БЦ Вант
ППРК-Сервис
Архив номеров / Архив в электронном виде / СТО 05/38 СЕНТЯБРЬ 2015 / КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ САМОРЕГУЛИРОВАНИЯ
КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ САМОРЕГУЛИРОВАНИЯ

КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ САМОРЕГУЛИРОВАНИЯ

«Не ведая, куда идете, туда вы вряд ли попадете»

Шесть лет – под руководством чиновников государства Российского, избранных чиновников национальных объединений, чиновников саморегулируемых организаций – саморегулирование строительной отрасли совершает хаотичное броуновское движение, что ни саморегулированию, ни саморегулируемым организациям и их членам ничего положительного, целеполагающего не дает.
В. И. Юсупджанов,
д-р техн. наук, профессор

Шесть лет Минрегион, Минстрой, РСПП, РСС, РТПП, Национальные объединения пишут и вносят, вносят и пишут соответствующие поправки в федеральные законы и другие нормативные правовые документы в полной уверенности, что уж эти-то поправки непременно устремят развитие саморегулирования в каком-то правильном направлении. При этом законотворцы забывают, что кто-то должен их исполнять. С 2005 по 2010 год в Градостроительный кодекс внесено 28 поправок, с 2010 года по 2015 год внесено еще более 60. Однако ни один законодательный или подзаконный акт в сфере саморегулирования не предполагает хоть какого-то развития. Ни один законодательный, ни один подзаконный акт не дают четкого определения самого понятия «саморегулирование», не определяют принципы и законы развития. В настоящий момент саморегулирование полностью соответствует приведенному в начале статьи эпиграфу.
Начиная с 2011 года неоднократно на всех уровнях власти предлагалось рассмотреть и разработать Концепцию развития системы саморегулирования, тезисы которой предлагаются в данной статье.

1. КОНЦЕПЦИЯ – (от лат. conceptio – понимание, система) – комплекс взглядов, связанных между собой и вытекающих один из другого, система путей решения выбранной задачи.
Из определения Концепции выделим три необходимых нам элемента:
• комплекс взглядов на развитие саморегулирования;
• пути решения развития саморегулирования;
• задачи развития саморегулирования.

2. РАЗВИТИЕ – поступательное движение, эволюция, переход от одного состояния к другому, необратимое, направленное, закономерное изменение материальных и идеальных объектов, высший тип движения, изменения материи и сознания; переход от одного качественного состояния к другому, от старого к новому. Развитие характеризуется специфическим объектом, структурой (механизмом), источником, формами и направленностью.
Поступательное движение, переход из одного состояния к другому будем определять исходя из наличия:
• объектов воздействия, на различных этапах и уровнях;
• структуры (механизмов) воздействия;
• источников и форм воздействия;
• направленности воздействия.
3. СИСТЕМА – СРЕДСТВО ДЛЯ ДОСТИЖЕНИЯ ЦЕЛИ.
СИСТЕМА – это конечное множество функциональных элементов и отношений между ними, выделенное из среды в соответствии с определенной целью, в рамках определенного интервала времени.
Функциональные элементы, отношения между ними и функции каждого элемента будем определять из среды
«Национальные объединения

Саморегулируемые организации

Члены саморегулируемых организаций»

4. САМОРЕГУЛИРОВАНИЕ – Здесь выделим три составляющие, которые позволяют дать определение «саморегулированию». При этом необходимым условием понятия саморегулирования является наличие всех составляющих:
• наличие в экономической системе элементов, свойств, позволяющих автоматически устанавливать и поддерживать желаемый режим функционирования системы.
• неотъемлемое условие построения гражданского общества в государстве, в том числе в отраслях экономической деятельности.
• институт, в рамках которого группой экономических агентов создаются и изменяются легитимные (не противоречащие формальным, установленным государством) правила, регулирующие хозяйственную деятельность этих агентов, объекты контроля имеют возможность легитимно управлять поведением контролера (регулятора) [Крючкова, Обыденов, 2003].
Отсюда суть Концепции развития системы саморегулирования заключается в разработке и внедрении в саморегулирование, саморегулируемые организации, строительные, проектные и изыскательские организации – Видения, Миссии, Принципов саморегулирования.
Видение – это идеальная точка назначения саморегулирования, саморегулируемых организаций, организации, к которой мы должны стремиться. Это образ саморегулирования, саморегулируемых организаций, организаций в намеченном будущем, в перспективе.
Миссия – описание пути движения к точке назначения, как саморегулирование, саморегулируемые организации, организации будут переходить от настоящего состояния в точку реализации Видения. Это основные механизмы и приемы действий
Ценность – созданная и поддерживаемая система ценностей (система понятий: что такое хорошо, что такое плохо), мобилизующая и вовлекающая строительное сообщество в поддержании Миссии на пути к Видению.

Принципы:
• Принцип добровольности
• Принцип демократизма
• Принцип сочетания управления и самоуправления
• Принцип субсидиарности (солидарности)
• Принцип открытости

Тогда Содержанием Концепции Развития системы саморегулирования может быть:
1. Формирование понятия «саморегулирование»;
2. Формирование Видения;
3. Определение ценностей саморегулирования;
4. Определение принципов;
5. Формирование Миссии;
6. Определение стратегических целей;
7. Определение функций Исполнителей;
8. Формирование и определение показателей и критериев развития;
9. Определение целей этапов;
10. Выполнение решений этапа;
11. Оценка достигнутых результатов;
12. Определение целей следующего этапа.
Важным элементом Концепции будет создание дерева стратегических целей, которые, в свою очередь, определяются Видением и Миссией.
В иерархии стратегических целей постоянное развитие саморегулирования – цель верхнего уровня.
Цель верхнего уровня можно разделить на две подцели (цели первого уровня):
1. Повышение качества.
2. Обеспечение безопасности.
ПОДЦЕЛЬ 1 (цель первого уровня) Повышение качества подразделяется на подцели (цели второго уровня) – экономика, образование, права, обязанности и ответственность.
ПОДЦЕЛЬ 2 (цель первого уровня) Обеспечение безопасности – на подцели (второго уровня) – здоровье потребителя, работников организации и качество окружающей среды.
Дерево целей представлено на следующих рисунках. Причем уровни целей могут быть достаточно подробными и измеримыми, имеющими соответствующие показатели.

Таким образом для Национальных объединений, саморегулируемых организаций и их членов можно разработать и определить:
• типологию моделей развития;
• общую схему развития;
• формирование видения;
• миссии;
• стратегических целей;
• показатели оценки (реализации) стратегии развития;
• подходы к определению показателей;
• дерево стратегических целей;
• показатели развития и критерии оценки.

В дерево целей также включаются организационные, структурные вопросы, вопросы системы построения и управления СРО, НО и саморегулированием в целом.