БЦ Вант
ППРК-Сервис
ВОПРОСЫ ВНЕДРЕНИЯ

ВОПРОСЫ ВНЕДРЕНИЯ

Сегодня инновационный характер имеет только 8% продукции промышленности стройматериалов в России. В инвестиционно-строительном комплексе Санкт-Петербурга экспертами также отмечается недостаточное применение инновационных технологий.
Среди основных причин низкого уровня внедрения инноваций участники рынка отмечают: недостаточную поддержку со стороны органов государственной власти, сложный механизм включения новых материалов в нормативную документацию, трудности в прохождении экспертизы проектами с применением инноваций, а также консерватизм как самих исполнителей строительства: проектировщиков, заказчиков, застройщиков, экспертов – так и его потребителей.
– Необходим системный подход к инновационному процессу, – отмечает вице-президент, директор «Союзпетростроя» Лев Каплан.
– Сегодня в отрасли стройматериалов необходим механизм поддержки инноваций, – уверены участники рынка. Новые материалы невозможно применять, проектировщики не закладывают их в проект, поскольку современная нормативная база не соответствует потребностям сегодняшнего дня. Например, стандарты на литой асфальтобетон принимались 10 лет, и только в прошлом году появились два ГОСТа на эту продукцию.
– На протяжении нескольких десятков лет мы живем только за счет инноваций, – рассказывает генеральный директор ЗАО «Ленстройстрест № 5» Вадим Мовчанюк. – В этой области сегодня множество проблем. Структура управления инновациями в стране отсутствует.
– У нас к инновационным проектам относятся как к чему-то непонятному, – констатирует генеральный директор ЗАО «Экспериментальный завод» Валерий Стерин. – Дело в инновационном бизнесе зависит только от нас. Не на кого надеяться. Есть идеи – надо внедрять.

ЦЕНА ВОПРОСА
В то же время пока окончательно не определено само понятие инноваций.
– Никому не удается сформулировать, что такое инновации, – отмечает директор Центра инновационного развития Андрей Алексеев. – Уровень новизны продукции определяется самим предприятием. То есть инновацией считается практически все, что внедряют производители. При этом экономический эффект от внедрения не всегда понятен.
– Из множества определений инновации более всего подходит «коммерческое использование предприятием в своей практике последних достижений отраслевой науки и техники с целью получения конкурентного преимущества на рынке, – уверен директор Инженерного центра проектно-строительного андеррайтинга СПбГАСУ Эдуард Полонуер. – Таким образом, речь идет не только о качестве предлагаемого рынку нового продукта, но и о его эффективном маркетинге как товара.
Инновации самый большой эффект дают при сокращении длительности цикла строительства и снижении его себестоимости, снижении затрат на строительные материалы и конструкции. При этом необходимо оценивать последующую выгоду от применения инновационных технологий, уверены производители. Застройщики же ориентируются в первую очередь на сиюминутную экономию.
Складывается объективное противоречие, когда проектные компании, застройщики и инвесторы не заинтересованы в инновациях, их интересует удешевление на всех стадиях строительного процесса. А инновации в 80% случаев увеличивают стоимость продукта, по крайней мере на первых порах.
С подобной проблемой, в частности, сталкивается Экспериментальный завод при попытке внедрения инновационного бортового камня, немного удорожающего процесс строительства, но приносящего значительную экономию на стадии эксплуатации благодаря высоким качественным характеристикам.
– Вопрос применения новых технологий: а сколько это стоит? – комментирует начальник управления перспективного развития Комитета по строительству Санкт-Петербурга Игорь Шикалов. – Меня за 10 лет, в течение которых я занимаюсь этой темой, ни один западник не убедил, что это применение новых технологий обосновано экономически. Например, невозможно подходить к энергоэффективным технологиям с точки зрения окупаемости. Для внедрения инноваций нужна политическая воля государства.

УРОВЕНЬ ПОДДЕРЖКИ
– Для реализация основных направлений городского регулирования инновационной политики в 2011 г. была принята комплексная программа «Наука, промышленность, инновации» на 2012–2015 гг., – рассказал заместитель председателя Комитета по промышленной политике и инновациям Санкт-Петербурга Денис Миронов. – Ее основной целью является формирование в регионе конкурентоспособной современной инновационной системы. К сожалению, на момент принятия программы в нее не вошли мероприятия в области промышленности строительных материалов. Однако в 2013 г. программа была дополнена разделом «Содействие внедрению композиционных материалов, конструкций и изделий из них». Целью этого раздела является создание благоприятных условий для применения современных и эффективных композитов в области дорожного и жилищно-коммунального хозяйств на территории Санкт-Петербурга. Был заключен контракт с Политехническим университетом на создание двух образовательных программ по подготовке специалистов в сфере разработки и применения композиционных материалов. В 2014 г. будет разработана и применена система учета предприятий, работающих в этой области. Также в планах – анализ текущей деятельности и тенденций развития этого направления.
Сегодня в Санкт-Петербурге композиционные материалы широко применяются при строительстве объектов транспортной инфраструктуры, дорожных сетей, в жилой, деловой и промышленной застройке, в благоустройстве. Так, материалы и конструкции использовались при строительстве Главного коллектора северной части Санкт-Петербурга от Финляндского моста до Кантемировской улицы. Метрополитен применяет эти материалы для обустройства стволов вентшахт. Прорабатывается вопрос использования композитов энергокомпаниями, в частности, при строительстве объединенного корпуса Первомайской ТЭЦ, реконструкции систем теплоснабжения.
Кроме того, в Петербурге реализуются и другие мероприятия по развитию инновационной деятельности. Это субсидирование расходов на регистрацию прав интеллектуальной собственности на инновационную продукцию, лизинговых платежей при модернизации предприятий, переобучение кадров.
– До последнего времени в России большинство усилий и расходов государства были направлены на стимулирование предложения инноваций, – отмечает и. о. декана факультета государственного и муниципального управления Санкт-Петербургского государственного экономического университета Игорь Федосеев. – При этом формирование спроса на инновационную продукцию как со стороны самой компании-производителя, так и со стороны государства является необходимым условием инновационного развития строительной отрасли.
– Согласно Стратегии инновационного развития РФ на период до 2020 года, «государство должно обеспечить формирование благоприятного инновационного климата, включая создание условий и стимулов для инновационной деятельности, а также благоприятных условий для использования инноваций во всех видах деятельности», – констатирует генеральный директор ООО «Союзпетрострой-Инновации» Ирина Толдова. – На основании этого нужно не просить, а требовать от государства обещанной поддержки. Но при этом само строительное сообщество должно помочь государству в определении внятной и эффективной политики в данном вопросе.

Подготовила Славяна Румянцева