БЦ Вант
ППРК-Сервис
Архив номеров / Архив в электронном виде / СТО 04/45/ИЮНЬ 2016 / Социальное жилье. Реальность или декларация?
Социальное жилье. Реальность или декларация?

Социальное жилье. Реальность или декларация?

В Санкт-Петербурге уже много лет сложилась неблагополучная ситуация со строительством жилья для неимущих граждан, сотни тысяч которых не имеют практической возможности купить себе квартиру на рынке. Это связано с их материальными возможностями и растущей дороговизной жилья как на первичном, так и на вторичном рынках. «Союзпетрострой» предложил силами компаний Союза начать строительство недорогих квартир для нужд города.

Шесть лет назад в городе строилось более 600 тыс. кв. м социального жилья в год, затем эта цифра упала в 2011 году до 200 тыс. кв. м, а в последние два-три года правительство города практически перестало строить такое жилье, предпочитая покупать его для городских нужд у частных застройщиков по рыночным ценам. Считаю, что это неверный путь, ибо застройщики не склонны продавать городу жилье по ценам, ежеквартально рекомендованным Минстроем РФ. Поэтому покупка жилья городом идет с большим трудом и не решает ни одной насущной проблемы города: расселение ветхих и аварийных домов, выполнение программы «жилье для молодежи» и «жилье для бюджетников», расселение коммунальных квартир и т. п. Отметим, что городская очередь на жилье практически не подвигается с середины 1980-х годов, в ней до сих пор состоят более 140 тыс. семей без всякой надежды получить необходимое и для молодежи, и для пожилых людей достойное жилье. 

Поэтому «Союзпетрострой» предложил силами компаний Союза начать строительство недорогих квартир (по цене Минстроя РФ для Санкт-Петербурга – в первом квартале 2016 года она составляла 58 тыс. рублей за кв. м). В 2015 году мы получили формальную отписку от Комитета по инвестициям, в которой утверждалось, что в Санкт-Петербурге нет свободных пятен застройки для этих целей (?!). В марте 2016 года мы вновь обратились к вице-губернатору И. Н. Албину с предложением строить социальное жилье при условии предоставления земельных участков целевым способом и с их инженерной подготовкой. Было созвано совещание в Управлении инвестиций, на котором нам предложили выработать порядок и условия такого строительства. Наконец, на заседании Общественного совета по малому предпринимательству при губернаторе Санкт-Петербурга, при рассмотрении вопроса о государственной поддержке малого и среднего бизнеса, я вновь заявил, что наиболее эффективным способом господдержки такого предпринимательства является помощь в загрузке мощностей среднего и малого строительного бизнеса, что позволило бы сдвинуть с мертвой точки и решение проблемы с социальным жильем.

Г. С. Полтавченко принципиально поддержал наше предложение о строительстве силами общестроительных и специализированных компаний «Союзпетростроя» жилых домов для городских нужд. Председатель Общественного совета по малому предпринимательству при губернаторе Санкт-Петербурга Е. О. Церетели направила И. Н. Албину письмо с подтверждением позиции губернатора.
Мы провели совещание с основными подрядчиками «Союзпетростроя». В результате в Управление инвестиций вновь было направлено письмо, в котором сказано, что мы готовы строить жилье по цене 58 тыс. рублей за кв. м. Мы нашли даже для этого конкретное пятно застройки в квартале, специально предназначенном для строительства жилых домов для городских нужд. И просим заключить государственный контракт с гарантией того, что город выкупит построенные квартиры.

Это письмо Управление инвестиций перенаправило в Комитет по строительству. Короче говоря, чиновническая карусель продолжается – и неизвестно чем все это закончится. 

Но проблема загрузки малого и среднего строительного бизнеса стоит очень остро! Дело в том, что объемы подрядных работ, выполненных данным сектором экономики, катастрофически сокращаются из года в год. Так, в 2015 году из 2,8 млн кв. м жилья десяток крупнейших инвестиционно-строительных компаний построили 2,74 млн кв. м, то есть на всех остальных осталось 60 тыс. кв. м или 2,1% от общего объема. 

Статистика свидетельствует, что еще 5–6 лет назад в Санкт-Петербурге средние компании, строящие два-три дома в год (15–20 тыс. кв. м), вводили до 35–40% всего жилья в городе. Уже давно не проводилось аукционов на аренду небольших участков земли для жилищного строительства, да и те 6–8 аукционов были недоступны для среднего бизнеса, ибо цена на них возрастала в результате торгов в 5–6 раз. Не случайно Санкт-Петербург, к сожалению, занимает 29 место среди российских городов по возможности вхождения малого предпринимательства на рынки строительства и производства строительных материалов. Не хватает работы для малых компаний, специализирующихся на производстве субподрядных работ – сантехнических, электромонтажных, отделочных и т. п. Крупные монополисты обзавелись собственными специализированными компаниями или десятилетиями работают с уже привычными подрядчиками, практически не проводя конкурсов. Не помогает малому предпринимательству и программа по капитальному ремонту жилых домов – из-за требований банковских гарантий и других ограничений. 

Таким образом, малый и средний строительный бизнес выполняет в Санкт-Петербурге около 8% подрядных работ, в то время как в развитых экономиках удельный вес таких компаний в общем объеме подрядных работ составляет от 70 до 90%.
Образовавшийся у нас монополизм, как в сфере строительства, так и в промышленности строительных материалов (кстати, не без помощи городских властей, которым во всех смыслах выгодно работать с крупным бизнесом), – это враг рыночной экономики, ибо монополисты не заинтересованы в повышении качества работ и продукции, не говоря уже о применении инноваций. В мировой практике именно малый бизнес является основным источником инновационных технологий и товаров.

Итак, есть хорошая английская поговорка, что надо дарить не рыбу, а удочку. Этого мы и добиваемся. Без развития малого предпринимательства и конкуренции на рынке невозможно появление ни среднего класса, ни гражданского общества, ни других институтов демократического развития. Чем быстрее мы все вместе (и прежде всего – органы государственной власти) это поймем и сообща примем практические шаги, тем быстрее появится больший потенциал развития строительства в нашем городе. Недаром девиз «Союзпетростроя» – «Вместе мы можем больше!»

Л. М. Каплан
вице-президент, директор «Союзпетростроя»,
д-р экон. наук, профессор,
заслуженный экономист РФ,
почетный строитель России,
лауреат почетного знака «За заслуги перед Санкт-Петербургом»