ds2018-2
ППРК-Сервис
Дорожный разговор о главном

Дорожный разговор о главном

В Ленинградской области основными направлениями развития дорожного хозяйства на ближайшие годы станут: создание путепроводов и мостовых переходов, повышение контроля за проведением дорожных работ и решение вопроса по выделению средств на содержание автомобильных дорог.

 

Справка:

Дорожная сеть Ленинградской области включает 1400 км автодорог федерального значения, которыми занимается «Росавтодор»; более 9700 км дорог регионального значения, за которые отвечает областной комитет; более 10700 км дорог местного значения, которые находятся в ведении Муниципальных  образований.

 

Тему комментирует председатель Комитета по дорожному хозяйству Ленинградской области Алексей Львов:

 

- Летом региональные дороги в фокусе внимания как автомобилистов, так и дорожных служб. С одной стороны в это время многие петербуржцы отправляются на дачу, за город, как следствие – повышается интенсивность движения по дорогам. Естественно, перед нами стоит задача обеспечить приемлемый уровень качества дорожного покрытия. С другой стороны лето - это период активной работы дорожных служб, которые нужно провести в срок и с необходимым качеством.

 

Объем дорожного фонда на 2013 год составляет 8,2 млрд рублей. При этом из 6,5 тыс. км региональных дорог Ленинградской области, имеющих асфальтобетонное покрытие, 5,6 тыс. км, по нашей статистике, находятся в аварийном состоянии или не ремонтировались более 10 лет. Эти цифры свидетельствуют о большом объеме предстоящих работ и недостатке средств на их выполнение. Поэтому мы планируем комплексно подходить к решению вопросов и проблем, которые стоят перед нами. До конца текущего года мы намерены разработать Стратегию развития дорожного хозяйства Ленинградской области до 2025 года, а в первом квартале 2014 года – вынести этот документ на заседание областного правительства. Затем, на основании данной Стратегии необходимо будет разработать и утвердить программу работ на ближайшие годы.

Очевидно, что изменения необходимы. В прошлом году правительством области был принят норматив финансовых затрат на содержание автомобильных дорог, который будет вводится постепенно к 2018 году. Кстати, он в 2,5 раза ниже федерального.

Мы рассматриваем возможность использования новых материалов и технологий, соответствующих существующим нагрузкам на дороги.

Содержание дорог

- В настоящее время действуют трехлетние контракты на содержание дорог на 2011-2013 годы.  До 15 июня подрядные организации заканчивают подготовку к летнему сезону дорог, которые за ними закреплены по этим контрактам. Затем до 25 июня комитет проводит проверки готовности дорожной сети. В рамках подготовки к летнему сезону проводится ямочный ремонт асфальтобетонного покрытия, профилировка гравийных дорог и обочин, наносится горизонтальная разметка, убирается мусор и т.д.

В июне проходят конкурсные процедуры на текущий ремонт региональных дорог в 2013-2014 годах, в начале июля заключаются госконтракты на выполнение работ.

В настоящее время работы по содержанию дорог финансируются менее чем на 25% от необходимого объема. К сожалению, далеко не все дороги местного значения оформлены документально и поставлены на учет, из-за этого расчет по дорожному фонду оказывается не корректным, объем средств получается на 25-50% меньше того, каким бы он мог быть. Мы стимулируем муниципалитеты на проведение паспортизации и получение документов на дороги, рассматриваем варианты строительства платных дорог и возможности привлечение частных средств.

В текущем году по тем лотам, которые разыграны в рамках трехлетней программы по содержанию дорог, запланировано финансирование на сумму 908 млн. рублей, а нам, если исходить из  нормативов, нужно более 5 млрд.

Приоритеты в сфере проектирования и  строительства

- Мы запланировали проектные работы в объеме 197 млн. рублей. Проектов много, но мы будем акцентировать внимание на путепроводах и мостовых переходах. В частности это связано с развитием скоростного движения на железной дороге.

Что касается строительства и реконструкции , региональных дорог, то в 2013 году на эти цели выделено 704 млн. рублей. В числе ключевых проектов - реконструкция мостового перехода через реку Сторожевая маршрута Выборг –  Комсомольское – Приозерск. На реализацию данного проекта были привлечены инвестиции Европейского Союза  в размере 6,08 млн. евро. Кроме того, более 100 млн. рублей выделяется из бюджета Ленинградской области. Проект направлен на развития пограничных территорий России и Финляндии. Мостовой переход в данном случае создается для повышения безопасности движения на участке дороги Выборг - Светогорск  (на подъезде к пограничному пункту пропуска). Исходя из того, что интенсивность движения в этом направлении в последние несколько лет возросла в 3,5 раза, мы так же планируем  создание обходных дорог. В этом году мы начинаем проектирование первого этапа трассы в обход Светогорска. Планируем подать заявку на 2015 год на финансирование этого мероприятия.

Следующий объект это строительство путепровода через железнодорожные пути на станции Гатчина. В этом году мы предусмотрели выделение 200 млн. рублей. Софинансирование со стороны федерального бюджета утверждено в объеме 400 млн рублей. РЖД должно подготовить проект и согласовать его с  Госэкспертизой, после этого будет объявлен конкурс на выполнение строительно-монтажных работ.

Еще один значимый проект - реконструкция моста через реку Чаженка на дороге Зуево-Новая Ладога. Автодорога связывает два района – Волховский и Киришский, а так же является связующей двух автодорог – Кола и Россия. Эта трасса востребована, и ей мы уделяем серьезное внимание.

На капитальный ремонт дорог в 2013 году предусмотрены средства в объеме 950 млн рублей. Планируется провести капремонт двух мостов и 9 дорог. Общая протяженность капитального ремонта дорог на 2013-2014гг составит 61,8 км.

Мы планируем активно работать в рамках координационного совета по развитию транспортной системы города и области. В планах на 2014- 2015 годы обозначены такие проекты как реконструкция дорог на участках КАД-Колтуши, Петродворец-Кейкино, реконструкция мостового перехода через реку Мойка на автодороге Петербург-Кировск. А также строительство подъезда к Всеволожску и нового выхода из Петербурга в обход населенных пунктов: Мурино и Новое Девяткино.

В целом капитальные вложения в дорожную инфраструктуру мы планируем увеличивать. При реализации некоторых приоритетных проектов мы рассчитываем на помощь из федерального бюджета. Например, при строительстве моста через р. Волхов на подъезде к городу Кириши. Существующий мост не выдерживает сегодняшних нагрузок. Проектно-сметная документация готова. Стоимость проекта составляет 2,5 млрд рублей.

Текущий ремонт

- Комитет сформировал адресную программу текущего ремонта региональных дорог на 2013-2014 годы, в рамках которой предусмотрен ремонт более 930 км трассы на 156 объектах дорожной инфраструктуры. На эти цели выделено 7,5 млрд. рублей. Адресный перечень ремонта сформирован при участии районных администраций. Распределение лимитов финансирования по районам проходило с учетом протяженности дорог, находящихся либо в аварийном состоянии, либо не ремонтировавшихся более 10 лет, и с учетом интенсивности движения транспорта по этим магистралям.

В начале июля комиссия комитета по дорожному хозяйству провела обследование аварийных участков автодороги «Выборг – Светогорск». В результате было принято решение о незамедлительном проведении ремонтных мероприятий. Это полная замена дорожного покрытия на участке с 41 по 48 км, выборочный ремонт более 53 тыс кв м и замена водопропускной трубы.

Особо хочу отметить, что при выполнении текущего ремонта мы заинтересованы, чтобы работы осуществлялись профессиональными компаниями, располагающими современным технологическим оборудованием и имеющими необходимый опыт. Поэтому мы принимаем строгие меры по контролю качества работ.

Меры контроля

- Подрядчики, которые выиграли конкурс, обязаны предоставить банковскую гарантию в размере 30% от стоимости контракта и десятипроцентное обеспечение гарантийных обязательств по заявке. В текущем году мы так же ужесточили штрафные санкции к недобросовестным подрядчикам. Если раньше сумма штрафа составляла 0,00025% от стоимости контракта за день просрочки, то сейчас – 0,5%. Предполагается, что эти меры будут стимулировать подрядчиков оперативно исполнять предписания и воздерживаться от срыва сроков выполнения работ.

В последнее время участились случаи выявления нарушений, допущенных при производстве ремонтных работ в предыдущие годы. Мы в курсе этой ситуации и намерены предпринять ряд мер для её изменения. Во-первых, мы планируем повысить контроль за качеством работ за счет оптимизации собственных экспертных и лабораторных мощностей.  Речь идет о переводе в статус ГБУ Дорожного учебно-инженерного центра с присоединением к нему передвижной дорожной лаборатории. Это позволит увеличить объем лабораторных испытаний, которые мы будем проводить на объектах текущего ремонта. Во-вторых, мы планируем на аутсорсинге привлекать компании для выполнения работ по техническому надзору. К сожалению, у нас штат комитета ограничен и сейчас в каждом районе у нас работает по одному дорожному инспектору, у которых очень высокая нагрузка.

Сотрудничество с муниципалитетами

-  Комитет сотрудничает с муниципалитетами, в том числе по вопросу выделения субсидий на ремонт дорог и дворовых территорий. В соответствии с бюджетным законодательством 5% от объема дорожного фонда выделяется на дороги и 5% - на дворовые территории.  Плюс мы выделяем деньги на проектирование и строительство.

Комитет по дорожному хозяйству заключает соглашения с администрациями муниципальных образований о предоставлении субсидий из областного бюджета на ремонт дорог местного значения (на условиях софинансирования). В 2013 году объем субсидий предусмотрен на суму 874 млн. рублей: 412 млн. рублей на ремонт автодорог; 412 млн. - на ремонт дворовых территорий многоквартирных домов в поселениях. Остальные 50 млн. рублей выделены на проектирование, строительство, реконструкцию местных автодорог. Это строительство 2 мостовых переходов, реконструкцию 2 мостов и 1 мостового перехода, реконструкцию 4 автодорог при подъездах к поселкам Клеверное, Маслово, Луговое, Мехбаза. Реконструкция этих автодорог позволит обеспечить круглогодичную связь населенных пунктов с сетью автодорог общего пользования.

О необходимости пред квалификации

Алексей Владимирович, какие меры сейчас можно применять, чтобы строительство и ремонт дорог выполняли квалифицированные подрядчики?

- До конца года в сфере госзаказа действует 94 ФЗ, который не позволяет учитывать квалификацию компаний. К сожалению, по текущему ремонту мы не можем предъявлять к подрядчикам никаких требований по квалификации. Поэтому здесь у нас много проблем.

При капитальном ремонте и строительстве у заказчика есть возможность в конкурсной документации прописать в качестве одного из требований к претендентам на подряд  - наличие у них актов ввода подобных объектов. Это требование может служить неким вариантом квалификационного отбора. Если генподрядчик уже вводил подобные объекты, то он допускается к конкурсу, если не вводил – мы его не допускаем. И, конечно, если речь идет о строительстве мостовых сооружений, то в конкурсной документации требования к подрядчику прописываются максимально подробно.

Что касается перспектив, то пока сложно сказать, насколько реально ФКС позволит учитывать фактор квалификации подрядчиков. Но мы очень надеемся, что шаги в этом направлении будут делаться.

Коллеги из Финляндии, когда узнавали, что подрядчик у нас выбирается исключительно по ценовому показателю, очень удивлялись. Как можно не учитывать квалификацию компании и персонала, используемую технику и материалы? Замечу, что у них до 2001г всеми дорожными работами занималась госкомпания, затем она была акционирована. Но и сейчас на её долю приходится порядка 60% от объема работ. При этом финны не стыдятся говорить, что ищут тех подрядчиков, которые могут выполнить эти работы. И их никто не обвиняет ни в коррупции, ни в монополизации рынка.

В условиях недофинансирования и отсутствии возможности предъявлять к участникам конкурсов требования по квалификации мы не можем гарантировать предоставление контрактов нашим подведомственным организациям, а это 20 ДРСУ и ДРЭУ. Они вынуждены участвовать в конкурсах наравне коммерческими компаниями. Поэтому было принято решение перевести их из статуса госкомпаний в статус ГБУ. В этом случае они будут иметь план работы на год и получать субсидии на выполнение этих работ без проведения конкурсных процедур.

 

Наталья Соколова