БЦ Вант
ППРК-Сервис
Архив номеров / Архив в электронном виде / СТО 05/30 август 2014 / БЕЗЗАЩИТНОЕ САМОРЕГУЛИРОВАНИЕ
БЕЗЗАЩИТНОЕ САМОРЕГУЛИРОВАНИЕ

БЕЗЗАЩИТНОЕ САМОРЕГУЛИРОВАНИЕ

В этом году исполняется 5 лет с момента перехода строительной отрасли на саморегулирование. Это позволяет подвести некоторые итоги и определить пути дальнейшего развития.
Градостроительным кодексом РФ определено, что содержанием деятельности саморегулируемой организации (СРО) являются разработка и утверждение ряда документов, в т. ч. требований к выдаче свидетельств о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, правил контроля этих требований и системы мер дисциплинарного воздействия, а также собственно контроль за соблюдением членами саморегулируемой организации требований этих документов. По мере реализации этих положений в России выстроена определенная вертикаль контрольных функций, в основании которой находятся строительные, проектные и изыскательские организации. Их контроль осуществляют СРО, которые в свою очередь находятся под государственным надзором в лице уполномоченного федерального органа исполнительной власти – Ростехнадзора. Дополнительным элементом этой вертикали являются национальные объединения саморегулируемых организаций, которые не имеют четко прописанных контрольных функций, но в обязательном порядке объединяют все СРО страны соответствующего профиля деятельности.
В Градостроительном кодексе подробно прописаны обязанности СРО и намного скромнее их права. Между тем СРО, как общественные объединения, нуждаются не только в надзоре, но и защите своих интересов, в т. ч. и в органах государственной власти. Про защиту интересов СРО Градостроительный кодекс упоминает лишь в статье, посвященной функциям национальных объединений саморегулируемых организаций. К функциям объединений отнесено также обсуждение вопросов государственной политики в строительной сфере, представление интересов саморегулируемых организаций в органах власти.
Федеральный закон № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» расширяет функции СРО, давая непосредственно им право оспаривать любые акты, решения и (или) действия (бездействие) органов государственной власти и местного самоуправления, нарушающие права и законные интересы саморегулируемой организации, ее члена или членов либо создающие угрозу такого нарушения. Однако реально действенных механизмов учета мнения СРО и профессионального сообщества в целом при разработке законодательных актов в сфере строительства, к сожалению, пока создать не удалось.
В чем же именно заключаются интересы СРО, которые необходимо защищать? В первую очередь СРО заинтересованы в создании благоприятных условий работы для своих членов и развитии национального строительного рынка в целом. Этому способствуют привлечение инвестиций и увеличение объемов строительства, повышение эффективности проектных решений, поддержка применения новых инновационных технологий и материалов и т. п. Между тем недостаточно четко сформированная государственная политика в сфере строительства, технического регулирования, ценообразования, несовершенство системы государственных и муниципальных закупок, многочисленные административные барьеры, незащищенность субъектов малого строительного бизнеса препятствуют формированию благоприятного предпринимательского климата. Конкретные проблемы присутствуют и в каждой из областей: инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства. В рамках предоставленных им прав саморегулируемые организации сами не в состоянии решить подобные вопросы без помощи со стороны государства.
Не менее важной задачей является обеспечение честной конкуренции между участниками строительного процесса. Не секрет, что несоблюдение законов и норм дает конкурентное преимущество недобросовестным подрядчикам. Подобная ситуация наблюдается и в отношении саморегулирования, когда так называемые «недобросовестные СРО» обеспечивают ускоренный рост своих рядов за счет предоставления незаконных финансовых льгот вступающим организациям. «Самоочищение» строительного рынка требует координации усилий, однако государственные органы этим занимаются в недостаточной степени. В роли регулятора могли бы выступить национальные объединения СРО, однако по действующему законодательству они не имеют соответствующих функций, а их решения носят рекомендательный характер. В июле этого года Ростехнадзор представил на общественное обсуждение проект очередных поправок в Градостроительный кодекс. Проект предусматривает усиление ответственности руководства СРО за неосуществление контроля за деятельностью своих членов, а также предоставление полномочий Ростехнадзору по получению непосредственно от банков сведений о размещении средств компенсационных фондов. Однако возможности Ростехнадзора осуществлять дополнительный контроль за СРО вызывают сомнения.
Отдельная тема связана с сохранностью и использованием компенсационных фондов СРО. Эти фонды по сути являются средствами членов СРО, причем для небольших организаций составляют довольно значительную сумму, однако СРО не может ими распоряжаться. На сегодняшний день закон обязывает размещать компенсационные фонды в банках, однако никак не защищает их от финансовых рисков самого банка. Более того, поскольку эти средства, по мнению государства, лежат в банках «мертвым грузом», возникают идеи их использования, например, в качестве дополнительных гарантий исполнения государственных контрактов. При этом не обсуждается вопрос, что в случае выплат из компенсационных фондов члены СРО будут обязаны вновь собирать взносы для его восстановления, что может оказаться значительным финансовым бременем, особенно для изыскателей и проектировщиков.
Градостроительный кодекс РФ наделяет национальные объединения СРО функцией формирования предложений по вопросам выработки государственной политики в области соответственно инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства. Во исполнение этого Национальное объединение проектировщиков проявило инициативу по организации общественных обсуждений нормативно-технических документов в строительстве с использованием современных интернет-технологий. Однако результаты обсуждения и консолидированное мнение национальных объединений зачастую не учитывается органами государственной власти, что приводит к появлению недостаточно проработанных законов и постановлений, игнорирующих специфику строительной отрасли и не отвечающих интересам ее развития. В то же время проекты нормативно-технических документов, разработанные профессиональным сообществам, «вязнут» в коридорах власти и не доходят до стадии утверждения. Поэтому налаживание продуктивного двухстороннего сотрудничества с органами государственной власти рассматривается национальными объединениями в качестве важнейшей задачи деятельности.

ОСОБОЕ МНЕНИЕ
Директор СРО НПП «Союзпетрострой-Проект»,
к.т.н. Андрей Викторович Уртьев:

Саморегулируемым организациям как и другим некоммерческим структурам, требуется защита своих интересов. Создавая систему саморегулирования в строительстве, государство провозглашало определенную автономность СРО от органов власти и их право регулировать строительный рынок, оставляя за собой надзорные функции. Однако самоконтроль строительного рынка наладить не удалось, образовавшиеся профессиональные объединения попали в материальную зависимость от количества своих членов, которые посредством взносов финансируют их деятельность. В то же время государственный надзор в отношении СРО осуществляется избирательно, «под огонь» зачастую попадают вполне добросовестные СРО, тогда как остальные каким-то образом уходят от ответственности. У Ростехнадзора, ведущего государственные реестры изыскательских, проектных и строительных СРО, даже нет возможности исключать «штрафников» из этих реестров. Но главная проблема – слабое влияние СРО и профессионального сообщества на законодательную и нормотворческую деятельность госорганов в части разработки и экспертизы отраслевых документов. Я надеюсь, что в результате воссоздания Минстроя саморегулируемые организации совместными усилиями с использованием потенциала национальных объединений смогут отстоять свои интересы.