XXI siezd
ППРК-Сервис
Кто заплатит за ущерб?

Кто заплатит за ущерб?

С 1 июля 2013 года вступили в силу поправки в статью 60 Градостроительного кодекса (ГрК), в корне изменившие систему возмещения вреда третьим лицам и, соответственно, механизм страхования ответственности членов строительных СРО.

О данных изменениях, а также страховании в рамках СРО рассказал  председатель Координационного Совета по страхованию в строительном комплексе, член (?) Общественного совета при Правительстве СПБ и ЛО, директор филиала САО «ГЕФЕСТ» в Санкт-Петербурге Анатолий Кузнецов.

– Анатолий Сергеевич, каким образом новая норма отразится на рынке страхования ответственности в строительстве?

– Поправки снимают ответственность за причинение вреда непосредственно со строителей и перекладывают на застройщика, технического заказчика, а после окончания строительства – на собственника. Таким образом, для пострадавшего существенно упрощается процедура получения возмещения за вред жизни и здоровью: ему не придется искать виновного подрядчика, а достаточно прийти к заказчику, застройщику, собственнику, название которого указано на информационном щите объекта, и потребовать выплатить возмещение. После чего застройщики, заказчики, собственники могут предъявить обратное требование (регресс) к непосредственным виновникам – строителям, проектировщикам, изыскателям. Несмотря на отсутствие прямой ответственности у строителей, полис страхования остался де-факто обязательным для получения льгот по уплате взноса в компенсационный фонд. Более того, он покрывает прямую ответственность за причинение вреда третьим лицам, если речь идет о таком объекте, как многоквартирный дом в стадии эксплуатации. В итоге, существовавшие до 1 июля 2013 г. договоры страхования, покрывали только часть возможных рисков участников строительного рынка. Новую схему страхования страховщики и строители искали год.

– И каков механизм ее действия?

–  Строителям было предложено два варианта страхования, соответствующих новой букве закона. Первый вариант – страховать в рамках договора страхования гражданской ответственности, вписав туда фразу, что страховым случаем будет являться факт причинения вреда, который повлечет за собой обязанность возместить его напрямую третьим лицам или выплатить денежные средства заказчику, застройщику, собственнику, уже возместившему этот вред в соответствии с новым законодательством.  Второй вариант – страховать в рамках финансовых рисков, связанных с предъявлением регрессного требования от заказчика, застройщика, собственника.

– В рамках какого варианта строителям будет выгоднее страховаться? Увеличится ли стоимость полиса?

– Ни один из  вариантов не предусматривает увеличения затрат представителей строительной отрасли на страхование при отсутствии увеличения страховой суммы. На переходный период тарифы по полисам страхования останутся на прежнем уровне, хотя новые поправки ввели дополнительные суммы компенсаций для физических лиц в размере от 1 до 3 млн. руб., они выплачиваются помимо сумм, возмещенных в соответствии с Гражданским кодексом. 

– Поправки также вводят солидарную ответственность вместо  субсидиарной. Что это значит?

– Теперь согласно поправкам застройщик, технический заказчик, собственник, выплативший возмещение, может обратиться с регрессным требованием не только к строительной компании-виновнику, но и непосредственно с к самой СРО, которая выдала ей допуск. А СРО должна  произвести выплату из компенсационного фонда. Таким образом, у компенсационного фонда СРО больше не будет «подушки безопасности».  А всем известно, что, если из него будет что-то выплачено, то эти деньги нужно возмещать. В первую очередь, это сделает сам виновник – строительная компания. Но если у нее вдруг не будет денег, то придется платить всем членам СРО, а вряд ли кому-нибудь хочется платить за чужие ошибки.

– Как быть строителям, договор которых еще не подошел к концу, но уже не соответствует новым требованиям закона? Нужно заключить новый договор?

– Новый договор заключать вовсе не обязательно. Чтобы соблюсти требования закона, членам СРО необходимо заключить дополнительные соглашения к уже действующим договорам страхования. Это несложная процедура, которая выполняется оперативно. Полисы при этом остаются прежние до истечения срока их действия.

– До сих пор ходят разговоры о коллективном страховании в рамках одной СРО. Насколько это может быть выгодно участникам?

– Выгодность коллективного страхования в рамках СРО требует проведения большой работы с самой СРО. Объем рисков ответственности всей СРО оценить очень сложно, особенно когда в нее входит более 100 совершенно разных строительных организаций. В каждой конкретной СРО могут быть как крупные строительные компании, с миллиардными оборотами и полным перечнем видов работ, так и есть совсем небольшие, которые выполняют 5-6 видов работ. Бывает, что одна компания берет допуск  на несколько самых высокорисковых  видов работ, по которым чаще всего происходят ущербы. В этих случаях непонятно,  как распределять между всеми членами СРО страховые лимиты и расходы на заключение договора страхования. Уравниловка получается не очень справедливой по отношению к небольшим компаниям, а и соответственно, ни о какой выгодности речи здесь и не может быть.

– Насколько сегодня актуальна проблема фиктивного страхования в СРО?

– К сожалению, это переходящая из года в год проблема.  В некоторых СРО до сих пор отсутствует эффективно действующий контроль  наличия и качества полисов страхования. Строители приобретают заведомо «невыплатные» полисы за три копейки не ради защиты, а ради внушительной скидки по взносу в компенсационный фонд. Пока есть спрос на подобные неэффективные услуги, будет и предложение. Разумеется, искоренить эту проблему будет возможно только при наличии контроля со стороны самих СРО.

– Какие тенденции еще можно выделить в данном сегменте?

– В договоры страхования СРО включается ретроактивный период, который позволяет выплачивать возмещения спустя 3 или 5 лет, в зависимости от условий страховых компаний, после окончания действия договора страхования. Кроме того, на рынке  отмечается тенденция добровольного увеличения страховых сумм в договорах, а также развитие кросс-продаж: страхование от несчастного случая,  техники, автопарков.