ППРК-Сервис
ППРК-Сервис
Архив номеров / Архив в электронном виде / СТО 04/45/ИЮНЬ 2016 / Стальное строительство – с планами на будущее
Стальное строительство – с планами на будущее

Стальное строительство – с планами на будущее

Сегодня доля использования стальных каркасов в отечественном гражданском строительстве не превышает 10–15%. Однако в ближайшем будущем ситуация может измениться. Разработка и внедрение типовых проектов зданий на основе стального каркаса позволит снизить себестоимость и повысить скорость строительства, начать возведение нового типового жилья.

«На сегодня в нашей стране доля зданий, которые построены с использованием стальных каркасов составляет не более 15%. Причем в первую очередь металл применяется при возведении промышленных и сельскохозяйственных объектов. В этом сегменте он популярен за счет больших возможностей металла при создании большепролетных зданий. Это высококонкурентный рынок, с большим количеством игроков, многие из которых проектируют и осуществляют поставки полнокомплектных зданий», – рассказал генеральный директор Ассоциации развития стального строительства (АРСС) Дмитрий Еремеев.

В сегменте же строительства многоэтажных зданий доля стальных каркасов ничтожно мала. Чуть больше металлические конструкции применяются при возведении торговых комплексов, паркингов, спортивных центров, а также в коммерческом строительстве, где требуется применение большепролетных конструкций.

Перспективы внедрения
Однако массовым стальное строительство назвать нельзя. Особенно мала доля использования стальных каркасов в жилищном строительстве, при этом возведение жилых домов составляет почти 75% всего объема строительства на территории страны.
Причины ничтожно малой доли жилых зданий, построенных на основе стальных каркасов, имеют исторические причины: в Советском Союзе сталь в первую очередь применялась для военных нужд. Поэтому до сих пор практики проектирования таких зданий для массового строительства не сложилось. Исключение оставляют точечные проекты. В Москве, например, возведено четыре жилых 18–22-этажных дома на стальном каркасе, а кроме того – сталинские высотки. В Новосибирске некоторые элитные дома построены на стальном каркасе, причем часто жильцы таких домов даже не подозревают об этом. Есть реализованные проекты зданий на стальном каркасе в Новокузнецке, Красноярске, Екатеринбурге. Но это единичные проекты.
В тоже время именно сегмент жилищного строительства выглядит в сегодняшней экономической ситуации наиболее перспективным для внедрения металлических конструкций. Стальной каркас позволяет получить такую же скорость строительства, как у панельного домостроения, при этом дает многообразие внутренних планировок и внешнего облика здания, как у более востребованного «монолита». По сравнению с традиционной монолитной технологией возведения каркаса, использование стальных конструкций сокращает сроки строительства объекта на 3–6 месяцев за счет высокой заводской готовности элементов, при этом строительная площадка получается более компактной, а рабочих требуется гораздо меньше.
Факторы, которые усложняют строительство в целом, добавляют применению стальных конструкций в жилом строительстве только преимущества. Например, для обеспечения сейсмической устойчивости расход материалов при стальном строительстве, по сравнению с железобетоном, гораздо меньше. Кроме того, из стальных конструкций проще строить в удаленных районах, поскольку количество и вес доставляемого материала для строительства значительно меньше. Очевидные плюсы для жителей городов – более компактные строительные площадки, меньше шума и строительного мусора.
О преимуществах стального строительства говорит и мировой опыт. К настоящему моменту порядка 70% многоэтажных зданий Великобритании строится на стальном каркасе. В США и Швеции этот показатель составляет 65%, в Норвегии – 48%.

Планы развития
Новые возможности по строительству зданий из металлических каркасов появятся у девелоперов благодаря работе Ассоциации стального строительства, которая ставит своей целью создать условия для эффективного применения металлоконструкций в строительной отрасли. Для этого придется обновить законодательную базу, подобрать проектировщиков и строителей, которые умеют работать с металлоконструкциями, объяснить им преимущества стального строительства. Популяризировать это направление. После решения этих вопросов у девелоперов появится выбор, на какой технологии остановиться.
Одной из своих задач Ассоциация видит формирование пула профессиональных участников рынка данного сегмента в пределах всей производственной цепочки. В настоящее время в Ассоциацию входят многие крупные производители стали (ЕВРАЗ, «Мечел», ОМК), заводы металлоконструкций( Ruuki, Astron, «Северсталь Стальные Решения», «Металл-Дон» и др.), ведущие НИИ (ЦНИИСК им. В. А. Кучеренко, ООО «ЦНИИПСК им. Н. П. Мельникова», российские и иностранные архитекторы и проектировщики («Моспроект», «Союзинжпроект», ARUP, AECOM и пр.), вузы.
Пока крайне мало проектов, которые можно было бы тиражировать как типовые. Каждый случай решается индивидуально. А требуются решения для массового строительства. Необходимо создать портфель таких проектов, чтобы любому среднему проектировщику были доступны типовые проекты и конструктивные решения. Их разработкой занимается инженерный центр при АРСС. Ассоциация планирует сделать их доступными для девелоперов, игроков рынка, строителей. Эти проекты необходимы и производителям металлоконструкций – чтобы производить необходимые конструкции, они должны будут адаптировать производства мощности.

Для развития объемов стального строительства необходимо развитие нормативной базы, поскольку существующие документы сейчас недостаточно удовлетворяют потребности массового строительства. Предстоит большая работа по разработке необходимых документов.

Кроме того, необходимо обучение проектировщиков и наработка широкой практики применения металлоконструкций в гражданском строительстве. Квалифицированных проектировщиков зданий из МК в гражданском строительстве не хватает, поскольку нет достаточного объема работы. Кроме того, нет и достаточного опыта работы в этой области, это тоже исторически сложилось: проектированием металлоконструкций в Советском Союзе занималась только одна организация. Зато наработан большой опыт разработки проектов зданий из железобетонных конструкций или с применением монолитных технологий. Сейчас в России работают несколько десятков тысяч проектных организаций, и представлять свои наработки, новые возможности проектирования, объяснять преимущества стального строительства каждой компании нереально – для этого нужна единая площадка, доступная для всех.

Заводам металлоконструкций потребуются новые технологии, чтобы увеличить скорость производства. Но сегодняшняя загрузка заводов позволяет удовлетворить потребности строительства, тем более что игроков рынка достаточно – сейчас на территории страны около тысячи производителей металлоконструкций. Кроме того, дополнительные инвестиции в обработку меньше, чем в производство проката.

Пока ситуация с возведением зданий из металлоконструкций такая же, как в индивидуальном строительстве. То есть каждый раз реализуется новый уникальный проект, а это требует настройки оборудования для выпуска металлоконструкций под конкретный заказ. Если же строительство будет массовым, то производителям будет проще приспособить свои мощности под потребности строителей и наладить серийное производство необходимых изделий.

Однако ситуация может измениться. Так, например, сейчас АРСС разработала программу поддержки пилотных проектов для девелоперов. С помощью новой программы застройщики, выбравшие технологию строительства на металлокаркасе, смогут получить до 6% экономии по сравнению с другими технологиями. Как отметил генеральный директор АРСС Дмитрий Еремеев, «АРСС возьмет на себя бесплатную разработку конструктивной концепции проекта, расчет себестоимости строительства и сравнение металлокаркаса с панелью и монолитом, а также поможет подобрать подрядчиков для реализации проекта». Данная программа проводится при активном участии металлургических компаний – учредителей АРСС (ЕВРАЗ, «Мечел», ОМК). 

Евгений Алексеенко, директор по развитию рыночного спроса компании ЕВРАЗ, отметил: «Мы готовы поддержать девелоперов, которые выберут строительство на стальном каркасе, и предоставить специальные условия ценообразования».