БЦ Вант
ППРК-Сервис
Архив номеров / Архив в электронном виде / СТО 05/54/СЕНТЯБРЬ 2017 / ДРАЙВЕРЫ РАЗВИТИЯ – ПОРТЫ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА И ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
ДРАЙВЕРЫ РАЗВИТИЯ –  ПОРТЫ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА  И ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

ДРАЙВЕРЫ РАЗВИТИЯ – ПОРТЫ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА И ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

Морские порты и морской транспорт всегда относились к стратегическим объектам и, соответственно, к числу приоритетных отраслей российской экономики. Государственная установка на полную переориентацию экспорта из портов Прибалтики на российские порты сделала Северо-Западный регион, пожалуй, самым заинтересованным участником ее реализации: на территории агломерации находится шесть портов, составляющих прямую конкуренцию Таллинну, Риге и Вентспилсу. Не случайно первоочередным вопросом традиционного летнего заседания Координационного совета по развитию транспортной системы Санкт-Петербурга и Ленинградской области стал вопрос о развитии портов Балтийского моря.
Как отметил министр транспорта РФ Максим Соколов, Санкт-Петербургская агломерация является одной из самых перспективных территорий социально-экономического роста страны, а ее портовые комплексы – важнейшим звеном транспортной системы России. В этом заявлении нет преувеличения: несмотря на кризис, порты Петербурга и Ленинградской области последние десять лет демонстрируют устойчивый рост объемов перевалки. Более того, шесть портов агломерации по итогам 2016 года переработали более 225 млн тонн груза, что составило больше 30% от общей перевалки грузов во всех 67 морских портах Российской Федерации.
 
Великолепная шестерка
По сообщению заместителя руководителя Росморречфлота Надежды Жигаревой, в июле правительственная комиссия по транспорту утвердила долгосрочную программу развития ФГУП «Росморпорт», согласно которой прогнозный грузооборот морских портов РФ к 2020 году вырастет на 21%, причем прирост в 47,2 млн тонн в значительной мере будет обеспечен за счет переориентации грузов из сопредельных стран в российские порты. В связи с этим разработан План мероприятий – Дорожная карта развития портов Балтийского бассейна и Западной Арктики до 2020 года (с возможностью продления до 2030 года), а также развития ближних и дальних автомобильных и железнодорожных подходов к данным портам. Именно эти два документа определяют перспективу развития портов Балтийского моря – перечень приоритетных проектов и условия их реализации.
Так, прогнозируется прирост грузооборота морских портов Северо-Запада в объеме 60 млн тонн, из которых почти половина будет обеспечена за счет переориентации российских грузопотоков из Прибалтики. По прогнозам, почти 40 млн тонн составят навалочные грузы, по которым на данный момент в портах России имеется дефицит перерабатывающих мощностей. Кроме того, прогнозируется и определенный дефицит мощностей в части наливных и генеральных грузов (до 30 млн тонн).
В целях покрытия дефицита предлагается реализовать ряд проектов по развитию портовой инфраструктуры в Санкт-Петербурге и Ленинградской области. Среди самых перспективных – строительство терминала СПГ ЗАО «Криогаз» в порту Высоцк, строительство завода и морского терминала «Балтийский СПГ» и терминала по перевалке минеральных удобрений в порту Усть-Луга, универсального перегрузочного комплекса в порту Приморск, а также развитие ММПК Бронка.
Одновременно с портовой инфраструктурой планируется развитие провозной способности железнодорожного транспорта на 20 млн тонн, прежде всего, за счет комплексной реконструкции участка Мга – Гатчина – Вейнмар – Ивангород, усиления пропускной способности направлений Волховстрой – Мурманск и Дмитров – Сонково – Мга. Также предусмотрено увеличение пропускной способности автомобильных подходов ко всем портам, а именно: реконструкция дорог Нарва, Скандинавия и завершение реконструкции участка подхода к порту Усть-Луга.
Особое внимание уделяется развитию служебно-вспомогательного флота региона, в частности ледокольного. В 2015–2016 годах введены в эксплуатацию три линейных дизель-электрических ледокола мощностью около 16 МВт. В 2018 году планируется ввести в эксплуатацию ледокол «Виктор Черномырдин» мощностью 25 МВт.
Как подчеркнула заместитель руководителя Росморречфлота, реализация всех мероприятий обеспечит синхронное развитие портов и позволит в полном объеме решить задачу переориентации грузов из портов Прибалтики на отечественные порты.
 
Мнения о новых проектах:
 
Максим Соколов, министр транспорта РФ:
– Транспорт, как сфера услуг, должен ориентироваться на приоритеты социально-экономического развития региона и страны в целом. Порт Бронка, как и порты Усть-Луга, Высоцк, Приморск, задумывались для решения важнейших задач разгрузки Большого порта Санкт-Петербург и возможности переключения грузовых потоков к окраинам города и области. Но мы должны исходить из того, что есть и будут особенности функционирования ММПК «Бронка», на которые следует четко ориентировать и себя, и инвесторов. Это касается и пределов пропускной способности железной дороги, проходящей по селитебным территориям Петродворцового района, и возможностей Ленинградской области, и необходимости корреспондировать проекты развития с планами РЖД. Но главное – все проекты, связанные с развитием портов, должны быть окупаемыми. Иными словам, каждый груз должен вести себя сам! Это касается и портовых терминалов, и железнодорожных подходов, и другой сопутствующей инфраструктуры.
 
Александр Дрозденко, губернатор Ленинградской области:
– Получив дополнительные преимущества, связанные со снижением курса национальной валюты, портовики области наращивают объемы перевалки грузов. Например, по результатам прошлого года порт Усть-Луга вышел на второе место в России по перевалке грузов после Новороссийска. 
В планах портовиков – дальнейшее развитие. Уже известно об одобрении Главгосэкспертизой проекта развития южной части порта. Предполагается дальнейшее формирование акватории перегрузочного комплекса «Юг-2» и комплекса по перегрузке лесоматериалов. Порт также прирастет современной индустриальной зоной площадью более 4 тыс. гектаров. Здесь появятся такие промышленные предприятия как Балтийский СПГ, Балтийский карбамидный завод и другие.
В топ-5 крупнейших перегрузочных терминалов держится и порт Приморск. В рамках ПМЭФ правительство Ленинградской области заключило соглашение о развитии порта с группой «Сумма». Проект предполагает инвестирование порядка 20 млрд рублей в строительство новых терминалов.
 
Алексей Шуклецов, исполнительный директор ООО «Феникс»:
– Следует отметить, что помимо привлечения новых грузов, следующих морским транспортом, благоустройство новой ветки создаст условия для сокращения себестоимости товаров при перевозке и времени их доставки. Реконструкция и увеличение количества грузовых поездов не создаст перебоев движения. Более того, проект обеспечит резерв для пригородного пассажирского движения, улучшит ситуацию с автомобильным движением в Петродворцовом районе за счет сопутствующего строительства автомобильных путепроводов через железнодорожные пути, а также улучшение условий окружающей среды и объектов культурного наследия за счет новых технических решений по защите от шумового и вибрационного воздействия.
Что касается развития портовых мощностей ММПК «Бронка» свыше 8 млн тонн в год, несмотря на растущую востребованность, проект может не получить поддержку в связи с угрозой нанесения вреда объектам культурного наследия федерального значения.
В последнее десятилетие государство активно наращивает свой портовый потенциал: по данным Ассоциации морских торговых портов, с 2010 года общая сумма инвестиций (федеральных и частных) в развитие портовой инфраструктуры России превысила 240 млрд рублей, в результате чего мощность перегрузочных комплексов выросла более чем на 30%. При этом грузооборот вырос более чем на 35% (только за 2016 год прирост составил 6,7%), что свидетельствует о повышении эффективности использования портовых мощностей и росте производительности труда при перегрузке. Скорее всего, данный сценарий возьмет на вооружение петербургская агломерация – формирование высокотехнологичных портовых комплексов с сохранением оптимальной загрузки порта Санкт-Петербург и наращиванием мощностей в портах Ленинградской области с перспективой создания так называемых портов третьего поколения (индустриальных центров с возможностью надежного хранения, технологической доработки и переработки грузов), к каковым уже сегодня можно отнести порт Усть-Луга. 
 
Надежда Жихарева, заместитель руководителя Росморречфлота:
– Достижение прогнозного показателя грузооборота морских портов будет обеспечено при условии реализации данных планов развития портовой и припортовой инфраструктуры региона, что в свою очередь зависит от эффективности взаимодействия федеральных, региональных органов власти и бизнеса.
 
 
Актуальные проекты развития инфраструктуры морских портов
 
Морской порт Усть-Луга:
Строительство морского терминала по перевалке удобрений. Проект находится в стадии проектирования. Инвестор – ООО «Еврохим Терминал Усть-Луга». Мощность – 7 млн тонн. Объем инвестиций – 11,8 млрд рублей. Срок строительства – 2020 год.
Строительство завода сжиженного природного газа «Балтийский СПГ». Завод по производству и отгрузке СПГ пропускной способностью 10 млн тонн должен быть построен к 2020 году. Объем инвестиций в портовую инфраструктуру оценивается в 26 млрд рублей (средства ПАО «Газпром»). В данный момент прорабатывается механизм реализации в части федеральной составляющей.
 
Морской порт Высоцк:
Строительство терминала по производству СПГ. Проектом предусмотрено строительство терминала по производству и перегрузке СПГ мощностью 660 тыс. тонн в целях его дальнейшего экспорта в Финляндию. Объем инвестиций – 14,5 млрд рублей за счет внебюжетных источников. Ориентировочный срок ввода в эксплуатацию – 2018 год. Инициатор проекта – ЗАО «Криогаз». В данный момент завершается проектирование 3-го этапа и идет стрительство береговых объектов терминала.
Строительство комплекса по производству и отгрузке СПГ в районе КС «Портовая». Проектом предусмотрено строительство комплекса мощностью 1,5 млн тонн в целях обеспечения автономной газификации Калининградской области к 2018 году, а также экспортных поставок и бункеровки судов СПГ. Объем инвестиций – 28,5 млрд рублей. Ориентировочный срок ввода в эксплуатацию – 2018 год. Инициатор проекта – ООО «Газпром инвест». Статус проекта – строительство береговых объектов терминала.
 
Морской порт Приморск:
Строительство универсального перегрузочного комплекса. Комплекс предназначен для перевалки широкой номенклатуры грузов, в том числе минеральных удобрений, металлолома, накатных, контейнерных и зерновых грузов. Мощность комплекса – 35,6 млн тонн. Объем инвестиций в реализацию проекта – 76,9 млрд рублей, в том числе 6,9 млрд рублей в объекты федеральной собственности. Источник финансирования будет уточнен при заключении соглашения о взаимодействии между ФГУП «Росморпорт» и ООО «Приморский Универсально-Перегрузочный Комплекс». Росморречфлотом согласована декларация о намерениях по реализации проекта.
 
Большой порт Санкт-Петербурга
Развитие морского международного перегрузочного порта Бронка. Проект строительства терминала для перевалки и накатных грузов реализован в 2016 году. В настоящий момент ООО «Феникс» осуществляет предпроектные проработки проекта развития железнодорожных подходов для обеспечения железнодорожных перевозок в объеме до 8 млн тонн в год (первый этап – до 3,8 млн тонн в год).
Строительство базы ледокольного флота. Проект предназначен для отстоя ледокольного флота ФГУП «Росморпорт» в период между навигациями. Срок ввода в эксплуатацию – третий квартал 2017 года. Объем инвестиций – 1,7 млрд рублей, в том числе за счет федерального бюджета – 1,2 млрд рублей, ФГУП «Росморпорт» – 0,5 млрд рублей. Завершены строительно-монтажные работы, осуществляется ввод объектов в эксплуатацию.
 
 
Большое строительство Большого порта
 
Порт Санкт-Петербург, несмотря на исчерпание возможностей по расширению в черте мегаполиса, остается крупнейшим в Северо-Западном регионе благодаря активному строительству так называемых аванпортов, в первую очередь – многофункционального перегрузочного порта Бронка. Новый глубоководный порт был необходим для повышения конкурентоспособности морского порта «Большой порт Санкт-Петербург» как на внутреннем, так и на международном уровне, увеличения конкуренции на услуги в транспортном секторе, снижения себестоимости товаров при транспортировке, а также снижения нагрузки на исторический центр города. За короткое время был создан современный перегрузочный комплекс с терминалом для перевалки контейнеров и накатных грузов мощностью до 1,9 млн TEU и 260 тыс. единиц накатной техники. Объем инвестиций составил 58,2 млрд рублей, в том числе 15,7 млрд – за счет федерального бюджета. За последние 12 месяцев аванпорт увеличил свой грузооборот в два раза.
По словам исполнительного директора ООО «Феникс» А. Э. Шуклецова, уже сегодня объем заказов порта превышает грузооборот, определенный техническими условиями, спрос на услуги железнодорожного транспорта стабильно растет и требует развития инфраструктуры станции Бронка и железнодорожных подходов к ней. В этой связи по заказу ООО «Феникс» ПАО «Ленгипротранс» разработаны предпроектные решения по развитию железнодорожных подходов к ММПК «Бронка» для обеспечения железнодорожных перевозок в объеме до 8 млн тонн в год. ООО «Феникс» готово выполнить детальную проработку новой железнодорожной линии в обход Санкт-Петербурга по территории Ленинградской области для пропуска железнодорожных перевозок к ММПК «Бронка». Схема организации поездов, согласованная с РЖД, предусматривает два возможных маршрута следования поездов – со сменой тяги на станции Шушары или на станции Тосно. Реконструкция участка предполагает удлинение пути железнодорожных станций по пути следования, электрификацию, строительство шести дополнительных путей на станции Бронка, а также строительство второго главного пути между станциями Ораниенбаум и Бронка. Стоимость реконструкции составит порядка 15 млрд рублей.
Для улучшения транспортной ситуации в Петродворцовом районе предусматривается строительство одного путепровода и двух транспортных развязок для закрытия существующих железнодорожных переездов в Старом Петергофе и поселке Мартышкино.
Как подчеркнул представитель компании-инвестора, модернизация железнодорожной инфраструктуры на участке Бронка – Лигово будет иметь значительный социально-экономический эффект.
 
Подготовила Светлана Соснова