БЦ Вант
ППРК-Сервис
СТАНДАРТЫ УНИКАЛЬНОСТИ

СТАНДАРТЫ УНИКАЛЬНОСТИ

Эпоха удручающе однообразных типовых строений социальных объектов уходит в прошлое. Сегодняшние тенденции строительства и архитектуры предполагают разнообразие как внешнего облика зданий, так и планировочных решений. Это касается не только жилых домов, но и объектов социального и коммерческого назначения. Ведущие производители железобетонных изделий идут в ногу со временем, обеспечивая разнообразие типоразмеров своей продукции и предлагая новые архитектурные и проектные решения.
О последних тенденциях проектирования зданий из сборных железобетонных конструкций рассказывает директор по проектированию архитектурно-конструкторского бюро (АКБ) ОАО «ЛСР. Железобетон – Северо-Запад» Афанасьев Андрей Витальевич

– Как за последнее время изменилась архитектура зданий из сборных железобетонных конструкций? Какие тенденции развития этого направления строительства вы могли бы отметить?
– Во время массового строительства типовых крупнопанельных зданий в период 1970–1990 гг. для того, чтобы разнообразить облик типовых домов, приходилось внедрять дорогостоящие индивидуальные элементы фасадов или панели с такими элементами, разнообразящие архитектуру. Также можно было изменить цвет и раскладку керамической плитки, используемой в отделке фасадов.
В других возможностях проектировщики были ограничены, в том числе неизменными размерами изделий, выпускаемых в индивидуальных стальных формах. Поэтому массовая застройка тех лет выглядит невыразительной, однообразной и непривлекательной.
В последнее время появилась возможность по желанию заказчика применять различные технологии устройства наружных ограждающих конструкций. Это чаще всего многослойные конструкции с эффективным утеплителем и отделкой различными материалами. Их применение позволяет существенно сократить эксплуатационные затраты на содержание зданий, избежать протечек швов и придать панельным зданиям вид дома, возведенного по другим технологиям.
Такой подход существенно облегчает производственный процесс по выпуску изделий для устройства наружных ограждающих конструкций и позволяет расширить возможности архитектора по разработке архитектурных решений, отвечающих за внешний облик здания.

– Какие требования сегодня применяются к зданиям из сборных железобетонных конструкций?
– Требования к зданиям из сборного железобетона в части конструирования практически не изменились, но из-за возрастающего объема сдаваемых в экспертизу проектов зданий из сборных железобетонных конструкций возросло внимание экспертов.
Когда в экспертизу сдавались проекты зданий из сборных железобетонных конструкций по типовым сериям, по ним не возникало вопросов. Сейчас же от применения типовых серий при проектировании зданий практически отказались, большинство объектов из сборного железобетона проектируются индивидуальными, поэтому и требования к их проектам ужесточились.

– Меняются ли принципы проектирования? Усложнилась ли работа проектировщиков?
– Основные принципы проектирования остались те же, но меняются средства проектирования – оборудование и программное обеспечение. Их усовершенствование серьезно облегчает работу проектировщиков, но и повышает требования к ним в части начальных навыков работы в программных средствах и с оборудованием. На некоторых предприятиях начинают внедряться технологии сквозного проектирования здания на базе программных средств BIM (Building Information Modeling или Building Information Model). Это информационное моделирование здания или информационная модель здания позволяет вести одновременную работу всем специалистам, начиная с проекта с последующим производством изделий на оборудовании с ЧПУ, строительством и заканчивая вводом объекта в эксплуатацию.

– Используется ли опыт зарубежных коллег в проектировании подобных зданий?
– Конечно используется. Например, специалисты нашего предприятия участвовали в разработке НИИЖБ им. А. А. Гвоздева – институтом ОАО «НИЦ «Строительство» стандарта организации СТО «Рекомендации по расчету и конструированию жилых крупнопанельных домов с применением безсварных вертикальных горизонтальных стыков на тросовых петлевых соединениях и многопустотными плитами безопалубочного формования». В основу этого стандарта вошли европейские нормы проектирования по применению тросовых петель в безсварных узлах стыка сборных конструкций.

– Есть ли потребность в актуализации нормативной базы?
– Потребность есть, на сегодняшний день проектными институтами ведутся работы по актуализации нормативной базы. Данный процесс, к сожалению, не такой быстрый, как хотелось бы.

– Какие особенности проектирования зданий из сборных железобетонных конструкций актуальны сегодня?
– Главной особенностью проектирования объектов из сборных железобетонных конструкций является детальная проработка чертежей здания и разбивка их на отдельные элементы – будущие железобетонные изделия уже на самых ранних стадиях проектирования. В монолитных зданиях можно ограничиться простыми схемами конструкций с типовыми сечениями несущих элементов. А в сборных зданиях приходится разбивать схему на отдельные элементы, прорабатывать узлы стыковки деталей, учитывать инженерные коммуникации, особенно те, которые необходимо пропускать внутри железобетонных изделий, учитывать возможности производства по габаритным размерам и массе изделий и возможности строителей по грузоподъемности крана в условиях ограниченного расположения его на стройплощадке.

– Есть ли потребность в применении архитектурных элементов?
– Разумеется. Это одна из возможностей дополнительно придать выразительности фасадам. Также использование архитектурных элементов дает возможность оформить фасад здания под какой-то конкретный архитектурный стиль или добавить некую отличительную особенность здания от остальных и повысить его узнаваемость.

– Какие особенности проектирования зданий социального назначения Вы могли бы отметить?
– Большая сложность и насыщенность социальных объектов (ДДУ и школы) сложными инженерными системами и сетями, более жесткие противопожарные и санитарные требования, которые зачастую противоречат друг другу, – все это повышает требования к профессионализму специалистов. Особенно архитекторов, которые задают направление в работе над проектом и ошибка которых на ранней стадии проектирования может привести к неисправимым решениям.

– Насколько велика сегодня потребность в таких зданиях? Наблюдается ли разнообразие в строительстве объектов социальной инфраструктуры?
– С недавнего времени сдача жилых домов без социальной инфраструктуры, обеспечивающей их жизнедеятельность, стала невозможна.
Внешне такие объекты (ДДУ и школы) в большей степени различаются из-за разницы в расчетной вместимости, а в черте города еще и из-за размеров и формы выделенного под размещение объекта участка земли. Зачастую для строительства таких объектов остаются невыгодные участки сложной формы и иногда недостаточной площади. И проектировщикам приходится вписывать здание в участок, соблюдая при этом требования норм.
Если рассматривать несущие конструкции данных объектов, то наиболее применяемых всего три: с несущими кирпичными стенами, с несущим сборным железобетонным каркасом и с несущим монолитным каркасом. Применяются и смешанные варианты. Если ДДУ, например, могут быть выполнены в крупнопанельном исполнении в сборных конструкциях, то вот школы с большими классами и залами в основном каркасные.

– Какие интересные новшества в этой области вы могли бы отметить?
– Все новое – это хорошо забытое старое. Пик проектирования и строительства крупнопанельных зданий приходился на 1970–1980 годы. Тогда проводилось огромное количество испытаний новых методов и конструкций. Мы этот опыт подробно изучаем и применяем на наших объектах с учетом новых норм, материалов и возможностей оборудования нашего предприятия.

– Какие решения вы предлагаете?
– Мы предлагаем для ДДУ и школ полносборный железобетонный связевой каркас с применением многопустотных плит безопалубочного формования толщиной 150/220 мм (с приведенной толщиной всего 81/120 мм. Для сравнения: сплошная монолитная плита перекрытия для таких пролетов должна иметь толщину не менее 160/200 мм, то есть конструкция получается гораздо более тяжелой). В комплект сборного железобетонного каркаса входят также ребристые плиты покрытия на пролет до 12,0 м, стропильные балки на пролет до 18,0 м. С учетом расширенных возможностей оборудования размер ячейки здания, образуемой 4 колоннами, может достигать максимальных 9,0х9,0 м, 6,0х12,0 м, 6,0х18,0 м с уменьшением шага по размерам кратно 100 мм.

– Насколько велик ваш портфель проектов?
– Наш портфель заказов напрямую зависит от возможностей нашего предприятия по выпуску изделий. На 2014–2015 годы заключены договоры на проектирование порядка 126 000 кв. метров общей площади жилых домов, на проектирование ДДУ на 190 мест и школы на 450 мест. Также ведется подготовка по заключению договоров на проектирование много-этажных автостоянок и других объектов различного назначения.

– Как удовлетворяет изменение спроса ОАО «ЛСР. Железобетон – Северо-Запад»?
– Наше предприятие имеет в своем арсенале современное универсальное оборудование, позволяющее выпускать продукцию, которая пользуется спросом на рынке. Также мы производим индивидуальные нетиповые изделия различных форм, размеров и назначения.

СПРАВКА
Архитектурно-конструкторское бюро (АКБ) является структурным подразделением ОАО «ЛСР. Железобетон – Северо-Запад», создано в 2007 году для обеспечения производства дополнительными заказами и продвижения на строительном рынке сборных железобетонных конструкций. В штате подразделения 45 сотрудников, 4 отдела: управление проектами, архитектурный отдел, конструкторский отдел и проектно-расчетный отдел (расчеты и разработка КЖ.И).
АКБ выполняет следующие основные функции:
• Генпроектирование, с разработкой полного комплекта проектной и рабочей документации объектов капитального строительства в объеме, предусмотренном действующим законодательством;
• Субпроектирование с разработкой архитектурно-строительной части проектной и рабочей документации марок АР, КР, КЖ, КЖ.И;
• Авторский надзор за строительством.
Основные задачи подразделения:
• Разработка предпроектных решений для согласования с контрагентами;
• Разработка полного комплекта или отдельных разделов проектной и/или рабочей документации объектов строительства в соответствии с постановлением Правительства РФ № 87 от 16.05.2008 г. и действующими нормами;
• Сопровождение проектной документации при прохождении экспертизы;
• Увязка рабочей документации заказчиков под технические, технологические и др. возможности ОАО «ЛСР. Железобетон – Северо-Запад»;
• Организация и проведение авторского надзора за строительством;
• Разработка рабочей документации на изделия, выпускаемые ОАО «ЛСР. Железобетон – Северо-Запад», в том числе и по индивидуальным заказам;
• Сопровождение и консультирование проектных организаций, совместно с отделом по работе с проектными организациями, в части применения сборных конструкций производства ОАО «ЛСР. Железобетон–СЗ».


ОАО «ЛСР. Железобетон –
Северо-Запад»

195027, Санкт-Петербург,
пр. Энергетиков, 9
+ 7 (812) 332-22-18