XXI siezd
ППРК-Сервис
ФКС всё ближе к нам

ФКС всё ближе к нам

Время летит стремительно, вот и ФКС из неясного призрака уже превратилась в реальность. Еще несколько месяцев и закон о Федеральной контрактной системе вступит в силу. Вот только сила эта на первых порах будет неполной.

Принятый 5 апреля 2013 года, федеральный закон  №44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» вступит в силу с 1 января 2014 года. Тогда же прекратит свое действие часто критикуемый 94 ФЗ. Однако, чтобы ФКС заработала необходимо принять 67 подзаконных нормативных актов из них — 37 до конца 2013 года. В связи с этим федеральная контрактная система  будет вводиться поэтапно до 1 января 2017г.  ФКС призвана внести в сферу госзаказа принцип планирования закупок, антидемпинговые меры, мониторинг и аудит, усилить общественный контроль. Всё это замечательно, но, как известно, какой бы благородной не была цель, результат во многом будет зависеть от путей и способов, выбранных для её достижения.

Выступая минувшим летом на конференции, посвященной реализации ФКС в сфере изысканий, проектирования и строительства, вице-президент и директор СКК «Союзпетрострой» Лев  Каплан:заметил, что за годы действия 94 ФЗ в сфере госзаказа на проектирование и строительство накопилось множество проблем. Отсутствие предквалификации, демпинг и выбор победителя исключительно по ценовому критерию привели к тому, что многие профессиональные компании перестали участвовать в конкурсах на получение госзаказа. А компании, получившие подряд благодаря значительному снижению цены, либо оказывались не в состоянии выполнить необходимый объем работ, либо выполняли его недостаточно качественно.

Но есть компании, которые вынуждены работать с государственным заказчиком, потому что многие объекты, например, метро и дороги строятся с участием государства на средства федерального и региональных бюджетов. Серьезные вопросы существуют так же по поводу участия в госзаказе представителей малого бизнеса.

 

Заказчик должен быть профессионалом

Первый заместитель председателя комитета по государственному заказу Санкт-Петербурга Владимир Зимин:

 

В первую очередь ФКС нацелена на то, чтобы обеспечить эффективность работы заказчика, а основной тенденцией закона является централизация закупок и усиление роли планирования. Согласно закону планы закупок будут формироваться на три года, а планы-графики – на один год (требования об обязательном планировании закупок вступят  силу с 2015 года). При этом заказчикам необходимо будет обосновать каждую свою закупку (эта норма вступит в силу так же с 2015 года). В целом повышается ответственность заказчика.

Профессионализм заказчика — назван одним из принципов, на которых будет базироваться ФКС. Следовательно и заказчики, и специализированные организации должны будут принимать меры для повышения квалификации лиц, работающих в сфере госзакупок.

С одной стороны на заказчика ложится масса новых обязанностей, с другой - если заказчикам будет слишком тяжело, то их заказы можно будет централизовать. Например, делегировать функции по закупкам вышестоящему уполномоченному органу или сформировать ведомственный центр по всем закупкам. 

Помимо хорошо известных способов осуществления госзакупок (открытый конкурс, электронный аукцион, запрос котировок, закрытые способы определения поставщиков, закупка у единственного поставщика) появятся новые. Это конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс и запрос предложений. Ставка делается на осуществление закупок путем проведения открытого конкурса. Следует ожидать увеличения доли торгов, так как закупки путем проведения запроса котировок и у единственного поставщика будут ограничены.

Еще одним нововведением станет то, что при исполнении крупных контрактов поставщик должен будет раскрыть информацию о бенефициарах, единоличном исполнительном органе компании (директоре, президенте и др.), членах коллегиального исполнительного органа, о своих субподрядчиках. Со временем правительство РФ введет обязательное банковское сопровождение крупных контрактов, расчеты между поставщиком и его контрагентами будут проходить через выбранный банк под контролем заказчика.

Изменения коснутся и порядка ведения реестра недобросовестных поставщиков. Кроме того, закон предусматривает возможность одностороннего расторжения контракта заказчиком или поставщиком, что сейчас запрещено. Хочется надеяться, что данное нововведение будет способствовать более внимательному и добросовестному исполнению контракта со стороны подрядчиков и поставщиков.

Важным моментом стало появление у заказчика права на применение антидемпинговых мер.  Еслипри начальной цене контракта более 15 млн руб участник конкурса снижает её на 25% и более, то в этом случае контракт заключается с победителем только после того, как он предоставит обеспечение исполнения контракта  в полтора раза превышающее размер обеспечения, указанный в конкурсной документации.

С вступлением в силу нового закона произойдут изменения, касающиеся и участников закупок-подрядчиков. В частности увеличатся их издержки на участие в закупках - расходы на получение банковских гарантий могут возрасти.

Эволюционный путь

Директор СРО НПП «Союзпетрострой-Проект» Андрей Уртьев:

Вводимые изменения носят не революционный, а эволюционный характер, расширяя и конкретизируя существующие процедуры и обязанности.

ФКС гораздо подробнее регулирует многие положения, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта. Цену контракта заказчик должен будет определять, основываясь на одном из разработанных методов. Это метод сопоставимых рыночных цен (анализ рынка), нормативный метод, тарифный метод, проектно-сметный метод, затратный метод. Приоритетным признан метод сопоставимых рыночных цен.

ФКС предусматривает создание единой информационной системы (ЕИС), содержащий данные обо всех этапах закупок и очень широкий круг сведений. В том числе сведения об обеспечении заявок и выданных банковских гарантиях. Порядок и сроки ввода ЕИС в эксплуатацию будут установлены в 2014г.  Нормы об обязательном общественном обсуждении закупок появятся к 2016 году. До этого общественное обсуждение будет проводиться только по закупкам на сумму свыше 1 млрд рублей. Но процедура учета результатов обсуждения пока не ясна.

К сожалению, многие значимые моменты в 44 ФЗ не получили развития. ФКС не носит в полной мере системного характера. И что особенно важно, закон не учитывает отраслевую специфику.

К сожалению, добросовестным подрядчикам не приходится рассчитывать на облегчение процедур участия в государственном и муниципальном заказе.Закон не достаточно внимания уделяет вопросам качества закупаемых заказчиком товаров, работ, услуг, эффективности закупок.

В ходе обсуждения нового закона представители проектного и строительного сообщества предлагали ввести ограничения по размеру демпинга на уровне 10-25% от первоначальной цены контракта. Заявки с меньшей ценой предлагалось снимать с конкурса без рассмотрения. Однако закон ввел для демпингующих компаний лишь дополнительное обеспечение по контракту. Сможет ли оно стать вакциной против демпинга - посмотрим. Но вряд ли.

Принятие ФКС в её нынешней редакции не снимает все проблемы, которые накопились в сфере государственного заказа. В ближайшее время необходимо заняться построением системы закупок, опирающейся на международные правила и стандарты.

 

Универсальность и специфика

Председатель комитета по совершенствованию тендерных процедур и инновационной деятельности НОП Сергей Чижов:

 

Эффективное освоение бюджетных средств не возможно без качественной организации торгов. Сейчас торги стали универсальной моделью и ФКС — так же универсальный механизм. То есть отраслевая специфика не учитывается. А ведь при проектировании и строительстве должны быть особые подходы к вопросу об обеспечении безопасности зданий и сооружений - ни один другой продукт или услуга не оказывает влияние на безопасность потребителей в течение столетий. Эта специфика требует разработки специализированных правил по торгам именно на строительную продукцию.

Эффективность проведения процедур и закупок будет зависеть от подзаконных актов, которые еще разрабатываются.

ФКС ввела в систему госзаказа понятие инновация. Госзакупки должны способствовать внедрению инноваций. Но эта тема ещё требует доработки, в том числе  методики оценки эффективности инноваций.

На стадии разработки нового закона НОП внесло 172 предложения. Отмечу одно из нововведений — это появление двухэтапного конкурса. Он проводится в частности при заключении контракта на проведение работ в сфере архитектурно-строительного проектирования. По сути двухэтапный конкурс подразумевает предквалификационный отбор на первом этапе в случае установления дополнительных требований к участникам такого конкурса.

Несмотря на то, что федеральная контрактная система является базовой, она не единственная. Необходимо, чтобы развивались и другие механизмы проведения торгов, например, путем организации «Единой строительной тендерной площадки СРО».

 

Наталья Соколова