БЦ Вант
ППРК-Сервис
НАВСТРЕЧУ ПОТРЕБНОСТЯМ ПОРТОВ

НАВСТРЕЧУ ПОТРЕБНОСТЯМ ПОРТОВ

Одним из важнейших инвестиционных проектов, которому на Октябрьской железной дороге уделяется большое внимание, является комплексная реконструкция участка Мга–Гатчина–Веймарн–Ивангород, а также развитие железнодорожных подходов к порту Усть-Луга.
Стратегия развития железнодорожной инфраструктуры в Северо-Западном регионе диктуется необходимостью обеспечения растущих грузопотоков в развивающиеся порты СЗФО. В перспективе ведущее место в обеспечении внешнеторговых перевозок в регионе займет глубоководный порт Усть-Луга, который будет самым крупным и современным многофункциональным российским портом.

ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ
Реконструкция подходов к Усть-Луге началась в 2005 году и будет продолжаться до 2020 года. При этом запланирован постепенный ввод в строй объектов, синхронизированный с наращиванием грузопотока в порт.
Сметная стоимость проекта составляет около 152,6 млрд рублей. С начала строительства в развитие направления Мга–Усть-Луга было вложено более 76,6 млрд рублей, в том числе в 2013 году освоено 12,5 млрд рублей.
В рамках проекта ведутся работы по строительству дополнительных и удлинению существующих станционных путей, строительству вторых главных путей на участке Мга–Веймарн–Лужская, строительству дополнительных тяговых подстанций для электрификации линии Гатчина–Лужская, замене систем блокировки и АБТЦ, внедрению электрической централизации типа ЭЦ-ЕМ и цифровой связи. Кроме того, осуществляется строительство новых парков станции Лужская.
Основная задача проекта – создание необходимых условий для наращивания товарооборота между Российской Федерацией и странами Евросоюза через морской порт Усть-Луга за счет комплексной реконструкции существующих участков железнодорожной линии.
После реконструкции транспортный коридор Мга–Веймарн–Лужская позволит пропускать более 100 млн тонн грузов в год, среди которых уголь, нефтепродукты, автомобили, – всего около 20 наименований.

КОМПЛЕКСНАЯ
РЕКОНСТРУКЦИЯ

Мероприятия по титулу «Комплексная реконструкция участка Мга–Гатчина–Веймарн–Ивангород и железнодорожных подходов к портам на южном берегу Финского залива» включают в себя:
– усиление приемо-отправочных путей на 19 станциях до 1050 м;
– ввод сплошных вторых главных путей протяженностью 159,1 км;
– строительство железнодорожного пути протяженностью 4,7 км в обход станции Котлы для предотвращения углового заезда поездов;
– электрификация участков Гатчина–Ивангород, Веймарн–Котлы, Котлы–Усть-Луга, Котлы–Калище протяженностью 180,1 км;
– строительство новой станции Лужская-Сортировочная для приема транзитных поездов, пяти предпортовых станций порта Усть-Луга (Лужская-Северная, Лужская-Южная, Лужская-Нефтяная, Лужская-Генеральная, Лужская-Восточная), а также соединительных путей между ними.
С начала строительства обеспечен ввод сплошных вторых путей на участке Мга–Гатчина–Веймарн–Лужская-Сортировочная протяженностью 156 км и завершена реконструкция станций, Лужская-Нефтяная, Лужская-Северная, Лужская-Южная, Лужская-Сортировочная (1-й этап – 3 пути).
В рамках развития Усть-Лужского железнодорожного узла, который включает в себя шесть станций, построены станции Лужская-Северная, Лужская-Южная, Лужская-Нефтяная. В планах – строительство станций Лужская-Сортировочная, Лужская-Генеральная и Лужская-Восточная. Помимо строительства Усть-Лужского транспортного узла идет устройство девяти путепроводных развязок (железно- и автодорожных).
ПО ИТОГАМ ГОДА
В 2013 году выполнен целый ряд работ, связанных с усилением железнодорожной линии к порту Усть-Луга: включение всей станции Мга в новое ЭЦ. Доведение пути на участке раз. 135 км–Котлы–Лужская до норм особой категории. Установлены модульные дизель-генераторы (ЭМБК) на станциях Войтоловка, Пустынька, Новолисино, Владимирская, Фрезерный, Войсковицы, Волосово, Молосковицы. Введено видеонаблюдение на станциях Войсковицы, Волосово, Молосковицы. Введена линия ВЛ-110 кВ ПС «Кингисеппская» – ПС «Лужская». На железнодорожной станции Лужская-Сортировочная введена ПС «Лужская», 1-й этап 10 кВ для обеспечения потребностей Усть-Лужского узла электроэнергией. Завершено строительство 1-го этапа парка отправления (10 путей (12 км) с выходом на раз. Лужский и ст. Лужская-Северная (20 км ВСП и 87 комплектов стрелочных переводов). Выполнены задельные работы по строительству сортировочного парка и парка прибытия (земляное полотно, верхнее строение пути, пост ГАЦ, инженерные сети, энергетика, автодорожный путепровод, ж.-д. путепровод, мост через реку Кямиши). Введен дополнительный главный путь на участке Лужская-Сортировочная (раз. 12 км)–Лужская-Северная–Лужская-Нефтяная (11,5 км); введен пост ЭЦ на ст. Лужская-Северная для подключения новых терминалов и соединительных путей. На ст. Лужская-Нефтяная введена система промышленного видеонаблюдения (140 видеокамер, кабельные линии 10,5 км).

СОРТИРОВОЧНАЯ СИСТЕМА
В декабре 2013 года парк отправления сортировочной системы станции Лужская принял первый поезд. Выполненная реконструкция парка позволит увеличить среднесуточную выгрузку по станции Лужская-Сортировочная до 2600 вагонов. В текущем году ожидается значительный прирост объемов груза. Например, грузооборот ОАО «Роснефтьбункер», по прогнозам, увеличится до 25 млн тонн в год (1100 вагонов в сутки), ОАО «Усть-Лужский контейнерный терминал» – до 2,71 млн тонн в год (250 вагонов в сутки), ООО «Европейский серный терминал» – до 6 млн тонн в год (260 вагонов в сутки).
Увеличение выгрузки по станции Лужская в свою очередь повлечет улучшение показателей работы на Октябрьской железной дороге в целом.

СТРОИТЕЛЬСТВО
БЕЗ ОСТАНОВКИ

Одним из важнейших этапов в начале работы парка стало внедрение новой системы электрической централизации (ЭЦ-ЕМ) работы станции. Эта система обеспечивает безопасность движения поездов, повышает оперативность управления перевозочным процессом и маневровой работы на станции. Основными устройствами, включенными в централизацию ЭЦ-ЕМ являются 10 приемо-отправочных путей в парке отправления, 83 стрелки, 92 светофора, 10 путей для безостановочного пропуска поездов, 21 зона оповещения работающих на путях.
На стадии строительства находятся работы по созданию сортировочного парка. Ведется отсыпка земляного полотна, работы по укладке инженерных сетей и коммуникаций. Ведется укладка путей и стрелочных переводов. Постепенно осуществляется строительство сортировочной горки, производится отсыпка земляного полотна и укладка верхнего строения пути, прокладка инженерных сетей и коммуникаций. Возводится здание ЭЦ-ГАЦ.
Перерабатывающая способность сортировочной горки рассчитана на 5000 вагонов в сутки, что сделает ее одной из крупнейших в России. Чтобы обеспечить столь высокую перерабатывающую способность, требуется соответствующее путевое развитие станции Лужская-Сортировочная. Так, например, в сортировочном парке будет уложено 44 сортировочных пути. Схема путевого развития будет такой, чтобы обеспечить возможность параллельного роспуска двух составов.

УЗЛОВАЯ СТАНЦИЯ
В рамках проекта проводится реконструкции станции Мга, одной из самых стратегически важных и грузонапряженных на полигоне Октябрьской магистрали.
Объем работ, проводимых на станции Мга, был разделен на 8 этапов. Реконструкция станции включала в себя переукладку верхнего строения пути, выполнение работ по электрообеспечению узла, переукладку стрелочных переводов, реконструкцию трех пассажирских платформ, установку искусственных водопропускных сооружений – труб и лотков, обеспечение светодиодного освещения на территории станции, реконструкцию линий электропередач и связи. На станции была полностью обновлена электрическая инфраструктура.
В ходе реконструкции станции Мга были выполнены работы по удлинению приемо-отправочных путей в пределах от 700 до 1050 м для дальнейшего перспективного развития станции. В 2012 году было уложено 6,35 км пути. Была проведена переукладка 70 стрелочных переводов, внедрена новая система электрической централизации (ЭЦ-ЕМ).

ПЛАНЫ НА ГОД
В 2014 году в рамках реализации проекта «Комплексная реконструкция участка Мга–Гатчина–Веймарн–Ивангород и железнодорожных подходов к портам на южном берегу Финского залива» панируется строительство нового ж.-д. переезда на 3-м км перегона Мга–Невдубстрой, высокой промежуточной пассажирской платформы и шумозащитных экранов на ст. Веймарн.
Будет построена однопутная АБТЦ для 2-го главного пути на участке Пустынька–б/п 22 км–Стекольный. Доведен до норм особой категории 1-й главный путь на перегонах Веймарн–Керстово–раз. 135 км.
В этом году предполагается завершить работы по реконструкции 1-го и 2-го главных путей на участке Котлы-2–Лужская-Сортировочная (сварка плетей). Сварены плети длиной в перегон на участках Елизаветино–Кикерино, Волосово–Вруда, Молосковицы–Веймарн, Веймарн–Котлы-2. Будет установлено промышленное видеонаблюдение на трех перегонах (Стекольный–Новолисино, Пустынька–б.п. 22 км., б/п 22 км–Стекольный) и двух постов ЭЦ (Новолисино и Веймарн).
По железнодорожной станции Лужская-Сортировочная на 2014 год 2-й этап отправочного парка, а это 6 путей с включением в ЭЦ – 6,3 км, для выхода поездов с сортировочного парка без горки. Планируется ввод в эксплуатацию 1-го и 2-го этапов сортировочного парка (без горки), а это земляное полотно на полное развитие 32 сортировочных пути (пучки № 4, № 5, № 2 и № 3) и 3 вытяжных пути № 309, 311 и 312 – 38,6 км ВСП и 49 стрелок в ЭЦ. Строительство 16 сортировочных путей (пучки № 2 и № 3) и вытяжной путь № 309 – в 19,0 км ВСП и 19 стрелок в ЭЦ. Будет продолжено строительство сортировочной горки. По парку прибытия запланирован ввод поста ГАЦ и 7 путей для обеспечения сортировочной горки и автодорожного подъезда к д. Хаболово.
Также в 2014 году будет завершена реконструкция станции Бабаево. Общий объем инвестиций в данный объект – 5,6 млрд рублей.
Кроме этих проектов в ближайшей перспективе на Октябрьской железной дороге для увеличения пропускных способностей к порту Усть-Луга будут развиваться и дальние железнодорожные подходы – направление Дмитров–Сонково–Будогощь–Мга. Сейчас ведется разработка проектной документации 1-го этапа реконструкции участка Мга–Кириши в рамках титула «Развитие направления Дмитров–Сонково–Мга со строительством вторых путей».

По материалам ОЖД
подготовила Славяна Румянцева