БЦ Вант
ППРК-Сервис
Архив номеров / Архив в электронном виде / СТО 05/38 СЕНТЯБРЬ 2015 / НАЧНУТ ЛИ СРО ОСУЩЕСТВЛЯТЬ НЕГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОИТЕЛЬНЫЙ НАДЗОР?
НАЧНУТ ЛИ СРО ОСУЩЕСТВЛЯТЬ НЕГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОИТЕЛЬНЫЙ НАДЗОР?

НАЧНУТ ЛИ СРО ОСУЩЕСТВЛЯТЬ НЕГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОИТЕЛЬНЫЙ НАДЗОР?

Формирование механизмов осуществления СРО функций негосударственного строительного надзора станет новым этапом развития института саморегулирования в России. Предпосылки для этого нововведения создаются уже давно.
Многочисленные дефекты строительного саморегулирования в России, проявившиеся на начальных этапах его формирования, поставили под вопрос возможность эффективного существования данного института в нашей стране. Перед профессиональным сообществом сегодня стоит серьезная задача – в соответствии с поручением Президента РФ от 27 мая 2014 года № Пр-1168 сформировать усовершенствованную модель саморегулирования. И ключевой момент здесь заключается в следующем: начнут ли СРО осуществлять негосударственный строительный надзор, наполнив тем самым понятным и полезным функциональным содержанием свою работу?!

ПРОЗРАЧНАЯ СИСТЕМА
КАЧЕСТВА

На сегодняшний день Ростехнадзором зарегистрировано более 500 саморегулируемых организаций – этого достаточно, чтобы сформировать единое профессиональное сообщество для выполнения функций строительного надзора и освободить государство от этой сложной, кропотливой экспертной работы, которая по роду своей деятельности не свойственна органам государственного управления. Кроме того, необходимо расширить ответственность СРО за качество строительства и выполнение контрактных обязательств перед заказчиками (как минимум государственными), в том числе за счет средств компенсационных фондов.
Данные нововведения позволят создать прозрачную систему контроля строительства, а также повысить персональную ответственность экспертов, которые будут выполнять свои функции, лично отвечая за результат. Необходимо установить регламентированный порядок и критерии аккредитации инспекционных органов, осуществляющих проведение негосударственного строительного надзора, в соответствии с требованиями, установленными международным стандартами. В этом случае сформируется командная работа, которая предполагает для всех членов СРО одинаково равные условия контроля качества и гарантии исполнения контрактных обязательств.

КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД –
ЗАЛОГ ЭФФЕКТИВНОЙ РАБОТЫ

Необходимость постепенного перехода от неэффективного государственного строительного надзора к более эффективной негосударственной системе контроля с участием саморегулируемых организаций эксперты обсуждают уже давно. В частности, предпосылки реализации данной идеологии заложены в сформированном понимании совершенствования механизмов саморегулирования со стороны Минстроя РФ в лице заместителя министра строительства и ЖХК Юрия Рейльяна. Поддерживают эту инициативу и непосредственные участники строительного рынка, о чем свидетельствует резолюция V Съезда строителей, прошедшего в Петербурге в начале лета. К сожалению, на сегодняшний день она очень незаметно реализуется: пока реальных результатов мы не видим. Однако предложения, которые нашли отражение в данном документе, безусловно, определяют общественное мнение строительного сообщества. В том числе и президента Национального объединения строителей Николая Кутьина, который в своей предвыборной кампании, баллотируясь на занимаемый им сегодня пост, также выразил намерение организовать негосударственный строительный надзор с участием СРО. Таким образом, необходимо понимать, что к реализации новой концепции непосредственно будет иметь отношение и саморегулируемое сообщество.

ИНСТИТУТ САМОРЕГУЛИРОВАНИЯ НА ПУТИ РЕФОРМ

Поскольку эксперты строительного рынка активно встречаются на различных дискуссионных площадках и поднимают актуальные вопросы отрасли, было бы целесообразно обобщить и еще раз сформулировать задачи и функции, которые сегодня должны остро стоять перед системой саморегулирования. Учитывая наметившийся позитивный тренд расширения ответственности СРО, новая идеология развития данного института представляется следующим образом.
Во-первых, необходимо законодательное расширение ответственности саморегулируемых организаций (вплоть до ответственности за реализацию контрактных обязательств строительными, проектными, изыскательными компаниями перед заказчиком). Речь идет об увеличении ответственности за качество выполнение работ, при этом ответственность за безопасность капитального строительства, безусловно, сохраняется.
Во-вторых, важно сформировать территориально-структурированные комиссии по негосударственному строительному надзору и приемке объектов капитального строительства при вводе в эксплуатацию на основании выполнения контрактов.
В-третьих, следует организовать общественный совет по контролю соблюдения требований законодательства, а также разрешению противоречий, связанных с конфликтами интересов в работе инспекторов и экспертов негосударственного строительного надзора (и экспертизы).
Для реализации первых двух пунктов НОСТРОЙ совместно с Министерством строительства и ЖКХ России необходимо согласовать регламент взаимодействия и наметить план мероприятий, нацеленных на создание новой системы негосударственного строительного надзора и экспертизы проектов на базе существующего института саморегулирования.
Кроме того, важно разработать эффективные механизмы страхования ответственности и компенсационных фондов СРО для возмещения убытков, причиненных в результате ненадлежащей изыскательной, проектной и строительной деятельности.

САМОРЕГУЛИРОВАНИЮ – БЫТЬ!

Резюмируя вышесказаное, хотелось бы дать экспертное заключение в отношении того, как изменится внутри саморегулируемых организаций взаимодействие органов управления и членов СРО. Вероятнее всего, будут созданы предпосылки для полного прекращения коммерциализации, реального участия членов СРО в общих собраниях и контроле деятельности органов управления СРО. Кроме того, значительно вырастит заинтересованность в предметной деятельности СРО – повысится активность и инициативность руководителей строительных компаний, которые являются их участниками. Эти предпосылки, одновременно с начатой борьбой «за чистоту рядов» СРО, смогут положить конец позорному этапу, когда процветала торговля строительными допусками в нашей стране.
Можно также прогнозировать, что дополнительным положительным психологическим эффектом реализациии предложенной концепции реформирования системы строительного комплекса станет прекращение повсеместной критики института саморегулирования строительной деятельности в России. Наша страна достойна иметь лучший в мире строительный комплекс, и мы можем его сделать таким!

Алексей Пышкин,
председатель совета
Объединения
некоммерческих партнерств
«ГЛАВСОЮЗ»

тел.: (812) 339-12-54,
8-804-333-45-48
glavsouz.ru