БЦ Вант
ППРК-Сервис
ДВИЖЕНИЕ К ПРОГРЕССУ

ДВИЖЕНИЕ К ПРОГРЕССУ

Быстрые темпы развития транспортной инфраструктуры требуют применения новых технологических решений. В этой связи особенно актуальным становится применение инновационных материалов в дорожном строительстве.
Целый ряд шагов по развитию транспортного комплекса страны регламентирован федеральной Транспортной стратегией, охватывающей период до 2030 года. Как отмечают в Росавтодоре, новый план развития социально ориентирован и подразумевает постепенный переход на инновационные дорожно-строительные материалы и технологии, успешно применяемые в Европе, в частности в скандинавских странах, уже несколько десятилетий.
К числу основных проблем дорожного хозяйства в России относятся постоянное увеличение нагрузки на дорожное покрытие, рост интенсивности транспортных потоков, необходимость в увеличении сроков межремонтной эксплуатации транспортных объектов и высокая стоимость современных дорожно-строительных материалов. Появление транспорта большой грузоподъемности обуславливает постоянное повышение требований к качеству дорожных одежд, а необходимость ускоренного развития и расширения дорожной сети вблизи крупных населенных пунктов требует поиска более современных проектных решений.
Разработка и внедрение инновационных методов, новых технологий, материалов и конструкций в рамках инновационной деятельности Росавтодора в 2015–2017 годах будут осуществляться на основании планов, утверждаемых в установленном порядке.
Как отмечает руководитель Федерального дорожного агентства Роман Старовойт, крупными направлениями инновационной деятельности будут являться увеличение межремонтных сроков эксплуатации автомобильных дорог, реализация плана мероприятий по внедрению современных требований и методов испытаний органических вяжущих для дорожного хозяйства и дорожного асфальтобетона. В результате деятельности дорожного хозяйства, находящегося в ведении Росавтодора, к 2017 году планируется достичь доли протяженности дорог, соответствующих нормативным требованиям к транспортно-эксплуатационным показателям, в размере 79,95%.

Новые технологии
Согласно данным Росавтодора, в 2012 году на 704 транспортных объектах на территории РФ было применено 212 прогрессивных технологий, связанных с ремонтом и формированием дорожного покрытия, земляными работами, армированием грунта и прокладкой коммуникаций. В 2014 году на 598 строящихся и находящихся в состоянии ремонта дорожных объектах было опробовано 338 технологий. Рост интереса отечественных производителей к инновациям можно отметить также по увеличению числа заявок на согласование СТО (стандартов технических требований к продукции) для дорожных материалов. В 2011 году эксперты Росавтодора получили 33 заявки на согласование СТО, только в первом квартале текущего года – 21 заявку.
Как отмечают представители Росавтодора, основной объем работ с применением новых технологий приходится на сезонный и капитальный ремонт дорог – 31% и 45% соответственно. На дорожное строительство приходится всего 12%, на содержание транспортных объектов – 12%. По прогнозам, в ближайшие годы доля дорожных сооружений, построенных на основе современных материалов, должна значительно возрасти.
Основное внимание в транспортной сфере уделяется материалам, способным увеличить несущую способность дорожного покрытия и упростить алгоритм ремонта действующих магистралей. В 2014 году на отдельных транспортных объектах началось тестирование нового дорожного покрытия Superpave, изготовленного из асфальтобетона с уникальной формулой. Исследование материалов на основе этой технологии сейчас проходит в передовой дорожной лаборатории ФКУ «Севзапуправтодор», которая находится в Ломоносовском районе Ленобласти. Superpave – это комплексная система проектирования составов асфальтобетонных смесей. Она позволяет добиться создания асфальта с наилучшими характеристиками для конкретной дороги, с учетом условий климата и эксплуатации (в первую очередь, транспортной нагрузки на полотно).
Состав Superpave может быть адаптирован в соответствии с заявленной нагрузкой и климатическими особенностями региона, что позволяет с высокой точностью спрогнозировать срок службы дорожных одежд.
В 2015–2016 годах технологию Superpave применят в ходе ремонта на семи участках федеральных трасс в Ленинградской, Псковской и Калининградской областях.
Кроме того, популярными направлениями являются внедрение модификаторов, ускоряющих застывание асфальтобетона даже при низких температурах (так называемый «холодный бетон»), применение высокотехнологичных полимерно-битумных вяжущих и материалов, а также строительство цементобетонных покрытий. К перспективным материалам для строительства новых объектов относятся геосинтетические изделия из полимерного сырья, предназначенные для армирования, разделения и дренажа конструктивных слоев дорожных одежд, усиления грунтовой основы и асфальтового покрытия.
Наряду с битумными смесями для ремонта и композитными материалами, геосинтетика входит в число самых перспективных продуктов для применения в дорожной сфере. Наибольший опыт накоплен в работе с такими изделиями, как армирующие георешетки и геосетки, а также нетканый геотекстиль. Помимо геоматериалов, при ремонте и строительстве дорог также активно применяются ПНД-трубы, используемые для создания оболочек коммуникаций и дренажных систем.
Основная причина популярности геосинтетических материалов – высокая экономическая эффективность новых технологий. Применение георешетки и других полимерных изделий позволяет уменьшить затраты на содержание новых транспортных объектов и максимально увеличить срок межремонтной эксплуатации дорожного покрытия. К числу наиболее масштабных проектов, реализованных с применением геосинтетики, относится строительство петербургской КАД и платной скоростной магистрали «Москва – Санкт-Петербург» (М-11), реконструкция автотрасс «Скандинавия» (А-181) и «Балтия» (М-9).
Глава Росавтодора Роман Старовойт сообщил, что с 2012 года на 500–700 объектах федеральных трасс используются инновационные технологии. При этом он подчеркнул, что единожды примененная инновация при повторном применении уже перестает быть таковой.
Для повышения качества строительства дорог, безопасности на трассах и сервисного обслуживания в ГК «Автодор» разработали проект технической политики до 2020 года.
«Он предусматривает увеличение срока эксплуатации автодорог до проведения капитального ремонта на 30%, до проведения ремонта – на 20%, снижение затрат на ремонт, капремонт и содержание на 15%. А для пользователей автодорог – снижение себестоимости перевозок на 20% и снижение количества ДТП также на 20%. Проект документа запланирован к утверждению во втором квартале 2015 года», – поясняет первый заместитель председателя правления по технической политике ГК «Автодор» Игорь Урманов.

Сложности перевода
В то же время, по мнению вице-губернатора Санкт-Петербурга Игоря Албина, сегодня развитию транспортной инфраструктуры мешает отсутствие нормативной базы: «Мы от нормативной базы времен СССР отказались, а на новую еще не перешли, – поясняет Игорь Албин. – Есть четыре способа определения сметной стоимости объекта: индексно-базисный, ресурсный, аналоговый и Еврокоды. Необходимо утвердить национальные приложения к Еврокодам. Как ни парадоксально, у нас практикуется индексно-базисный способ. Знаете, почему? – Этим способом можно обосновать любую стоимость».
Среди прочих проблем, тормозящих развитие транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга, господин Албин отмечает качество изысканий и качество проектирования. Помимо этого, при составлении проектно-сметной документации необходимо учитывать стадию эксплуатации. «Обязательно в проект нужно вносить такой раздел, чтобы снизить издержки», – уверен вице-губернатор Санкт-Петербурга.

Подготовила Славяна Румянцева