БЦ Вант
ППРК-Сервис
ЭФФЕКТИВНОЕ ПАРТНЕРСТВО

ЭФФЕКТИВНОЕ ПАРТНЕРСТВО

Проект строительства ММПК «Бронка» близится к завершению. Уже в сентябре следующего года порт примет первые суда. Однако за оставшееся время предстоит выполнить еще огромный объем работы.
Сегодня, по словам министра транспорта России Максима Соколова, проект ММПК «Бронка» успешно преодолевает все инвестиционные этапы.
– Уверен, что через год мы будем присутствовать на ММПК «Бронка» при запуске его в эксплуатацию и приеме первых судов с грузами для Санкт-Петербурга, – сказал министр. – ММПК «Бронка» – это проект, который развивает экспортно-импортный потенциал России и является хорошим примером, когда в условиях экономической нестабильности внебюджетные средства вкладываются в экономику.
За последние 10 лет мы достигли хороших результатов – всего лишь 15% экспортных грузов обслуживается за территорией нашей страны. В соответствии с нашей государственной программой и стратегией развития транспортной системы этот объем планируется снизить до 5–7%. Проект строительства ММПК «Бронка» как раз свидетельствует о том, что этот потенциал может быть реализован исключительно за счет портов, – резюмирует Максим Соколов. – Это один из крупнейших проектов развития портовой инфраструктуры не только в Балтийском бассейне страны, но и в масштабах всей России. Он добавит к 2020 году 15 млн тонн, а в целом портовый комплекс рассчитан на обработку дополнительных 20 млн тонн грузов. Это будет свидетельствовать о наращивании наших возможностей, увеличении экспортно-импортного потенциала страны и увеличении доходов в бюджет.

ЭТАПЫ СТРОИТЕЛЬСТВА
– ММПК «Бронка» – уникальный проект с точки зрения инженерных сооружений, – уточняет главный инженер ООО «Феникс» Константин Литвинов. – В частности, длина причальной стенки составляет 1517 м, образование территорий – 974 тыс. га земельного участка. Подготовка береговой территории – 250 тыс. кв. метров. Строительство комплекса было начато в 2011 г. с устройства дамб. Объем отсыпки песка составил примерно 700 тыс. кубометров. В 2012 г. была закончена подготовка береговой территории, а это около 300 тыс. кубометров. В 2013-м по проложенному декелю длиной до 7 км для преобразования территорий перегрузили 3,5 млн кубометров, и при этом не создали проблем улично-дорожной сети. Поскольку нагрузки на сооружение значительные – до 10 тонн на кв. метр, перегрузочная техника тяжелая, объемы перевалки большие, до мая этого года мы занимались вопросами, связанными со стабилизацией территории, грунтов основания, укрепления намывной территории. Опережающими темпами начали строить гидротехнические сооружения, чтобы не создавать проблем при дноуглублении. Это причалы тяжелого типа. Проектная глубина их – минус 15,6 метра. Они предназначены для приемки судов вместимостью 10 тыс. контейнеров.
Сейчас работы по строительству причалов полностью закончены. Ведутся работы по обустройству, их планируется завершить не позднее сентября этого года. Заключены контракты на подготовку инженерных коммуникаций. Всего объем инвестиций до конца года составит свыше 12 млрд рублей.
Многофункциональный морской перегрузочный комплекс (ММПК) «Бронка» строится на южном побережье Финского залива, в районе примыкания дамбы с кольцевой автодорогой к территории города Ломоносова. ММПК «Бронка» будет включать в себя три специализированных комплекса: контейнерный терминал, терминал накатных грузов, логистический центр. Площадь контейнерного терминала составит 107 га, терминала накатных грузов – 57 га, логистического центра – 42 га. Длина причальной линии контейнерного терминала составит 1220 м (5 причалов), терминала накатных грузов – 710 м (3 причала). Пропускная способность первой очереди ММПК «Бронка» позволит обрабатывать 1,45 млн TEUs контейнерных и 260 тыс. единиц Ro-Ro грузов. В дальнейшем планируется увеличить мощность комплекса до 1,9 млн TEUs контейнерных и 260 тыс. единиц Ro-Ro грузов в год. После завершения своего строительства порт сможет принимать контейнеровозы класса Panamax и паромы класса Finnstar.
Реализация проекта ММПК «Бронка» позволит создать 2300 новых рабочих мест только на его морских терминалах. При этом ежегодные прямые налоговые платежи от деятельности комплекса составят: в бюджет Санкт-Петербурга – 1,7 млрд руб., в федеральный бюджет – 2 млрд руб.

НЕОБХОДИМАЯ
ИНФРАСТРУКТУРА

– Реализация проекта строительства развязок кольцевой дороги с подходами к строящемуся ММПК «Бронка» в основном была завершена в прошлом году, – рассказывает директор по строительству транспортного обхода Санкт-Петербурга Вячеслав Петушенко. Были устроены съезды и въезды на КАД, открыты два путепровода. Все работы будут завершены в августе, и с этого времени дорога будет использоваться в полном объеме.
По словам заместителя генерального директора АНО «Дирекция по развитию транспортной системы Санкт-Петербурга и Ленинградской области» Валентина Енокаева, на сегодня разработана проектная документация по развитию ж.-д. подходов к ММПК «Бронка», первый этап планируется ввести в эксплуатацию в 2015 году.
Очередным шагом в реализации проекта станет строительство электроподстанции «Ломоносовская», которая будет возведена для ММПК «Бронка» и прилегающих территорий. Соглашение об этом подписали в начале июля текущего года министр энергетики Российской Федерации Александр Новак, министр транспорта Российской Федерации Максим Соколов, председатель правления ОАО «Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы» Андрей Муров, генеральный директор ООО «Феникс» (инвестор проекта) Дмитрий Михальченко.
Как сообщил после церемонии подписания министр энергетики России Александр Новак, «фактически сегодня мы реализуем новый инструмент финансирования энергетической инфраструктуры, который станет примером эффективного государственно-частного партнерства и межведомственного взаимодействия». По словам министра, за счет средств частного инвестора до конца 2016 года будет построена подстанция «Ломоносовская», общий объем финансирования проекта составит порядка 4 млрд руб.
– Уверен, что этот механизм будет реализован, и к концу 2016 года объекты будут построены и введены в эксплуатацию, – констатировал Александр Новак.
Что касается деталей проекта, то к ноябрю 2014 года ФСК завершит разработку проектно-строительной документации для согласования в Главгосэкспертизе. Затем в течение 7 лет, начиная с 2017 года, ФСК выкупит эту собственность и будет ее эксплуатировать, тем самым обеспечив возврат средств инвестору и возможность строительства данной энергетической инфраструктуры в более ранние сроки.
Со своей стороны, врио губернатора Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко подчеркнул, что проект ММПК «Бронка» улучшит транспортную и экологическую ситуацию в городе, создаст новые квалифицированные и хорошо оплачиваемые рабочие места, а также даст городской казне дополнительный доход в объеме порядка 7 млрд руб. в год.
– Сегодня был дан окончательный зеленый свет на реализацию инфраструктурного проекта, очень важного не только для нашего города, Северо-Запада, но и России в целом. Будет создаваться совершенно новый крупный морской порт, который позволит существенно увеличить грузооборот на морском транспорте, улучшить экологическую обстановку, поскольку с реализацией проекта будут существенно разгружены действующие районы порта Санкт-Петербург, – сказал Георгий Полтавченко.

Справка
Проект строительства ММПК «Бронка» реализуется на условиях государственно-частного партнерства. Объем частных инвестиций в реализацию проекта составит 43,7 млрд руб. Объем федеральных инвестиций планируется в размере 15,2 млрд руб.

Подготовила Славяна Румянцева