XXI siezd
ППРК-Сервис
Архив номеров / Архив в электронном виде / СТО 05/22 сентябрь 2013 / Высококонкурентный рынок теплоизоляции
Высококонкурентный рынок теплоизоляции

Высококонкурентный рынок теплоизоляции

Российский рынок теплоизоляции с каждым годом становится все более структурированным и высокопрофессиональным. Растет ассортимент товаров и количество производителей, но, вместе с тем, повышается грамотность потребителей теплоизоляции. Все это приводит к тому, что российский рынок ТИМ считается одним из самых высококонкурентных в мире.

Общие данные

По оценке Корпорации ТехноНИКОЛЬ, за последние 3-5 лет рынок ТИМ растет на 12-15% в год. Чуть быстрее растет сегмент каменной ваты - 15-20%. На сегодня эта динамика приемлемая, но стоит отметить, что с середины этого года отмечается некое замедление. Если раньше ежегодный рост рынка оценивался экспертами компании в 12-15%, то в этом году рынок XPS, как ожидается, вырастет не более чем на 10%, а скорее всего лишь на 8%. Соответственно наблюдается снижение спроса. Тем не менее, динамика развития российского рынка ТИМ позитивна в отличие от ситуации в Европе, где рынок держится только за счет замены утеплителей в старых домах в ходе реновации зданий.

В ближайшие 3-5 лет российский рынок ТИМ вырастет не более чем на 8-10% в сегменте XPS. Это связано с тем, что «уровень проникновения» на российском рынке уже достиг своего максимума. Еще шесть лет назад уровень проникновения теплоизоляции в России был равен 6 кубометрам на 1000 жителей, сейчас он равен 30 кубометрам, что соответствует показателям скандинавских стран. Возможный рост рынка ТИМ будет достигнут за счет нового строительства, реноваций зданий.

Потребление теплоизоляции на душу населения в Европе выше, чем в России, - не согласны в компании ROCKWOOL. - Поэтому рынок теплоизоляционных материалов в нашей стране ожидает планомерный рост для достижения эффективных показателей потребления энергии зданиями. Рост тарифов ЖКХ, опережающий инфляцию и темп роста доходов населения активно способствует развитию рынка теплоизоляции.

По прогнозам Saint-Gobain ISOVER, рынок теплоизоляционных материалов в текущем году будет расти умеренными темпами, немного превышая рост рынка строительства в целом. Речь идет о 6-6,5%.

– На развитие  рынка ТИМ оказывают влияние состояние всей строительной отрасли, а также различные инициативы Правительства РФ в области энергосбережения. В ближайшие годы рост рынка теплоизоляционных материалов ожидается как за счет появления новых производственных площадок, так и за счет модернизации старых, – комментирует эксперт по маркетинговым исследованиям компании Saint-Gobain ISOVER Юлия Уварова. – Рассматривая  строительную отрасль в целом, можно отметить, что сегмент нового жилищного строительства занимает около 50%, при этом основным драйвером роста рынка являются коммерческие и промышленные здания. Возведение высотных зданий по-прежнему превалирует в строительстве домов, тем не менее, рынок малоэтажного жилья также набирает обороты.

– Спрос на теплоизоляцию сохраняется на высоком уровне и показывает устойчивый ежегодный рост. Эта тенденция сохранится, - прогнозирует директор по маркетингу и стратегическому развитию компании ROCKWOOL Ирина Садчикова. - Рост рынка теплоизоляционных материалов будет выше, чем рост строительной активности. Рост тарифов ЖКХ, опережающий инфляцию и темп роста доходов населения – все это способствует развитию рынка теплоизоляции.

В 2009 году был утвержден Федеральный закон «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности...», предусматривающий повышение требований к помещениям и устройствам в части потребления ими энергии и экономическое стимулирование внедрения энергосберегающих технологий. Прогнозируемый рост тарифов на энергию также привлекает внимание потребителей к теплоизоляционным материалам. Утепление зданий является наиболее простым способом сбережения энергии и сокращения затрат на эксплуатацию. Эти факторы позволяют говорить о позитивном долгосрочном тренде роста рынка теплоизоляционных материалов на 5-10 лет.

Грамотное утепление зданий – эффективный способ снижения затрат на их эксплуатацию. Например, по результатам энергоаудита жилого дома, больницы и детского сада, проведенного совместной рабочей группой, сформированной в результате подписания протокола между правительством Санкт-Петербурга и компанией ROCKWOOL, эксперты компании предложили ряд решений для комплексного повышения энергоэффективности зданий. При реализации предложенных мер, экономия тепловой энергии составит до 95%, электроэнергии – до 25%, холодной воды – до 20%. При этом следует отметить, что 60% экономии тепловой энергии достигается за счет утепления внешних стен, а также труб отопления и горячей воды в подвале дома. Сейчас здания соответствуют классу энергоэффективности «Е», т.е. самому низкому. После реализации предложенных мероприятий объекты будут соответствовать классу потребления «А» и современным требованиям по теплозащите.

– Наиболее перспективным направлением является развитие строительства энергоэффективных зданий, - подчеркивает Ирина Садчикова. - Оно будет отвечать реалиям будущего в отношении экономного использования ресурсов. Уже сейчас заметен тренд, в особенности в частном домостроении, на использование энергосберегающих технологий в строительстве. Теперь частных потребителей начинает интересовать не только правильное использование теплоизоляционного материала, но и вопрос энергоэффективности их дома, что говорит о более сознательном подходе к строительству. Профессиональные заказчики также по собственной инициативе повышают уровень сопротивления конструкции теплопередаче в своих проектах, чтобы обеспечить меньшие энергопотери и таким образом сократить эксплуатационные расходы здания.

Таким образом, идея экономного расходования ресурсов при строительстве и эксплуатации зданий становится все более популярной и одобряемой в обществе. В этом направлении необходимо работать, предлагая теплоизоляционные решения, для безопасных и энергоэффективных домов любой архитектуры.

В рыночных условиях

Российский рынок теплоизоляции является одним из самых высококонкурентных в мире. На данный момент представлены все ведущие международные производители, а также присутствует большое количество местных производителей.

– Конкуренция на российском рынке ТИМ усиливается, - рассказывает руководитель направления «Полимерная изоляция» Корпорации ТехноНИКОЛЬ Василий Ткачев. - Так, за последние два года было реализовано несколько инвестиционных проектов по строительству новых заводов. К основным драйверам роста можно отнести компании ТехноНИКОЛЬ и Пеноплекс, которые запустили в 2013 году производственные мощности, позволяющие выпускать в совокупности более 2 млн кубометров ТИМ. Также отмечается повышение конкуренции и среди мелких производителей на локальных рынках, которые с этих рынков не уходили.

В 2012 году открылся четвертый завод компании в ОЭЗ «Алабуга» (Татарстан) по выпуску каменной ваты. Также компания ROCKWOOL активно развивает сервисную составляющую, предлагая услуги Центра проектирования, специалисты которого занимаются разработкой узлов, проводят расчеты системных решений, необходимой толщины строительной и технической изоляции по нормативным документам, оказывают технические консультации по выбору и монтажу теплоизоляции для разных конструкций.

– Если раньше конкуренция сводилась к поставке качественного продукта вовремя и гарантированности объемов для каналов/объектов, то сейчас выдвигается на первый план соотношение цена – качество продукта, – констатирует Василий Ткачев. Поскольку выбор теплоизоляции достаточно широк, то потребитель при выборе ориентируется  не только на цену, но и на комплекс качественных характеристик материала. Поле конкуренции в ближайшие пять лет – это рынок частного потребления. Это розница, коттеджные поселки и собственные домохозяйства. Также стоит отметить экспорт российских материалов, который с каждым годом растет – экспортные поставки в Скандинавию и Прибалтику.

ТехноНИКОЛЬ планирует укреплять рыночные позицииза счет дифференциации и специализации продукции. В линейке XPS компании есть 4 ключевых продукта, которые мы целенаправленно предлагаем для каждого конкретного сегмента потребления.

– Соответственно, у нас есть собственные инвестиционные планы, – заключает Василий Ткачев.В 2013 году Корпорация ТехноНИКОЛЬ открыла завод мощностью в 100 тыс. куб. метров на Дальнем Востоке, в июле запустила линию в 300 тыс. куб. метров в Рязани. Сейчас еще идет подготовка к строительству завода в Санкт-Петербурге мощностью 200-300 тыс. куб. метров в год, который будет обеспечивать рынки не только Северо-Западного региона, но и Скандинавии и Прибалтики.

 

Подготовила Славяна Румянцева