БЦ Вант
ППРК-Сервис
Архив номеров / Архив в электронном виде / СТО 05/30 август 2014 / СЕРГЕЙ АЛПАТОВ: ПОДЗЕМНАЯ УРБАНИЗАЦИЯ НЕВОЗМОЖНА БЕЗ...
СЕРГЕЙ АЛПАТОВ: ПОДЗЕМНАЯ УРБАНИЗАЦИЯ НЕВОЗМОЖНА БЕЗ РАЗВИТИЯ МЕТРОПОЛИТЕНА

СЕРГЕЙ АЛПАТОВ: ПОДЗЕМНАЯ УРБАНИЗАЦИЯ НЕВОЗМОЖНА БЕЗ РАЗВИТИЯ МЕТРОПОЛИТЕНА

В крупных городах с высокой численностью населения развитие подземной транспортной инфраструктуры является важнейшим условием территориального развития и обеспечения комфортных и безопасных условий проживания горожан.
Как показывает мировая практика, строительство метрополитена позволяет не только эффективно решать транспортные и социальные проблемы мегаполисов, но и создает необходимые предпосылки для комплексного освоения подземного пространства. Мировой опыт наглядно доказывает, что планирование и проектирование линий метрополитена и подземных сооружений коммерческого, культурного и социального назначения должно идти в рамках единого процесса. В противном случае метро обречено на существование вне общей городской пространственной системы.
В России подземное строительство как отдельная и значимая отрасль сегодня фактически отсутствует, а подходы к планированию новых линий и станций метрополитена не соответствуют современным мировым тенденциям и далеки от реальных потребностей населения.
Главная проблема в решении этого вопроса – очевидная разница в источниках финансирования строительства метро и подземных объектов коммерческого назначения, расположенных в непосредственной близости от станций. Метрополитен строится за счет региональных и федеральных бюджетных средств, тогда как коммерческое освоение подземного пространства идет за счет частных инвестиций. Достичь одновременной реализации проектов с различными источниками финансирования возможно лишь при наличии долгосрочной программы комплексного освоения подземного пространства и четко отлаженного механизма государственной поддержки частного инвестора. Таким образом, на первый план выходит задача разработки комплексного институционного механизма для решения градостроительных, технических, юридических и финансовых задач в этой сфере.

Формированию такого механизма в настоящий момент мешает ряд вопросов:

1. Отсутствие государственных гарантий для частных инвесторов при реализации проектов комплексного освоения подземного пространства.
Метрополитен является не только перевозчиком, но и выполняет градообразующую функцию, обеспечивая комфорт и безопасность проживания в городской среде. Подземное пространство, прилегающее к станциям метрополитена, должно включать в себя все необходимые зоны общественного пользования – транспортные пересадочные узлы, пешеходные галереи, торгово-развлекательные центры, зоны отдыха, культурные и спортивные сооружения. В то же время изменение концепции комплексного освоения подземного пространства требует кардинального изменения подхода к планированию строительства, анализу финансовых затрат и последующей экономической выгоды.
Городская администрация определяет сроки и объемы строительства метрополитена и с учетом федеральной составляющей осуществляет финансирование этих проектов. Коммерческие подземные объекты, с одной стороны, строятся на частные инвестиции, с другой - в силу своей масштабности, технологической сложности и социальной значимости нуждаются в поддержке государства. Но пока у потенциального инвестора не будет определенных гарантий, он не станет вкладываться в такие проекты, так как окупаемость подземных сооружений достигается через эксплуатацию объекта.
Для решения проблемы необходима корректировка законодательства в сторону повышения привлекательности проектов для частного инвестора. Метрополитен может заключить соглашения с инвесторами на участие в проекте комплексного освоения подземного пространства. При этом право собственности на сооружения остается за метрополитеном, а права на прибыль от эксплуатации коммерческих объектов делится между ним и инвестором согласно условиям контракта.
Решая вопросы экономической целесообразности проекта подземного строительства, следует принимать во внимание геологические особенности территории, степень износа и особенности расположения подземных коммуникаций, стоимость высвобождаемых земель и размер инвестиций, которые город может получить за счет освоения данных территорий. Чем крупнее многофункциональный подземный комплекс, тем дешевле его строительство на единицу площади, а за счет энергоэффективности подземных сооружений эксплуатационные расходы зачастую значительно ниже, чем у построек на поверхности. Существуют и непрямые выгоды, такие как улучшение транспортной и экологической обстановки.

2. Несогласованность системы управления отраслью подземного строительства и полномочий государственных органов.
Застройка подземного пространства возле станций метро может осуществляться по инициативе органов государственной власти, метрополитена или компаний-девелоперов. Абсолютно разные подходы и приоритеты не позволяют выработать единую стратегию деятельности для всех участников подземного строительства.
За счет повышения компетенций метрополитена в решении вопросов комплексного освоения подземного пространства можно эффективно решать практические задачи развития подземных территорий в непосредственной близости от станций метро. Российский и зарубежный опыт показывает, что именно метрополитен при поддержке городского правительства должен играть главенствующую роль и контролировать процессы подземной урбанизации.

3. Недостаточность инженерно-геологических исследований и отсутствие перспективного планирования.
Имеющаяся законодательная и нормативно-правовая база регулирования городской застройки не содержит специфических требований к проектам комплексного освоения наземных и подземных территорий, находящихся в непосредственной близости от объектов инфраструктуры метрополитена, отсутствуют требования к транспортным и коммерческим подземным сооружениям, связывающим инфраструктуру метрополитена с городской застройкой. В итоге исследование подземного пространства осуществляется довольно поверхностно и локально.
Улучшить систему перспективного планирования и проектирования линий метрополитена можно, если в основу положить результаты современных инженерно-геологических исследований в этой области. Важно, чтобы исследования комплексного освоения подземного пространства вдоль путей метрополитена проводились на подготовительном этапе проектирования. Участки, на которых возможно одновременное строительство станций метро и подземных коммерческих объектов, должны включаться как в проект строительства метро, так и в проект развития наземной городской застройки. Особенно важно создание единых инженерно-геологических карт, дающих целостную картину специфики устройства подземного пространства городских территорий.

4. Отсутствие специализированных организаций, регулирующих деятельность в области комплексного освоения городского подземного пространства.
С точки зрения инвестирования, планирования, установления прав владения, управления строительством и эксплуатацией, метрополитен курируется рядом профильных ведомств, однако их ответственность за развитие отрасли метростроения четко не разграничена. Это являетcя существенным сдерживающим фактором и приводит к непоправимым ошибкам.
Для координации действий всех участников подземного строительства необходимо выработать общую точку зрения по ключевым вопросам и утвердить стратегию комплексного освоения подземного пространства. Решением может стать создание единых информационных центров, координирующих проектные и строительные работы по сооружению объектов подземной инфраструктуры и прокладке инженерных коммуникаций. При этом очевидно, что осуществление масштабных проектов возможно лишь при наличии политической воли и государственной поддержки.

Подводя итоги, можно заметить, что перспективное развитие городских территорий и подземного пространства включает в себя весь спектр градостроительных, технических, общественных и экономических задач. Эффективная реализация проектов метростроения наряду с комплексным освоением подземного пространство возможна лишь тогда, когда работают институционные механизмы взаимодействия между государственными структурами и всеми участниками строительной отрасли.
Что касается Санкт-Петербурга, то, помимо строительства метрополитена, масштабных проектов в ближайшее время не планируется. Более того, в дальнейшем хаотичная застройка подземных территорий не позволит осуществлять комплексные инфраструктурные проекты. Изучение опыта крупнейших мегаполисов позволит избежать последствий признанных во всем мире градостроительных ошибок и откроет новые возможности для реализации современных и столь необходимых Северной столице проектов подземной урбанизации.

Сергей Алпатов,
генеральный директор
Объединения подземных строителей
и проектировщиков