БЦ Вант
ППРК-Сервис
МЕТРОСТРОЙ НА ПЕРЕДОВОЙ

МЕТРОСТРОЙ НА ПЕРЕДОВОЙ

Далеко не все знают, что ленинградские метростроевцы не только внесли неоценимый вклад в сохранение и послевоенное развитие нашего города, но и во время Великой Отечественной войны они в буквальном смысле трудились на линии огня, активно способствуя успехам Ленинградского фронта и приближая победу над фашистской Германией.
История ленинградского метростроя началась 21 января 1941 года, когда народный комиссар путей сообщения Лазарь Каганович подписал приказ № 27 о создании в Ленинграде Строительства № 5 НКПС, на которое возлагалось сооружение метрополитена (нынешний «Метрострой»).
Уже перед самой войной, в июне того же года, десятитысячным коллективом было заложено 34 шахтных ствола, начата проходка 11 штолен, пройдено 675 погонных метров подходных тоннелей. Однако планы метростроителей прервала война.
По решению Военного совета Северного фронта, с первых дней войны весь коллектив Строительства № 5 НКПС был направлен на строительство оборонительных сооружений на подступах к Ленинграду.
В августе 1941 года под Кингисеппом построены первые оборонительные рубежи, а в сентябре в районе Пулковских высот в кратчайшие сроки сооружены сквозные «бойницы» в высоких железнодорожных насыпях для установки противотанковых орудий.
С 28 июня по 1 сентября метростроевцами были возведены оборонительные сооружения на линии Парголово – Сестрорецк, Перкиярви – Муола, Луга – Толмачёво, Кингисепп – Волосово, Петергоф – Красное Село; построены тупики для бронепоездов и складов, железнодорожные ветки общей протяженностью 30,5 км, а также 640 дзотов и дотов, отрыто 90 км окопов, создано 55 км противотанковых препятствий.
В октябре – ноябре 1941 года метростроители под непрерывным огнем противника сооружают танковую переправу через Неву на «Невский плацдарм» (небольшой клочок земли в районе Невской Дубровки, отбитый у противника), на самом кровавом месте фронта. Именно здесь в то время решалась судьба Ленинграда – от исхода военных действий здесь зависело многое. Это было стратегически важное место, именно отсюда планировался прорыв блокады, штаб фронта неоднократно напоминал: ни в коем случае не допустить переправы гитлеровцев через Неву. В ноябре Невский плацдарм было решено усилить танками, для доставки которых через Неву метростроевцы под руководством своего первого начальника – Георгия Ивановича Зубкова – в тяжелейших условиях и под постоянным артобстрелом организовали надежную переправу. Операция по ее созданию получила кодовое название «Чай с вареньем». Ежедневно Георгий Иванович отправлял в Смольный телеграмму примерно такого содержания: «Пьем чай с вареньем, по 7–8 стаканов», что означало – переправлено 7–8 танков. Для переправы танков через Неву было решено смонтировать паромы из крупных металлических контейнеров типа плашкоутов, которые имелись на Балтийском заводе. К 30 ноября операция была успешно завершена.
Строительство переправы велось под постоянным обстрелом противника. При переправе первого же танка немецкие войска начали массированный обстрел, который продолжался на протяжении всей операции. Каждый рейс на противоположный берег был своеобразным вызовом смерти. Доказательством тому служат находки, обнаруженные при подготовке территории под мемориал Героям-метростроителям: 14 тел и более 100 единиц боеприпасов, пролежавших в земле более 70 лет. За октябрь-ноябрь 1941 года на левый берег Невы было переправлено 23 танка «КВ» и 10 знаменитых «Т-34». Во время выполнения задания Иван Георгиевич Зубков получил осколочное ранение в ногу, но, несмотря на это, начальник Строительства № 5 отказался лечь в госпиталь и продолжал лично руководить операцией.
За успешное выполнение специального задания Ленинградского фронта Иван Георгиевич Зубков награжден орденом Красной Звезды. Награды получили также большинство метростроевцев, принимавших в ней участие.
После Невской Дубровки все силы метростроителей были брошены в Осиновец и Кобону, для строительства Дороги жизни. Уже в ноябре 1942 года отряд метростроителей в количестве 1200 человек отправлен на строительство Осиновецкого порта. Именно здесь проходила Дорога жизни, спасшая множество жизней от голодной смерти во время блокады. Работы были выполнены в невероятно короткие сроки, что позволило быстро организовать доставку грузов в осажденный Ленинград.
В конце первого года войны Военный Совет поручает Строительству № 5 возведение железной дороги от станции Войбокало до берега Ладожского озера, и уже 15 февраля 1942 года открыто сквозное движение от Войбокало до Косы. Благодаря этому на западный берег через Ладогу было перевезено свыше 360 тыс. тонн грузов; фронт и флот получили 32 тыс. тонн боеприпасов и 35 тыс. тонн горючего и смазочных материалов. По ледовой дороге в Ленинград были переброшены для ремонта поврежденные танки с других фронтов. По Дороге жизни эвакуировались в тыл более полумиллиона ленинградцев, было вывезено также много дефицитного промышленного оборудования и материалов.
В марте 1942 года метростроителями начато строительство портовых сооружений на восточном берегу Ладожского озера: сооружено три станции, восемь пирсов, паромная переправа. На Кобонском канале, соединившем Новоладожский канал с Ладожским озером, возведен разводной железнодорожный мост. Тогда же сдан в эксплуатацию причал длиной 117 м на реке Волхов в Новой Ладоге.
7 мая 1942 года приказом НКПС № 308-Ц Строительство № 5 было реорганизовано в Военно-восстановительное строительство № 5 (ВВС-5) с подчинением Управлению Военно-восстановительных и заградительных работ № 2 Ленинградского фронта (УВВР-2). 28 мая пирс № 5 Кобоно-Кореджского порта на Ладожском озере принял первый пароход с западного берега.
После прорыва блокады в январе 1943 года на южном побережье Ладожского озера основные силы метростроителей были направлены на строительство угольных шахт Комаровского бассейна: всего за год, в тяжелейших условиях, при отсутствии механизации, метростроителями было сдано в эксплуатацию двенадцать шахт с годовой производительностью 360 тонн топлива. Только зимой 1943–1944 года замерзающий Ленинград получил оттуда 110 тыс. т угля.
В это же время начинается строительство свайно-ледовых мостов через Неву, реки Черная, Назия общей протяженностью 33 км. Сооружен мост через Неву у Шлиссельбурга, обходная железнодорожная трасса Левобережная – Междуречье. 18 марта 1943 года в 18 часов 50 минут по железнодорожному мосту через Неву, сооруженному метростроителями, прошел первый пробный поезд.
Благодаря героическому труду ленинградских метростроевцев в 1943 году город наконец соединился с Большой землей железнодорожной веткой. Железнодорожный мост через Неву был построен командой Зубкова в условиях суровой зимы всего за 10 дней! Женщины Строительства № 5 на протяжение всей войны работали наравне с мужчинами, забивали сваи моста в толщу невского льда, укладывали шпалы и рельсы, работали на добыче торфяного и угольного топлива – с одной только мыслью о том, что это поможет спасти тысячи жизни жителей блокадного города.
В 1944 году восстанавливаются и строятся дороги и станционные сооружения на Гдовском, Новгородском, Волховском, Псковском и других направлениях.
Бригады ленинградских метростроителей начинают работать в других регионах страны: вводятся в строй железнодорожные коммуникации вслед за наступающим 3-м Украинским фронтом, сооружаются Карпатские тоннели, ведутся работы в районе Севастополя, порта Каунас.
ГЕРОЯМ МЕТРОСТРОЯ
В год 70-летия Великой Победы на берегу Невы в поселке Невская Дубровка будет открыт памятник «Героям “Метростроя”».
Защитники Невского пятачка явили пример величайшей стойкости и легендарного мужества. Среди них – ленинградские метростроители.
За время проведения операции в Дубровке под обстрелами и бомбежками погибла пятая часть подразделения метростроевцев, всего же в годы войны, выполняя задания, погибли тысячи ленинградских метростроевцев.
Накануне Дня Победы, 6 мая 2015 года, на берегу Невы в месте, где 70 лет назад решалась судьба Ленинграда, состоится торжественная закладка камня в основание памятника «Героям “Метростроя”». Мероприятие состоится при поддержке МО «Дубровское городское поселение». Сам памятник планируется открыть осенью текущего года.

Подвиг метростроителей – это пример мужества и стойкости для каждого настоящего ленинградца и петербуржца, и, как бы пафосно ни звучало, пример великой любви к родному городу, а также готовности защищать его до последнего от любых врагов.

Подготовил Евгений Бжезински