БЦ Вант
ППРК-Сервис
В СУХОМ ОСТАТКЕ

В СУХОМ ОСТАТКЕ

При том, что рынок сухих строительных смесей переживает спад, только за последний год производители открыли несколько новых предприятий и производственных линий. Конкуренция на рынке ССС ужесточается. Как оценивают свои перспективы участники рынка в столь непростых условиях игры, обсудили специалисты.
Управляющий Союзом производителей сухих строительных смесей РФ Евгений Беляев:
– Прошедший год для рынка ССС оказался весьма непростым. Так, если за весь период существования нашего рынка его ежегодный прирост выражался двузначными цифрами за исключением кризисного 2009 года, то в 2013 году картина резко поменялась. В прошлом году в целом по России рост ССС-рынка едва достиг 5%. Если говорить в «весовом выражении», то в прошлом году ССС-предприятиями в России было выпущено немногим более 8 млн.смесей, при этом импорт составил более 500 тыс. тонн. В сумме потребление составило 8,5–9 млн тонн. Но 2013 год – это уже история, хотя и новейшая. Сегодня всех участников волнует вопрос, что нам ждать в новом году и каковы перспективы восстановления пусть и не стремительного, но стабильного роста? Прогнозирую, что в этом году он перейдет в режим «нулевой плавучести». При худшем сценарии – минус 2–3% к 2013 году.
Но пока, к сожалению, лично я не вижу тех катализаторов, тех драйверов роста, которые бы могли наш рынок разогреть. Так что этот год для рынка ССС весьма непростой, и к этому нужно быть готовым.
В последние несколько лет в России в строй было введено много мощностей по выпуску ССС, в текущем году запускается еще целый ряд высокопроизводительных линий, поэтому все потребности рынка на ближайшую перспективу будут закрыты без проблем. Более того, можно предположить, что на фоне стагнации экономики конкурентная среда на рынке сухих строительных смесей станет еще более жесткой. Но! Все эти люди верят в лучшее будущее российского ССС-рынка. А вера, как известно, большая сила. Даже если вы атеист…

– Как вы оцениваете сегодняшний рынок ССС? Насколько он высококонкурентен?

Алексей Павленко, руководитель отдела продаж компании «Атлас»:
– Времена, когда места на быстро растущем рынке хватало на всех, уже позади. Конкуренция очень высока. Рынок не терпит ошибок. Производители с низким качеством продукции быстро теряют позиции и вынуждены уйти.
Несмотря на отмеченный аналитиками общий спад производства и продаж сухих строительных смесей в 2013 году, группа ATLAS на территории России показывает сдержанный рост в пределах 10–15%.
Однозначно, замедление роста рынка ССС, отмеченное в прошлом году, связано со снижением темпов экономического роста. Судить о насыщении российского рынка ССС нет оснований, потребление сухих строительных смесей на душу населения в России более чем в два раза отстает от уровня европейских стран. Перспективы развития сегодняшнего рынка обнадеживают. Однако, как показывает начало 2014 года, на фоне стагнации экономики конкурентная среда на рынке сухих строительных смесей становится еще более жесткой, выживут не все...

Андрей Волков, руководитель отдела маркетинга и рекламы КРЕПС:
– В 2014 году рынок сухих строительных смесей не покажет большого роста. В лучшем случае – нулевое смягчение. А если принять в расчет темпы инфляции и измерять в рублях, рост будет отрицательным.
Нужно оговориться, что и потребление ССС по территории Российской Федерации неравномерно. Очень просел рынок на Урале. В Санкт-Петербурге он почти не растет. На постолимпийском Юге пока не начались новые большие инфраструктурные объекты, наоборот, многие приостановлены на неопределенный срок. В Сибири нет спроса. Главным рынком для страны на ближайшие 5–10 лет будет центральный регион, где строится Новая Москва.

– Какие способы удержания или расширения своей доли рынка вы используете?
Алексей Павленко:
– Одним из возможных путей достижения преимущества в конкурентной борьбе и расширения своей доли рынка может стать работа с конкретными целевыми сегментами покупателей. Выпуск смесей со специальными свойствами, не имеющих на рынке аналогов по своему назначению, работа и привлечение профессиональных строителей. Лаборатории и заводы группы ATLAS имеют для этого все возможности и постоянно выводят на рынок новинки для разных групп покупателей. Для поддержания и расширения своей доли рынка используем все виды и средства маркетинговых стратегий – внедряем производственные технологии, автоматизированные линии, современный дизайн упаковки.

Андрей Волков:
– КРЕПС – один из лидеров российского рынка. По нашим данным, в Петербурге доля компании составляет 25%. Качество, сервис, продвижение, уровень известности – совокупность этих показателей позволяет нам удерживать свою долю рынка.
Крепс по-настоящему клиенториентированная компания, поэтому самое главное внимание мы уделяем кастомизации продуктов и сервисов. Предугадываем запросы и пожелания клиентов, очень быстро принимаем любые решения. Новым клиентам мы демонстрируем высокий уровень сервиса, наших коммуникаций, автоматизации и информатизации всех бизнес-процессов – от интернет-заказа до электронного документооборота.
Как мы видим, из всех производителей ССС, мы, КРЕПС, уделяем самое большое внимание интернету. На развитие этого направления мы тратим гораздо больше времени и ресурсов, чем наши конкуренты.

– За счет чего сегодня повышается конкурентоспособность компании и ее продукции?

Андрей Волков:
– Операционное совершенствование. И нам есть чем гордиться, сегодня КРЕПС вырабатывает самое большое число готовой продукции в пересчете на работника. Вот строим очень современный завод в Арамиле, соответственно, скорость обслуживания клиентов на Урале, в Сибири и других регионах сильно изменятся к лучшему после марта 2015.

– Проводите ли вы модернизацию производства, внедряете ли энегоэффективные технологии?

Алексей Павленко:
– Естественно, нельзя ни на шаг отставать от конкурентов, и ATLAS вводит новые мощности. На всех производственных предприятиях Группы ATLAS – в Лодзи, Петркове Трыбунальском, Быдгощи, Нивницах, Донброве Гурничей, Сувалках, Леще, Згеже и Осле – процесс производства управляется при помощи компьютеров, производственные линии автоматизированные, а качество контролируется прекрасно оборудованными лабораториями. Все это гарантирует то, что все изделия производятся согласно строительным нормам и они имеют соответствующие не только польские сертификаты, но также заграничные, в том числе немецкую норму DIN.

Андрей Волков:
– Этот процесс является важнейшим для дальнейшего развития компании и повышения ее конкурентоспособности . Поэтому он идет у нас постоянно, каждый день, на всех уровнях.

– Ведете ли вы разработки новой продукции? В каком направлении?

Андрей Волков:
– Самое большое внимание уделяем гипсовым продуктам, спецсоставам и профессиональным решениям. По мере зрелости рынка продвигаем технологии машинного нанесения, адаптированные для механистического способа продукты.

Алексей Павленко:
– Безусловно, разработки новых продуктов и технологий – стратегически важное для нас направление, взять к примеру вопросы экономии энергоносителей. Последние годы вопросами энергоэффективности озаботились и на правительственном уровне. Сегодня редкий проект обходиться без системы теплоизоляции, технология набирает популярность. Уже более десяти лет повышенный интерес к системе утепления и отделке фасадов своих проектов проявляют внимание крупнейшие застройщики по северо-западу и России. Систему утепления и отделки фасада с применением штукатурок можно увидеть на объектах «ЮИТ», ЛенСпецСму, ЦДС, Группы ЛСР, Etalon Group и других лидеров строительного рынка. Естественно, интерес к системе вызвал активный рост производства смесей для внешней теплоизоляции и появлению жесткой конкуренции среди производителей.
Строительные нормы и правила (СНиП) постоянно совершенствуются. Одно из последних нововведений ATLAS – система теплоизоляции фасада поверх уже существующей. Это уже давно актуально в Европе, в то время как у нас многие дома не успели «одеть» даже один раз.

– Какие способы продвижения продукции на рынок для вас наиболее эффективны?

Алексей Павленко:
– С развитием интернет-технологий стараемся поддерживать информационные ресурсы, сайты, статейную информацию. Отлично продолжают работать старые и проверенные методы продвижения. Качество нашей продукции работает само на себя – «сарафанное радио» и рекомендация специалиста всегда в цене.
ATLAS – это материалы которые никогда не подводили. Большинство продуктов произведено на заводах Европы, это гарантия стабильности и качества. Это знают наши партнеры, клиенты и конечный потребитель.
К сожалению, не так много средств выделяется компанией на рекламу в России, концерн покоряет внутренние Европейские рынки, бороться общепринятыми методами становится сложнее, завешивать города России баннерами мы себе позволить не можем. Семинары, работа с клиентом, личные контакты, сервисное обслуживание, соблюдение качества продукции делают свое дело.

Андрей Волков:
– Сегодня главной движущей силой в деле продвижения продукции, и, пожалуй, самой экономически эффективной является Интернет, так что стараемся использовать его возможности максимально.

Подготовила Славяна Румянцева