БЦ Вант
ППРК-Сервис
Архив номеров / Архив в электронном виде / СТО 04/45/ИЮНЬ 2016 / ПЕТЕРБУРГСКИЙ ЭТАП НАБИРАЕТ СКОРОСТЬ
ПЕТЕРБУРГСКИЙ ЭТАП НАБИРАЕТ СКОРОСТЬ

ПЕТЕРБУРГСКИЙ ЭТАП НАБИРАЕТ СКОРОСТЬ

Ключевой инфраструктурный проект Северо-Западного региона – строительство 7–8 участков высокоскоростной автомагистрали М-11 – вошел в активную фазу практической реализации.

В рамках XX Петербургского международного экономического форума АНО «Дирекция по развитию транспортной системы Санкт-Петербурга и Ленинградской области» и ГК «Автодор» в целях завершения строительства подписали соглашение о сотрудничестве, которое призвано обеспечить максимальную координацию взаимодействия всех участников проекта и синхронизацию по срокам и объемам принимаемых решений и выполняемых мероприятий.

Федеральная автомобильная трасса М-11 Москва – Санкт-Петербург строится как платный дублер существующей автодороги «Россия». Новая магистраль призвана не только разгрузить транспортные потоки с дороги, исчерпавшей на отдельных участках свою пропускную способность, но и гарантировать высокоскоростное движение между двумя российскими мегаполисами.
Трасса общей протяженностью 669 км проходит по территории Московской (90 км), Тверской (253 км), Новгородской (223 км) и Ленинградской (75 км) областей в обход всех населенных пунктов. Строительство ведется в несколько этапов, при этом каждый из них является самостоятельным инвестиционным проектом.
Ввод в эксплуатацию новой магистрали в полном объеме намечен на 2018 год, что не в последнюю очередь связано с проведением Чемпионата мира по футболу. Уже заявлено, что М-11 станет самой скоростной и оснащенной магистралью страны с высокими техническими характеристиками. На трассе будут возведены 36 развязок, 107 мостов, 178 эстакад и путепроводов.
На головном участке магистрали в Московской области строительные работы начались в сентябре 2011 года, и на данный момент часть участков ведены в эксплуатацию и работают в платном режиме.
В июне 2015 года было начато строительство в Ленинградской и Новгородской областях.

Скорость в концессии
Как и все остальные участки трассы М-11, строительство 7–8 участков осуществляется с использованием механизма государственно-частного партнерства. Впервые проект был представлен на площадке ПМЭФ в 2012 году министром транспорта РФ Максимом Соколовым.
В апреле 2014 года ООО «Магистраль двух столиц» победило на открытом конкурсе на право заключения концессионного соглашения о финансировании, строительстве и эксплуатации на платной основе «Скоростной автомобильной дороги Москва – Санкт-Петербург на участках км 543 – км 646 и км 646 – км 684». Концессионное соглашение между правительством РФ, от имени которого выступает Государственная компания «Российские автомобильные дороги», и ООО «Магистраль двух столиц» было подписано 18 ноября 2014 года. Данное соглашение заключено на срок 27 лет: период строительства 2015–2018 годы и период эксплуатации 2018–2041 годы.
Генеральный подрядчик реализации проекта строительства 7–8 участков трассы М-11 – компания ICA Astaldi – IC Ictas WHSD Insaat Anonim Sirketi («Асталди Ичташ»). В реализации проекта принимают участие «ВТБ Капитал», группа VINCI (Франция), компании Astaldi (Италия) и Içtaş Inşaat (Турция) (в качестве подрядчиков строительства) и COWI Engineering, Environmental, and Economics Consulting (в качестве независимого технического эксперта проекта).
Стоит отметить, что итало-турецкое предприятие ICA имеет немалый опыт строительства инфраструктурных объектов мирового уровня в Италии, Центральной Европе, Турции, на Ближнем Востоке, Африке, Латинской и Северной Америке. В Петербурге компания участвовала в строительстве нового терминала аэропорта Пулково и в реконструкции аэропорта Пулково-1; в настоящее время в качестве генерального подрядчика осуществляет строительство центрального участка Западного скоростного диаметра.

Основные характеристики проекта
7 и 8 участки трассы М-11 проходят по территории Санкт-Петербурга, Ленинградской и Новгородской областей. Строительство обоих участков ведется параллельно в период с 2015 по 2018 годы. В черте Петербурга участок автомагистрали пройдет по территории Московского и Пушкинского районов. В Ленинградской области трасса пройдет через Тосненский район, вблизи населенных пунктов Аннолово, Павловск и Пушкин. На территории Новгородской области – через Новгородский и Чудовский районы.
На 7 этапе (543 км – 646 км) трасса пересечет 12 рек, порядка 10 ручьев, более 50 канав лесной мелиорации, пройдет над Октябрьской железной дорогой. На 8 этапе (646 км – 684 км) автодорога пересечет реку Ижора, пройдет над железной дорогой перегона Мга – Стекольный и под путями железной дороги Варшавского направления.
Общая строительная длина участков составляет 137,6 км; ширина проезжей части – шесть полос (646 км – 684 км) и четыре полосы (543 км – 646 км). На трассе будут построены 18 мостов, 30 путепроводов основного хода, один тоннель и три транспортные развязки для связи с региональными дорогами и федеральной дорогой «Россия». При этом одна из них будет построена в Московском районе Санкт-Петербурга, в непосредственной близости к Пулковской развязке, и обеспечит транспортную связь через КАД и Западный скоростной диаметр со всеми районами города.
Кроме того, на 7–8 участках трассы предусмотрено строительство трех пунктов взимания платы (на 679 км, 647 км и 545 км).

Ход строительства
Работы ведутся на всех участках проекта параллельно. Перед производством строительных работ выполнена подготовка территории, осуществлены переустройство коммуникаций (высоковольтных линий ВЛ 750 – 10 кВ; волоконно-оптических линий связи, магистральных газопроводов; мелиоративных систем; кабелей связи) и рекультивация земель после производства данных работ.
В настоящее время выполняются работы по снятию растительного слоя, замене слабого грунта, песчаной отсыпке насыпи и верхнего слоя основания, монтажу водопропускных труб, устройству фундаментов мостов и путепроводов. На искусственных сооружениях на текущий момент выполнены работы по устройству фундаментов опор мостовых сооружений в объеме свыше 3 тыс. кубометров бетона.
В июне 2016 года на отдельных участках трассы начались работы по укладке асфальтобетона.
В работах на объекте задействовано почти 2000 человек и свыше 600 единиц техники из 30 строительных организаций Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

Строительные технологии
Для обеспечения сжатых сроков строительства, приведения проектных решений в соответствие с актуальными правовыми и нормативными требованиями проводятся работы по корректировке и оптимизации проектной документации без увеличения стоимости контракта.
В частности, предлагается использовать для устройства нижнего слоя покрытия плотный мелкозернистый асфальтобетон типа А марки I по ГОСТ 9128-2009 и СТО ГК «Автодор» 2.6-2013; для верхнего слоя основания – плотный крупнозернистый асфальтобетон тип Б марки I в соответствии с ГОСТ 9128-2009 и СТО ГК «Автодор» 2.6-2013.
Эти изменения позволят увеличить нормативный срок службы дорожной одежды с 13 лет, принятых в проектной документации, до 18 лет и таким образом привести его в соответствие с современными требованиями ГК «Автодор».
Замена асфальтобетона в нижнем слое покрытия на тип А обеспечит высокую сопротивляемость образованию колейности, а также позволит увеличить несущую способность и обеспечить продолжительный межремонтный срок эксплуатации дорожного покрытия.
Кроме того, предлагается предусмотреть устройство участков с разбираемым барьерным ограждением в разделительной полосе (с шагом 2,5 – 3 км). Это позволит организовать движение транспорта с переключением транспортного потока с одной проезжей части на другую в случае чрезвычайных ситуаций или в период проведения ремонтных работ.
Предлагается увеличить количество технологических разворотов с шести, предусмотренных проектной документацией, до семнадцати, что позволит снизить пробег обслуживающей техники, повысить скорость реагирования эксплуатационных аварийных и технических служб.
Также предлагается почти в два раза увеличить количество демпфирующих устройств, предназначенных для предотвращения тяжелых последствий аварийного столкновения транспортного средства с металлическим ограждением. Устанавливаются такие системы перед развилками, перед острыми углами дорожных ограждений, в местах разделения транспортных потоков, перед пунктами взимания платы и на других опасных участках дороги.

Воздействие на окружающую среду
Проектом строительства предусмотрены мероприятия, снижающие наиболее масштабные последствия негативных воздействий от строительства автомобильной дороги, в том числе:
– устройство шумозащитных экранов и шумозащитного остекления в местах, подверженных повышенной акустической нагрузке;
– устройство локальных очистных сооружений ливневых стоков для защиты от загрязнения водной среды;
– устройство искусственных сооружений для обеспечения путей миграции животных.

При производстве работ ежемесячно проводится мониторинг выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух на границе зоны санитарного разрыва вблизи населенных пунктов и осуществляется постоянный производственный контроль за соблюдением требований в области охраны водных объектов. На объектах организованы места временного хранения отходов, образующихся в процессе строительной деятельности (IV–V класс опасности), ведется учет объемов образования отходов и контроль регулярности их вывоза. Все твердые бытовые отходы в установленном порядке передаются специализированным организациям для транспортировки на лицензированные объекты размещения.
Кроме того, генеральный подрядчик проводит мониторинг технического состояния автодорог общего пользования, задействованных при строительстве 7–8 участков трассы М-11, и поддерживает их в нормативном состоянии на период строительства. Соответствующие соглашения подписаны между ГК «Автодор», ООО «Магистраль двух столиц», ICA, комитетом по дорожному хозяйству Ленинградской области, департаментом транспорта и дорожного хозяйства Новгородской области, ГОКУ «Новгородавтодор», ГКУ «Ленавтодор».

Проект получил признание российского и международного профессиональных сообществ: в 2015 году 7–8 участок М-11 стал лучшим проектом государственно-частного партнерства (ГЧП) в сфере транспорта по версии Национальной премии «ROSINFRA», а в 2016 году признан лучшим инфраструктурным проектом по версии EMEA Finance.

Подготовила Светлана Соснова
(По материалам, предоставленным ООО «Магистраль двух столиц»)