дс2017шапка
ППРК-Сервис
Архив номеров / Архив в электронном виде / СТО 05/38 СЕНТЯБРЬ 2015 / НАСТОЯЩИЕ ХОЗЯЕВА РЕГИОНАЛЬНЫХ ДОРОГ
НАСТОЯЩИЕ ХОЗЯЕВА РЕГИОНАЛЬНЫХ ДОРОГ

НАСТОЯЩИЕ ХОЗЯЕВА РЕГИОНАЛЬНЫХ ДОРОГ

Аукционы в том виде, в котором они проводятся сейчас, не только не способствуют улучшению состояния дорог, но и практически лишают их надежды на будущее. Они разрушают сам принцип хозяйствования, основанный на ответственности и работе на перспективу. Невозможно ждать добросовестного и уважительного отношения к дорогам от тех, кто пришел на год.
О том, как вернуть региональным дорогам хозяев, беседуем с директором ГП «Лодейнопольское ДРСУ» Виктором Сергеевичем Федоровым.

– Сама идея и задача аукционов по сути правильная: повысить конкуренцию среди исполнителей, заставить их грамотно выстроить производственный процесс и оптимизировать затраты, а в общем и целом – повысить качество и снизить стоимость работ. Но, к сожалению, аукционы проводятся таким образом, что единственным критерием, по которому выбирается победитель, становится цена. И диву даешься, насколько невероятной оказывается итоговая сумма! Для специалистов, работающих в сфере дорожных ремонтов, остается загадкой, за счет чего может быть такое снижение – на 25–35%! Вариантов два: компания должна иметь колоссальные резервы либо… лукавить с материалами – их качеством и объемами.
– Если бы речь шла только о федеральных дорогах, то наличие крупных предприятий с сильной экономикой в списке претендентов вряд ли кого бы удивило. Однако в случае с региональными дорогами история иная: очень разные по назначению, характеристикам и состоянию, они слишком специфичны по подходу к ремонту и содержанию, а потому их обслуживание весьма трудозатратно и, увы, финансируется далеко не в полном объеме. Ни для кого не секрет, что, в отличие финансирования федеральных дорог, региональные финансируются менее 40% от норматива. Это так называемый «допустимый уровень содержания дорог» – со всеми вытекающими из него последствиями в виде частых разрушений и высокой потребности в ремонтах. Соответственно, дороги – пожалуй, даже в большей степени, – нуждаются в хозяйском пригляде и крепкой хозяйской руке. А в аукционной игре «на понижение» меньше всего чувствуется хозяйское отношение, а больше – желание получить контракт любой ценой, кое-как отработать и поспешить за следующим. И что дальше будет с кое-как отремонтированной дорогой, такому «пришельцу» совсем не важно – его ответственность за пределы контракта не распространяется. У всех на слуху недавний инцидент с компанией, которая получила право на обслуживание дорог сразу в нескольких районах области и не смогла полноценно даже начать работы, поскольку не имела для этого ни сил, ни средств. В итоге после длительных разбирательств контракт с ней был расторгнут и к обслуживанию дорог приступили ДРСУ, в ведении которых они были до этого.

– Вы имеете в виду сотрудников ДРСУ тех районов, которые получил горе-победитель?
– Именно. И здесь бы я хотел выделить еще один аспект данной проблемы, о котором почему-то никто не вспоминает – социальный. Нельзя забывать, что за каждым предприятием ДРСУ стоят люди, государственное имущество, техника, земля, жители этих районов. Абсолютно все наши дорожные управления занимаются восстановлением, строительством и ремонтом дорог с 1946 года, и при всех экономических трудностях, даже в условиях хронического недофинансирования, умудряются обслуживать свои – подчеркиваю, именно свои! – дороги, удерживая хозяйства от окончательного развала. Конечно, любой сторонний участник, честно выигравший конкурс, может прийти в район, но сразу встает вопрос: кому нужно областное имущество и люди? Частнику не нужны ни старые КамАЗы и грейдеры, ни административные здания и автобазы. Ведь каждое ДРСУ несет затраты на содержание баз, охрану, освещение, налог на имущество и на землю даже не используемых участков! И куда пойдут люди – в Петербург охранниками в торговые центры? А это ведь рабочие места в районах, налоги в местный бюджет. Я вам
скажу больше: за 70 лет здесь выросло не одно поколение дорожников, на многих предприятиях трудятся целые династии. Поверьте, без любви и уважения к своей профессии и своей земле удержаться было бы невозможно! Но эта составляющая почему-то никого не волнует. Ведь любой из частников не только работать здесь берется вахтовым методом, он и ответственность за сделанное распространяет лишь на период своей «вахты». Подписано – и с плеч долой! Когда обнаружится, что район и регион остались без собственных дорожников, будет катастрофа!

– Вы ведь смогли победить в аукционах на обслуживание не только дорог своих районов, но и соседних. При этом стали не захватчиком, а обеспечили работой местные ДРСУ, взяв их на подряд. Это был осознанный шаг?
– Абсолютно осознанный, более того, единственно верный в данных условиях. Начну с того, что, если в прошлом году каждое ДРСУ участвовало в аукционе, то в этом году Комитет по дорожному хозяйству ЛО проводил торги в несколько ином формате, объединив несколько районов в один лот. Лодейнопольское ДРСУ, как наиболее сильная организация, выступило на аукционе, выиграло контракт на обслуживание дорог Лодейнопольского, Подпорожского, Бокситогорского и Тихвинского районов, а затем заключило со всеми ДРСУ договоры на субподряд. С одной стороны, у нас действительно на все не хватило бы ни техники, ни людей. С другой – люди на этих территориях годами содержали свои дороги, так с какой стати я буду отбирать у них хлеб и гнать с этих дорог?

– У вас уже был опыт объединения двух районных ДРСУ, признанный однозначно успешным, позволившим поднять качество обслуживания дорог в Подпорожском районе до уровня Лодейнопольского, более высокого…
– Действительно, от объединения выиграл в большей степени Подпорожский район. Нам пришлось отвлекать средства, технику, перестраивать все их службы, обучать людей, хотя в целом для области эффект был положительным. Но это и научило мыслить и работать более масштабно, учитывать интересы всех территорий, анализировать лучшие практики, перенимать опыт коллег. Кстати, взять на субподряд – не означает скинуть ответственность на подрядчика. Если нас не устраивает качество работ, если поступают жалобы от руководства района или жителей (а такое бывает!), мы можем и будем требовать соблюдения условий договора вплоть до расторжения контракта. Другое дело, что с ДРСУ, как правило, до такого не доходит: срабатывает чувство ответственности перед земляками. И это еще один довод в пользу «своих» дорожников.

– Если вернуться к аукционам, контракты на обслуживание региональных дорог не являются долгосрочными?
– Да, это еще одна особенность обслуживания местных дорог. Например, Лодейнопольское ДРСУ имеет контракт на 5,5 лет на сумму 1759 млн рублей на содержание участков федеральных дорог. Это долгосрочный контракт, который устраивает и заказчика, и подрядчиков, поскольку гарантирует стабильное финансирование и возможность планировать работы. По региональным дорогам контракты заключаются на год, что связано с бюджетным законодательством. И я, и все мои коллеги – обеими руками за долгосрочный контракт, ибо непонятные перспективы, да еще при недостаточном финансировании, не позволяют вкладывать средства в развитие дорожного хозяйства.

– Думаю, эта история не про вас. И кровлю вы отремонтируете, и коллег поддержите. Без уверенности в своих силах и завтрашнем дне районы не объединяют и на генподряд не идут. Что дает надежду и силы?
– Во-первых, привычка надеяться на себя и все делать как можно лучше. Многие молодые не понимают, что качественно выполненная работа дает долгосрочные дивиденды. Ведь чем лучше дорога, тем меньше затрат за содержание. Содержать федеральную трассу сегодня одно удовольствие: 100-процентное финансирование ремонтных работ позволило навести на дорогах порядок, поддерживать который проще, чем ставить новые заплатки на старые ямы. К этому следует стремиться и по региональным дорогам. И хотя весь букет проблем (заросшие обочины, нарушенные водоотводы и т. п.) полностью не решить, мы стараемся не допускать аварийного состояния дорог и обочин, иной раз идем на убытки, но ликвидируем разрушение или зарастание. Главное – не запускать! Конечно, многие проблемы исчезнут после проведения ремонтов в полном объеме, как это случилось с федеральными дорогами, но на это нужно время и деньги. Учитывая же протяженность региональных дорог вкупе с их категорийностью, времени на наведение порядка потребуется несколько больше, чем на прямые федеральные трассы. Замечу, что в последние три-четыре года внимание к региональным дорогам со стороны властей повысилось, изменились требования к содержанию, система приемки приблизилась к федеральной. Это позитивные моменты.
Поскольку финансирование региональных дорог осуществляется в размере менее 40% от норматива, то для многих удивительно, как это
ДРСУ удается безубыточно вести свою деятельность, выплачивать налоги и зарплату сотрудникам, приобретать технику и т. п. Видимо, проверяющие организации тоже немало озадачены таким положением вещей и во что бы то ни стало хотят раскрыть секрет нашей живучести. Иначе чем объяснить нескончаемую очередь желающих нас проверить? Не успевает отъехать одна комиссия, как на пороге уже стоит другая. В итоге компания существует в состоянии перманентной проверки, что отнимает немало сил и времени от непосредственной работы, причем нервирует это не только руководство ДРСУ, но и весь коллектив. Большая просьба к контролирующим органам с пониманием подходить к проверкам, здраво оценивая их срочность и необходимость и высокую степень сезонности и значимости дорожных работ.

Беседовала Светлана Соснова

187700, Ленинградская область
г. Лодейное Поле
Железнодорожная ул., 3
тел./факс: (81364) 245-39, 229-28
e-mail: drsulpole@mail.ru