ППРК-Сервис
ППРК-Сервис
Опалубка: пути развития

Опалубка: пути развития

Позитивные тенденции последних 10 лет сменились резким спадом производства опалубочных систем в 2015 году. Однако производители опалубок надеются, что негативные явления в обозримом будущем будут преодолены.

История вопроса
С 2000 года в нашей стране возник устойчивый рост ввода жилой недвижимости и закладки новых объектов, с 2003 года начали массово возводиться торговые и коммерческие площади, а с 2006 года резко возросло количество строящихся объектов промышленного назначения. Одновременно с ростом объемов производства строительной отрасли происходил и переход на монолитное домостроение, и к 2006 году более 80% каркасов зданий и сооружений строилось методом монолитного домостроения. 

Как рассказал в своем докладе на научно-практической конференции, посвященной импортозамещению, директор по развитию ООО «Гелиос» Денис Тихонов, в начальном периоде основными поставщиками опалубки выступали западноевропейские компании MEVA и DOKA, российские «Старооскольская опалубка» и НТЦ «Опалубка» занимали менее 10% всего объема рынка. Однако резкий рост отрасли вызвал ожидаемую ответную реакцию со стороны российских предприятий, и к 2008 году объемы на рынке претерпели серьезные изменения. Так в общем объеме импортных систем совокупно для MEVA, DOKA, PERI , Faresin и др. оставалось не более 12–15%. Основными игроками на российском рынке стали новые компании, такие как «Агрисовгаз», ДАК, «Крамос», «Гамма», «Гелиос». Надо отметить, что наличие подготовленных инженерных кадров, станочный парк и высококвалифицированные рабочие, подготовленные в СССР, оказывали значительное влияние на производство высокотехнологичных видов опалубочной продукции. Российская легкосплавная опалубка, например, значительно превосходит по эксплуатационным характеристикам все существующие западные образцы.

С 2008–2009 годов возникла устойчивая тенденция снижения стоимости строительства, массово вводились процедуры тендеров на строительные подряды, что привело, с одной стороны, к снижению качества строительства и уровня культуры производства, а с другой – резко изменило состав персонала исполнителей. Увеличение процента малоквалифицированного персонала, снижение издержек путем снижения нормативов оплаты труда привело к вымыванию профессиональных компаний с рынка строительных подрядов, поставив на грань вымирания большинство средних и малых строительных организаций. Итогом стало снижение квалификации исполнителей, что привело к необходимости упрощать поставляемые системы, производить вандалоустойчивое оборудование, минимизировать количество комплектующих. Дальнейшее развитие тенденции по снижению стоимости строительства привело к ценовым войнам среди производителей и поставщиков опалубочных систем и привело к значительному снижению качества поставляемой продукции. Так, к 2014 году до 45–50% рынка комплектующих (замки, гайки), было полностью потеряно российскими производителями в пользу более дешевой низкокачественной продукции из Китая и Индии. С середины 2014 года по настоящий момент продолжается резкий спад закладки строительных проектов, приведший к снижению производства большинством компаний в 7–10 раз. 

Тем не менее, накапливающийся дефицит ввода жилых и коммерческих помещений, а также растущие потребности в промышленных площадях позволяют предположить, что данная ситуация разрешится по мере стабилизации экономического положения страны и обернется «отложенным спросом», уверен Денис Тихонов. По мнению специалиста, в 2016–2017 годах для преодоления провала строительному комплексу потребуется увеличение темпов производства работ минимум в полтора раза по сравнению с благополучными 2011–2013 годами. Соответственно, и объем рынка опалубочного оборудования должен вырасти на 35–40% относительно 2013 года уже в 2016 году.

Отложенный спрос
На сегодняшний день более чем в 80% случаев при возведении капитальных зданий и сооружений применяется технология монолитного бетона. Принимая во внимание целевые показатели в 100 млн. кв. м условного объема строительства в год по стране, объявленные Госстроем России на 2020 год, можно оценить годовой объем потребления опалубочных систем в пределах 10 млрд рублей.

При этом технологическое отставание в производстве опалубочных систем, имевшее место 10 лет назад, преодолено. Российские компании, такие как «Гелиос», «Гамма», ДАК, «Мекос», освоили производство продукции на высоком качественном уровне, в объемах, достаточных для удовлетворения потребностей строительной индустрии. Применение при производстве современного оборудования, инвестирование в разработку новых элементов оборудования и применение запатентованных российских технологий позволили в ряде случаев обеспечить производство изделий, превосходящих по своим характеристикам импортные аналоги. А построение вертикально интегрированных компаний, имеющих возможности металлообработки на всех этапах производства, позволяет выпускать большие объемы продукции в короткие срок.

Однако кризисные тенденции резко замедлили рост производственных мощностей в отрасли из-за снижения объемов закладки новых проектов в строительной индустрии более чем в 2 раза.

В условиях жесточайшей конкуренции лидерами рынка стали компании, своевременно инвестировавшие значительные средства в модернизацию производства, что позволило снижать стоимость продукции за счет уменьшения издержек при сохранении высокого уровня качества конечной продукции. 

Компании-производители готовы совершенствовать технологические цепочки, создавать рабочие места для высококвалифицированных работников, перевооружать предприятия, увеличивая долю роботизированных линий и станков с ЧПУ, расширять ассортимент производимой продукции, заниматься повышением квалификации персонала, имея целью замещать высококачественную продукцию из стран Западной Европы и вытеснять с рынка низкокачественную продукцию из Юго-Восточной Азии на отечественную, однако производителям необходима поддержка государственных структур и естественных монополистов для дальнейшего развития и возобновления тенденции роста, – уверен специалист. – Наиболее проблемны сейчас такие вопросы, как кредитование предприятий, обеспечение вновь строящихся предприятий электроэнергией, непоследовательность и непрозрачность стратегии монетарных властей государства в отношении курса национальной валюты, непрозрачность процедуры выбора поставщиков оборудования для реализации государственных проектов и проектов госмонополий.

Время кризиса
Кризисные явления 2014–2015 года существенно изменили картину присутствия компаний производителей на рынке опалубочных систем. Если в предшествующем периоде (2010–2013 годы) основной тенденцией была гибель компаний – производителей комплектующих, не выдерживающих конкуренции со стороны поставщиков низкокачественных изделий из Китая, Турции и Индии, то в 2014 году, ввиду резкого спада покупательской способности участников рынка, сложности начались у производителей стеновой опалубки. 

Основной удар приняли на себя компании, выпускавшие конечную продукцию и не занимающиеся при этом производством стального профиля, – рассказал Денис Тихонов. – Ценовые войны, неизбежные при перенасыщенности рынка, привели к вымыванию и, по сути, гибели таких производителей. К сожалению, в их числе оказались и предприятия, обладавшие большим инженерным потенциалом. По мере углубления кризисных явлений негативные эффекты усугубились, в том числе и из-за выхода на рынок большого количества бывшего в употреблении оборудования разорившихся подрядных организаций. Поставщики и производители нового оборудования были вынуждены начать предлагать продукцию по цене себестоимости, а компании, находящиеся в предбанкротном состоянии, – и ниже, чтобы освободить складские помещения. В результате, к началу третьего квартала 2015 года в Российской Федерации из 15 активных производителей опалубочного оборудования сохранили производство две компании, и еще три сохраняют производство в «спящем режиме» – за счет диверсифицированного производства, компенсирующего убытки. 

Ближайшие перспективы
По расчетам компании «Геолиос», в 2016 году уже может возникнуть дефицит опалубочного оборудовании, покрываться который будет за счет импорта. Возросшая маркетинговая активность некоторых немецких компаний подтверждает эти выводы. Поскольку стоимость отечественного и импортного (прежде всего немецкого) оборудования различается в 7–12 раз, то это неминуемо вызовет и увеличение стоимости подрядных работ, дополнительные траты бюджетных средств, всплеск коррупции, а так же и все остальные привычные для импортирования оборудования эффекты.

На сегодня в сфере производства опалубочных систем необходимо создание мощного автоматизированного литейного производства – для обеспечения строительной отрасли замками опалубки и гайками стяжных винтов; создание сети региональных автоматизированных производств стального опалубочного профиля «с широкой полкой» и предприятий – производителей каркасов щитов крупнощитовой опалубки I класса на их базе, – считает Денис Тихонов. – Необходимо формирование сети региональных центров обслуживания строительных и подрядных организаций, занимающихся выкупом бывшего в употреблении оборудования, обслуживанием, ремонтом, восстановлением, используемых комплектов, оказывающих услуги аренды оборудования, и создание подразделений центров, оказывающих поддержку кредитным организациям в проведении лизинговых сделок с опалубочным оборудованием.