоответствие числа проживающих числу зарегистрированных в помещениях, не оборудованных приборами учета, и непосредственное вмешательство граждан в работу счетчика, нарушающее правильность его показаний. К сожалению, с этими нарушениями мы сталкиваемся довольно часто, и по каждой из этих категорий приходится разрабатывать свои меры противодействия».
Действительно, меры такие есть, хотя и ограниченного воздействия. Например, несмотря на кажущуюся простоту выявления нарушений путем простой сверки показаний счетчиков или числа жильцов с теми, что фигурируют в документах, на практике попасть в «подозрительную» квартиру непросто: не чаще одного раза в полгода, а подтвердить незаконное проживание «лишнего» жильца можно лишь с участием милиции и при наличии показаний соседей. Но много ли знают сегодня соседи друг о друге, проживая в пятисот-восьмисотквартирных многоэтажных «человечниках» за железными дверями?
Третья причина, по выражению Э. Смелова, совсем банальная – воздействие магнитным полем. Однако урон водохозяйству дома она наносит отнюдь не банальный, ибо неодимовые магниты разных размеров, подбираемые к каждому конкретному прибору учета, способны не просто замедлить вращение крыльчатки, но практически остановить его. При этом, в отличие от первых двух видов нарушений, визуально выявить разницу между потреблением и показанием, «скорректированным» таким вмешательством, невозможно.

CUI PRODEST?
Можно ли серьезно противостоять изощренному изобретательству народных умельцев-вредителей? Можно и нужно, уверяют в ГК «Росводоканал», тем более что все «средства борьбы», по большому счету, представляют собой не что иное, как наведение порядка в муниципальной системе водоснабжения и водоотведения и вывод ее на принципиально новый уровень управления и обслуживания. То есть, несмотря на кажущиеся личные «потери» от верно посчитанных объемов потребления, от таких преобразований выиграют не только ресурсоснабжающие организации и управляющие компании, но и сами жильцы. Эти преобразования могут быть такими:
– Поголовная установка индивидуальных приборов учета, стимулом для которой должны стать, в том числе, и высокие нормативы. Причем возможность снижения их на региональном уровне должна быть ограничена действительно вескими причинами, такими как аварийное состояние жилья и внутридомовых сетей.
– Установка современных приборов учета вне квартиры с обеспечением доступа к ним для снятия показаний и/или возможностью диспетчеризации и удаленной передачи данных по интернету или каналам телефонной связи и GSM. Вынос приборов учета за пределы квартиры необходимо закладывать на стадии проектирования дома.
– Установка антивандального оборудования, снабженного антимагнитной защитой, которое обеспечит невмешательство в работу счетчика.
Реализация всего комплекса мер на своих объектах, по словам коммерческого директора ГК «Росводоканал» Эдуарда Смелова, позволила не только обеспечить соответствие отпускаемых и использованных объемов ресурсов и тем самым получить возможность для управляющих компаний выставить адекватные счета за предоставленную услугу, но и на практике определить размер ОДН:
«Наша компания в Оренбурге обслуживает дома, где индивидуальные приборы учета вынесены в подъезд и нет необходимости попадать в квартиры для снятия показаний. Так вот в этих домах сумма показаний индивидуальных приборов практически совпадает с показаниями общедомового прибора учета, а величина общедомовых нужд не превышает 2–3% от общего потребления дома. По домам, оборудованным приборами учета с возможностью удаленной передачи показаний, мы наблюдаем точно такую же картину. Поэтому когда по какому-то дому появляются данные, где сумма показаний приборов учета на 20–30% отличается от общедомового, это сразу становится для нас сигналом для проведения внеочередного контроля. Аналогичная история и с антимагнитными пломбами, которые мы в массовом порядке стали устанавливать на объектах территорий нашего присутствия. Зафиксировать нарушение работы счетчика можно лишь при наличии у прибора антимагнитной пломбы, в противном случае выявить, доказать вредительство и применить санкции невозможно.
К сожалению, при отсутствии тотального парка защищенных индивидуальных приборов только жесткий и постоянный контроль может являться реальной мерой получения достоверных показаний и адекватного подсчета потребления».
Таким образом, проблема непомерно больших общедомовых нужд находится в зоне ответственности ресурсоснабжающих организаций и управляющих компаний. Поэтому организация контроля, как планового, так и внепланового, должна стать общим делом и тех, и других. И, как ни странно, жильцов. Сначала – добросовестных, регулярно и в полном размере оплачивающих жилищно-коммунальные услуги. Затем, по мере охвата высокотехнологичной системой учета и контроля ресурсов, – всех потребителей, заинтересованных не в сокрытии данных и кратковременной выгоде, а надежном и прогнозируемом функционировании систем жизнеобеспечения, каковой является система водоснабжения.
Как бы ни казалось сегодня это невероятным, если массово и повсеместно запустить все названные меры, механизм этот заработает очень быстро. Разумеется, при наличии тотального парка защищенных индивидуальных приборов, постоянного жесткого контроля со стороны УК и необходимой правовой поддержки, обеспечивающей неотвратимость наказания.

Подготовила Светлана Соснова