БЦ Вант
ППРК-Сервис
Архив номеров / Архив в электронном виде / СТО 05/30 август 2014 / СТРОИТЕЛЬСТВО СОЦИАЛЬНЫХ ОБЪЕКТОВ: ИТОГИ, СОБЫТИЯ, МНЕНИЯ
СТРОИТЕЛЬСТВО СОЦИАЛЬНЫХ ОБЪЕКТОВ: ИТОГИ, СОБЫТИЯ, МНЕНИЯ

СТРОИТЕЛЬСТВО СОЦИАЛЬНЫХ ОБЪЕКТОВ: ИТОГИ, СОБЫТИЯ, МНЕНИЯ

Почти год назад правительство Санкт-Петербурга объявило об изменении своей политики в отношении строительства объектов социального назначения. Возведение объектов социальной инфраструктуры в проектах комплексного освоения территорий (КОТ) должно осуществляться за счет инвестора, а впоследствии передаваться городу. Причины: растущий дефицит бюджета и прямая заинтересованность инвесторов полностью укомплектовать социальной и инженерной инфраструктурой жилой комплекс. Открыт специальный счет «для добровольных пожертвований» на объекты социальной инфраструктуры, требующие вложений, превосходящих возможности отдельных инвесторов.
Стороны – в той или иной степени добровольно – приняли эти правила игры.
Как сообщили нам в Комитете по строительству правительства Санкт-Петербурга, в перспективных планах развития города в соответствии с Генеральным планом Санкт-Петербурга готовятся в ближайшем будущем к комплексному освоению 33 территории с общим объемом жилищного строительства почти 20 млн кв. м.
Это колоссальные цифры, требующие взвешенного подхода и постоянного контроля. В Санкт-Петербурге с каждым годом возводится все больше жилых домов. Появляются целые жилые кварталы. Для обеспечения комфортабельной жизни граждан необходимо строительство различных объектов социального назначения. Большая часть такой инфраструктуры строится за счет городского бюджета, однако он не может покрыть все нужды горожан. Компании-застройщики понимают необходимость строительства поликлиник, школ, детских садов.
Комитет по строительству совместно с инвесторами и застройщиками реализует план мероприятий по обеспечению строящихся микрорайонов необходимой социальной инфраструктурой. Например, в рамках комплексного освоения территории ЖК «Северная долина» в общей сложности предусмотрено введение в эксплуатацию 14 детских садов, 11 школ, поликлиники для детей и поликлиники для взрослых. В настоящий момент на территории строящегося микрорайона работает один детский сад, до начала нового учебного года планируется к вводу в эксплуатацию еще один детский сад и общеобразовательная школа на 975 мест. В следующем году микрорайон пополнится еще тремя детскими садами и двумя школами.
Строительство социальной инфраструктуры в ЖК «Северная долина» инвесторы ведут за свой счет. В рамках соответствующей дорожной карты после завершения строительства объектов запланирован их выкуп за счет бюджета. Кроме того, с рядом компаний ведутся переговоры о безвозмездной передаче социальных объектов на баланс города.
Параллельно идет проектирование и строительство социальных объектов, заказчиком которых выступает Комитет по строительству. В рамках финансирования из бюджета Санкт-Петербурга в адресно-инвестиционную программу на 2015 год планируется включить поликлинику для взрослых на 960 посещений в смену, поликлинику для детей на 384 посещений в смену, а также подстанцию «Скорой помощи» на восемь машин. Ориентировочно эти объекты будут сданы в эксплуатацию до конца 2017 года.
Комитет по строительству проводит постоянную работу с застройщиками-инвесторами, оперативно решая возникающие вопросы. Проводятся совещания, способствующие оперативному решению вопросов, которые возникают у застройщиков по проектированию и строительству социальных объектов и последующей передачи их на баланс Петербурга. Также совещания по рассмотрению заявок по градостроительному плану регулярно проходят в КГА с участием представителей районной администрации. На эти совещания по необходимости приглашаются инвесторы, у которых есть нерешенные вопросы по возведению социальных объектов.
Например, на одном из заседаний при рассмотрении представленных застройщиками проектов детских садов на 60–70 мест было рекомендовано их доработать с целью увеличения вместимости до 110 мест, поскольку первоначальные варианты могут оказаться излишне дорогими при эксплуатации.
Отдельное внимание уделяется необходимости синхронизировать процессы строительства жилья и социальной инфраструктуры. Разрыв сроков сдачи в эксплуатацию первой очереди жилых домов и социальных объектов не должен превышать один год.
В настоящее время Комитетом по строительству осуществляется взаимодействие с 40 инвесторами в части проектирования, строительства и последующей передачи в государственную собственность Санкт-Петербурга 250 объектов социальной инфраструктуры со сроками ввода с 2014 по 2021 год. В том числе – 72 общеобразовательные школы, 151 детский сад, 27 объектов здравоохранения. Перечень организаций и объектов постоянно актуализируется и дополняется.

МНЕНИЯ ЭКСПЕРТОВ

Федор Туркин, председатель совета директоров ГК «РосСтройИнвест»:

– Безусловно, строительство школ и садов – это прерогатива государства. Нынешняя ситуация временная, в других регионах этого нет. Город вышел с такой инициативой, и бизнес откликнулся, ибо бывают случаи, когда нужно пойти навстречу друг другу. Полагаю, в этом тоже есть элемент социальной ответственности. Но, уверен, настанут времена, когда каждый будет заниматься своим делом.

Константин Ковалев, заместитель генерального директора ГК «Пионер»:
– Все исторически привыкли к тому, что всю инфраструктуру делал город. Тенденция передачи строительства социальной инфраструктуры инвесторам зародилась в Москве года четыре назад, сегодня эстафету принял Санкт-Петербург.
Если говорить о ГК «Пионер», то в жилом комплексе YES (ЕС) мы построили детский сад, в проектах следующих объектов детские сады есть, а по школам, поскольку есть такая возможность, делаем взносы в инфраструктуру. Сегодня это воспринимается совершенно нормально и вопросов не вызывает. Ведь только недальновидный девелопер будет реализовывать проект жилищного строительства без дорог и детских садов. Столь же разумный компромисс нужно искать по транспортной инфраструктуре, при этом понимая, что по транспорту возможности инвестора ограничены, и станцию метро, условно говоря, он не потянет. Поэтому я считаю, что в первую очередь нужно наводить порядок в градостроительном планировании.

Александр Шарапов, президент группы компаний NAI Becar:
– Следует смотреть правде в глаза. Во-первых, ни один инвестор не обрадуется дополнительным обременениям, каким бы социально ответственным он ни был.
Во-вторых, уже есть примеры в Московской области, когда построенный детский сад стоит пустой и не работает, потому что не хватило бюджета на его содержание да и данной местности он оказался не так уж нужен.
В Москве застройщиков нагрузили «социалкой» года три назад, и сегодня там очень активно обсуждается отказ от принудительного строительства социальных объектов в пользу специального фонда. В Петербурге такой фонд создается, важно, чтобы он имел правильную структуру и суть, чтобы инвестор, реализуя проект жилищного строительства, вносил определенную сумму в такой фонд, а тот, исходя из общей ситуации, решал, на какую социальную функцию направлять средства. Понимаете, перекладывая строительство социальной инфраструктуры на плечи инвесторов, а значит, и покупателей, мы неизбежно столкнемся с тем, что все равно некоторое количество компаний обанкротится, часть будет вынуждена – в который раз! – затянуть ремни, и уж тогда точно «социалки» не будет.
Проблема в том, что у нас с советских и перестроечных времен сложилась ситуация, когда строительство нового жилого дома оказывается вредным для жителей района. Во всем мире, когда строят дом, у окружающих есть общее понимание, что его жители впоследствии будут платить налоги и коммунальные платежи, благодаря чему бюджет муниципалитета пополнится, а значит, появятся новые возможности для благоустройства района. У нас иных последствий, кроме дополнительной нагрузки на территорию, нет.
Конечно, в старых районах изменить подобную практику проблематично, но в новых – давайте сделаем по-другому: не будем брать деньги с девелопера, а предупредим покупателей, что при переезде в новые дома и новые микрорайоны им придется платить деньги, которых будет достаточно для содержания школ, поликлиник, дорог и всего остального. Да, это будут приличные платежи, но они позволят сформировать нормальный муниципальный бюджет.
Не то плохо, что социальная функция возлагается на девелоперов, а то, что ее один раз возложили, но проблема на долгосрочную перспективу останется все равно.
Ведь по уму мы должны голосовать, чтобы в Петербурге жилья больше не строилось. Торговые и бизнес-центры, склады, производства – пожалуйста, ибо именно они дают в бюджет реальные налоги! А вот жилье – ни в коем случае.
Разумеется, в правительстве города все это понимают, но, предвидя реакцию жителей, не касаются столь непопулярных (опасных) мер. Однако говорить об этом надо: да, мы бы повозмущались, но в итоге пришли бы к пониманию проблемы, а осознав ее суть, можно было бы лет через пять так или иначе начать ее решать. А мы молчим. Я этого не понимаю. Такое ощущение, что власть опасается разговаривать с собственным народом на острые темы, и мне это не нравится.


Подготовила Светлана Соснова