дс2017шапка
ППРК-Сервис
ЭТАПЫ БОЛЬШОГО ПУТИ

ЭТАПЫ БОЛЬШОГО ПУТИ

Санкт-Петербург всегда был городом передовых технологий, научных открытий и экспериментов. Именно здесь зародилась и получила свое развитие российская газовая отрасль. Самоотверженный, творческий труд ленинградских газовиков позволил создать для городского хозяйства и промышленности Ленинграда современную, эффективную систему газоснабжения.
 

НЕМНОГО ИСТОРИИ
Система газоснабжения Санкт-Петербурга имеет 200-летнюю историю. Первые работы по организации, получению и использованию светильного (искусственного) газа были начаты в 1818 году по инициативе генерал-губернатора Санкт-Петербурга М. А. Милорадовича. Уже осенью 1818 года на Аптекарском острове был зажжен первый газовый фонарь – «газовый свет». С этого времени газовые фонари стали применяться для освещения улиц, дворцов, театров и домов знатных горожан. В здании Главного штаба сияла люстра, в которой насчитывалось 336 газовых рожков. Для организации промышленного производства и использования газа в 1835 году была создана акционерная организация «Общество освещения газом Санкт-Петербурга». Оно имело монополию на промышленное производство и продажу газа. Был разработан и утвержден первый в России проект развития газовых сетей. Эту дату можно считать началом деятельности в нашем городе специализированной организации по эксплуатации системы газоснабжения и использованию газового топлива в Санкт-Петербурге и пригороде.
С появлением электричества в конце XIX века произошла переориентация горючего газа для удовлетворения топливных потребностей и бытовых нужд населения. Было газифицировано около 10 тыс. квартир в центральной части города. Плиты, водонагреватели и другое газовое оборудование разрабатывалось и изготавливалось на заводах Санкт-Петербурга.
Среди первых директоров газового комбината был Захар Васильевич Соловьев, который по праву считается инициатором и руководителем восстановления газового хозяйства Ленинграда. Впоследствии он возглавил Управление «Ленгаз» и проработал на этой должности около 30 лет.
В 1941 году в Ленинграде пользовались коксовым газом 150 тыс. человек. Великая Отечественная война прервала работы по дальнейшей газификации города. К концу 1941 года газ перестал поступать в квартиры ленинградцев.
Заводы, газовые сети и сооружения на них были сильно повреждены артиллерийскими обстрелами и постоянной бомбежкой.
Сразу после войны был восстановлен и реконструирован коксогазовый завод на Обводном канале. 15 января 1946 года население центральных районов Ленинграда вновь получило газ.

СЛАНЦЕВЫЙ ГАЗ ДЛЯ
ОСВОБОЖДЕННОГО ГОРОДА

10 июня 1945 года, сразу через месяц после Дня Победы, было принято постановление правительства СССР «О восстановлении сланцевой промышленности Эстонской ССР, Ленинградской области и об обеспечении газом города Ленинграда». Для обеспечения топливно-энергетических потребностей города в это время ежедневно поступало: нефти 110 цистерн, угля 550 вагонов, дров 14 тыс. кубометров, более 9 тыс. тонн торфа. Уголь, нефть, керосин нужно было доставлять за тысячи километров. Пожилые ленинградцы помнят, как на кухнях работали примусы, керосинки, как приходилось бегать с бачком в керосиновую лавку, а дрова – наколоть и поднять их на третий, а то и на пятый этаж. Загрязненность воздушной атмосферы вредными веществами (оксиды серы, азота, углерода, сажистые частицы, канцерогенные вещества и др.) от сжигания этих топлив была очень высока. Топливно-энергетическую и экологическую проблему необходимо было решать на новой технической основе, на базе широкой газификации бытовых, коммунально-бытовых и промышленных потребителей.

Для реализации этих задач по решению Ленгорисполкома 2 августа 1945 года была создана проектная организация – трест «Газтеплопроект», получившая в 1945 году статус государственного проектного института «Ленгипроинжпроект». Директором института был назначен К. Ф. Горшков, человек великолепных организаторских способностей, превосходно знающий городское хозяйство Ленинграда. Главным инженером стал талантливый инженер и выдающийся ученый Н. Л. Стаскевич. Работая в институте, он в 1958 году возглавил кафедру теплотехники и теплоснабжения Ленинградского инженерно-строительного института и проработал на этой должности более 25 лет. С 1986 года, после ухода на пенсию Н. Л. Стаскевича, заведующим кафедрой теплогазоснабжения и охраны воздушного бассейна стал профессор Г. Н. Северинец.

13 сентября 1945 года была создана дирекция строительства газопровода Кохтла-Ярве – Ленинград. Были построены мощные сланцеперерабатывающие заводы в городах Кохтла-Ярве и Сланцы, проложены две нитки магистральных газопроводов, по которым сланцевый газ поступал в Ленинград, построена трехступенчатая система газоснабжения города с газгольдерами, газораспределительными станциями (ГРС) и газорегуляторными пунктами (ГРП). К созданию газового хозяйства были привлечены многие городские организации и предприятия. К 1946 году коллектив Ленгазсетьстроя завершил восстановление старых газовых сетей и приступил к строительству новых. Примерно через год была завершена газификация центральной части города.
9 сентября 1948 года город принял сланцевый газ. Большой вклад в решение этих задач, подготовку кадров газовиков, разработку нормативной и технической документации, правил безопасности внесли инженеры и ученые Ленинградского инженерно-строительного института, Управления «Ленгаз», Лентрансгаза, Госгортехнадзора, проектных институтов «Ленгипроинжпроект», «Гипроспецгаз», «Ленгипрогаз» (с 1974 года – «Ленгипронефтехим»), Академии коммунального хозяйства, треста «Газтеплострой» и др.
Впервые решались самые сложные технические и инженерные проблемы, не имевшие аналогов в мировой практике. Газовое топливо стало широко и успешно использоваться для бытовых потребителей коммунально-бытовых и промышленных предприятий, объектов теплоэнергетики. Зарождались и внедрялись идеи, которые и сейчас являются новаторскими.
За короткое время было в десять раз увеличено количество газифицированных квартир, построены сотни километров городских газопроводов, газгольдерные парки, ГРС, ГРП и газорегуляторные установки (ГРУ). Ленинград стал выпускать газовые приборы и аппараты, запорную арматуру, трубы, контрольно-измерительные приборы (КИП) и другие необходимые для системы газоснабжения и использования газа установки.

ОТ ИСКУССТВЕННОГО ГАЗА
К ПРИРОДНОМУ

В июне 1957 года было принято историческое решение о снабжении Ленинграда природным газом. Так началась новейшая история развития системы газоснабжения Ленинграда. В 1959 году была налажена подача природного газа из Ставропольского месторождения по магистральному газопроводу Серпухов – Ленинград диаметром 720 мм и протяженностью 803 км. Проектная мощность газопровода – 4,2 млрд кубометров природного газа в год. 8 августа 1959 года на ГРС «Шоссейная» был зажжен факел природного газа. В 1968 году был запущен в эксплуатацию второй магистральный газопровод природного газа Белоусово – Ленинград диаметром 1020 мм и протяженностью 857 км, проложенный параллельно газопроводу Серпухов – Ленинград. К началу 1970 года в Ленинграде было проложено 1791 км уличных газовых сетей (в том числе высокого давления – 189 км, среднего – 613 км), 1913 км – дворовых, четыре газгольдерных станции, 104 дюкера, пять мостопереходов, 318 сетевых и 219 шкафных газорегуляторных пунктов.
Пушкин и Петродворец также были обеспечены природным газом. Сестрорецк, Кронштадт, Зеленогорск и прилегающие к ним поселки снабжались сжиженным углеводородным газом. Позднее в 1972году построен газопровод Ленинград – Выборг – Госграница для подачи газа в Финляндию.
Потребление газа в течение года в зависимости от сезона изменяется. Для выравнивания этой сезонной неравномерности и бесперебойного снабжения Ленинграда и области в зимний период городу необходимы резервные запасы газа, и с 1963 года были введены в строй Колпинское и Гатчинское, а позднее и Невское подземные хранилища газа в пористых водоносных пластах. Гатчинское хранилище газа – единственное в мировой практике создано в полозалегающем пласте. В это же время стала работать Ленинградская станция подземного хранения газа.
В соответствии с генеральной схемой, разработанной институтом «Ленгипроинжпроект», система газоснабжения города была реконструирована, а по сути дела, построена заново для приема смешанного (смесь сланцевого и природного) и в дальнейшем природного газа.
Следует отметить, что ленинградскими специалистами был впервые разработан, обоснован и внедрен метод бесперебойного перевода системы газоснабжения крупнейшего города с искусственного на смешанный и далее на природный газ. Был решен комплекс научно-технических проблем, обеспечивающих высокую пропускную способность, надежность, экономичность системы газоснабжения.
В эти годы (1955–1965) шло массовое строительство газопроводов, ГРП, ГРС, сооружений и установок новой системы газоснабжения Ленинграда. Были созданы специализированные организации и предприятия для выполнения этих задач (среди них и трест «Ленгазтеплострой»).
Сегодня городское газовое хозяйство Петербурга представляет собой сложную многоступенчатую инженерную систему подачи, распределения и регулирования газа с газораспределительными станциями (ГРС), газорегуляторными пунктами (ГРП), газопроводами высокого, среднего и низкого давления, а также структурными подразделениями, обеспечивающими подачу газа потребителям и безопасную эксплуатацию системы газоснабжения.

Статья подготовлена на основе работы Г. Н. Северинца «История и этапы развития системы газоснабжения Санкт-Петербурга, проблемы и перспективы».
Редакция выражает благодарность В. Е. Берхману за помощь в подготовке материала. 

ВОСПОМИНАНИЯ:
Почетный строитель РФ, В. Е. Берхман:
– «Ленгипроинжпроект» был всегда в авангарде идей. В первую очередь проектировалась гибкая трехступенчатая система газоснабжения города и газификация жилого фонда. В это трудно поверить, но уже 7 ноября 1948 года сланцевый газ пришел в город и в квартирах зажглись голубые огоньки. Затем пришла пора переводить на газовое топливо промышленные и коммунально-бытовые предприятия, в том числе такие гиганты индустрии, как «Электросила», Кировский, Невский машиностроительный, Ижорский и другие заводы, домостроительные комбинаты, хлебозаводы и т. д. На сжигание газа переводились по индивидуальным проектам забытые сейчас мартены и вагранки, котлы Борзиг, Бобкок-Вилькокс, Фицнер-Гампер и другие раритеты. Выпускались проекты агрегатов с использованием газовой инфракрасной сушки, агрегаты с внутрикамерной выпечкой хлебобулочных изделий, выпарные агрегаты с использованием погруженных в жидкость горелочных устройств и многое, многое другое. Помню, с каким энтузиазмом встречали работники хлебобулочных предприятий переход на новое газовое оборудование, ведь оно во много раз облегчало их работу, условия труда становились комфортнее. Нас, газовиков «Ленгипроинжпроекта» знали, что называется, в лицо. Стоит ли говорить, что благодарные пекари Ленинграда к каждому празднику старались порадовать нас свежайшей выпечкой. Сейчас мы воспринимаем как должное многие блага «газовой цивилизации», а ведь с приходом газа на памяти одного поколения свершилась действительно революция в коммунальной и производственной сферах…
Работа в институте «Ленгипроинжпроект» была интереснейшая, многое из создаваемого здесь было впервые. Мне исключительно повезло: я попал в институт в пору его расцвета – в город пришел большой газ. Постепенно с токсичного и опасного сланцевого газа город переводился на природный газ. И все это происходило безболезненно для горожан. Обеспечивалось новое качество жизни городской среды. Кроме того, институт оказывал городам и республикам Советского Союза помощь в деле газификации. Были разработаны генеральные схемы газоснабжения прибалтийских и среднеазиатских республик и их столиц, Ростова, Челябинска, Мурманска, Волгограда, Рыбинска и др.

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА:
Н. Л. Стаскевич создал ленинградскую российскую школу газовиков, в состав которой вошли известные в стране специалисты: З. В. Соловьев, С. Ф. Бармин, В. А. Горшков, А. В. Миронов, К. Ф. Горшков, С. А. Курюкин, И. А. Шур, Г. Н. Северинец, Б. И. Млодок, Н. Д. Георгиевская, И. А. Иссерлин, Н. А. Барбухин, М. А. Нечаев, А. Н. Плотникова, В. Н. Рощина, Е. И. Берхман, А. В. Шалин и многие другие.
В период Великой Отечественной войны (1941–1945) под руководством Н. Л. Стаскевича и при непосредственном его участии было организовано производство светлых жидких продуктов и газа из отходов резины, кислого гудрона, древесных смол и других материалов. Это позволило в трудные годы блокады перевести значительную часть автомобильного транспорта на заменители бензина, доставка которого в Ленинград была весьма трудной, а иногда и невозможной.
Профессор Стаскевич и его научная и инженерная школа газовиков впервые разработали и внедрили многоступенчатую систему газоснабжения Ленинграда, предложили и обосновали метод ее бесперебойного перевода с искусственного на смешанный газ и далее на природный газ. Был решен комплекс научно-технических проблем, обеспечивающих высокую пропускную способность, надежность и экономичность системы газоснабжения.
Под руководством Н. Л. Стаскевича в институте «Ленгипроинжпроект» были разработаны проекты газоснабжения более 100 городов и крупных населенных пунктов страны, среди которых Рига, Минск, Волгоград, Таллин, Вильнюс, Ташкент, Воронеж, Челябинск и другие.
 

Подготовила Елена Рачкова