ППРК-Сервис
ППРК-Сервис
Архив номеров / Архив в электронном виде / СТО 04/45/ИЮНЬ 2016 / ОТ МОНИТОРИНГА К ЭКОЛОГИЧЕСКИ РАЗУМНОМУ ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВУ
ОТ МОНИТОРИНГА К ЭКОЛОГИЧЕСКИ РАЗУМНОМУ ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВУ

ОТ МОНИТОРИНГА К ЭКОЛОГИЧЕСКИ РАЗУМНОМУ ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВУ

Петербургская система расчетного мониторинга атмосферного воздуха позволяет с высокой степенью надежности давать характеристики уровня загрязнения в любой точке города, что позволяет формировать эффективную с точки зрения экологии градостроительную политику.

В городах сегодня проживает больше половины населения планеты, и именно там чрезвычайно велик уровень антропогенной нагрузки. По данным учёных, атмосфера над мегаполисами содержит в 10 раз больше аэрозолей и в 25 раз больше загрязняющих газов, чем в среднем по планете. Соответственно, именно в городах крайне важно создавать благоприятные условия для жизни людей. Решить эту задачу возможно только путем создания системы управления качеством городской среды, одним из инструментов которой является экологический мониторинг. Результаты многолетнего системного мониторинга должны использоваться и уже используются при составлении планов развития городов, проектировании городских объектов и градостроительстве; разработке природоохранных нормативов, а также при определении приоритетов инвестиционной политики в транспортном и жилищном строительстве и прогнозировании ценообразования на рынке жилья и городских земель.

В Санкт-Петербурге это направление деятельности курирует Комитет по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности. Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 29.05.2012 N 525 утверждена долгосрочная целевая программа Санкт-Петербурга «Формирование и обеспечение функционирования территориальных систем наблюдения за состоянием окружающей среды в Санкт-Петербурге на период 2013-2017 годов». Программа предусматривает обеспечение функционирования и развитие наблюдательной сети автоматизированной системы мониторинга атмосферного воздуха, водных объектов, объектов животного мира, организацию контроля за радиационной обстановкой на территории Санкт-Петербурга, а также развитие информационных ресурсов в рамках подсистем государственного мониторинга окружающей среды.

Как подтвердили в Комитете, Комитет участвует во взаимодействии исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга при подготовке документации по планировке территорий (в соответствии с Положением, утвержденным Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 21.05.2015 N 438). На комплексное предотвращение или минимизацию негативного воздействия на окружающую среду направлено применение наилучших доступных технологий в соответствии со ст. 28_1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

Система "Воздух"
Одной из наиболее острых экологических проблем является высокий уровень загрязнения атмосферного воздуха в городах (в первую очередь, выделение СО, СО2, SО2, NOx, О3), что приводит к негативным, а зачастую и угрожающим последствиям для жизни и здоровья людей и окружающей среды в целом. Крупными источниками загрязнения являются промышленные предприятия, котельные, теплоэлектростанции, однако основным (таковым он признан во всем мире) считается автомобильный транспорт, на долю которого приходится по разным данным до 70-80% всех выбросов.

Для петербуржцев качество атмосферного воздуха является одним из приоритетных показателей; более 10% всех обращений граждан касаются проблем загрязнения атмосферного воздуха. По данным Комитета по природопользованию, в Санкт-Петербурге в атмосферный воздух выбрасывается более 460 загрязняющих веществ. В настоящее время Комитет располагает информацией о 36 тысячах источников загрязнения, в числе которых промышленные предприятия, автомобильный и водный транспорт.

Опыт Санкт-Петербурга в организации системы мониторинга атмосферного воздуха считается одним из наиболее удачных в практике российских городов и регионов. Созданная в Санкт-Петербурге система мониторинга атмосферного воздуха представляет собой 22 автоматические станции и 2 передвижные лаборатории и включает в себя инструментальные наблюдения на автоматических станциях и компьютерное моделирование. Станции проводят замеры восьми основных загрязняющих компонентов.

Петербургская система расчетного мониторинга атмосферного воздуха позволяет с высокой степенью надежности давать характеристику уровню загрязнения в любой точке города.
Качество расчетов во многом обусловлено качеством исходных данных, поэтому первостепенное значение приобретает система учета источников выбросов, которые используются при моделировании. Для пополнения и обновления данных о выбросах промышленных источников используются материалы разрешений на выброс.

Инвентаризация выбросов автомобильного и водного транспорта проводится на основании наблюдения фактической интенсивности движения, а также на основе анализа структуры транспортных потоков, данных аэро- и фотосъёмки.

В целях развития расчетных методов для оценки качества воздуха были разработаны три методических документа. Санкт-Петербург стал первым городом в России, где создана Методика расчета годовых выбросов передвижных источников на автомагистралях на основе исследования структуры автотранспортных потоков. Расчетные формулы методики позволяют учитывать суточную, недельную и сезонную вариации интенсивности транспортных потоков.

Санкт-Петербург также является крупнейшим портовым городом Балтийского региона. Выбросы от водного транспорта ежегодно превышают 13 тысяч тонн. Город подключился к международному проекту, который позволит провести комплексный анализ негативного воздействия выбросов водного транспорта, как в районах прохождения судов, так и в районе маневрирования и причаливания.

От учета – к управлению
В Санкт-Петербурге ежегодно определяются пространственные границы участков городских территорий, где наблюдаются отклонения от стандартов качества атмосферного воздуха. Эти данные впоследствии применяются при формировании градостроительных решений.
Наглядно проследить результат работы системы экологического мониторинга и созданной на её основе системы управления качеством городской среды можно на примере транспортного строительства.
Так в 2004-2008 году в нашем городе реализовывалась программа модернизации улично-дорожной сети по ста восьми объектам. Комитетом по природопользованию с помощью методов расчетного мониторинга был проведен анализ возможных экологических изменений при реализации отдельных мероприятий программы и выявлено восемь приоритетных объектов. Представленная аналитическая информация была принята во внимание, благодаря чему строительство именно этих объектов профинансировано в первую очередь. Например, в Приморском районе после расширения Приморского проспекта и строительства развязки в районе станции метро Черная речка превышение максимально-разовых концентраций по диоксиду и оксиду азота, оксиду углерода снизилось в два раза. При этом в два раза меньше стала и площадь территории, на которой фиксировалось превышение ПДК диоксида азота, оксида углерода.

Последовательное продолжение этой работы в перспективе должно вывести Санкт-Петербург в число экологически благополучных городов.
В конце 2015 года Председатель Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Валерий Матвеев на заседании Федерального экологического совета при Министерстве природных ресурсов и экологии РФ проиллюстрировал вполне реальный сценарий:
- Расчетные данные 2014 года позволили Комитету определить, что на 22% городской территории на сегодняшний день наблюдается несоответствие стандартам качества воздуха. С помощью методов математического моделирования проведен анализ некоторых сценариев изменения качества атмосферного воздуха в историческом центре Петербурга к 2024 году с учетом структуры автопарка города по состоянию на 2013 год. Также проведен расчет возможных изменений качества воздуха в центральной части города при поэтапном запрете въезда в центр автотранспортных средств, не отвечающих требованиям «Евро 3» и получен сценарий уменьшения уровня загрязнений.
И если сегодня 65% территории исторического центра Санкт-Петербурга имеет превышение предельно допустимой концентрации по диоксиду азота, то к 2024 году при введении названных ограничений аналогичный показатель не превысит 3%.

Подготовила Светлана Соснова
(По материалам Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности)