ППРК-Сервис
ППРК-Сервис
Направление развития

Направление развития

Заседание Госсовета по строительству, состоявшееся 17 мая в Кремле, показало, что президент РФ Владимир Путин по-прежнему поддерживает создание и развитие саморегулируемых организаций в России. Такой же точки зрения придерживается и профессиональное сообщество: строительные СРО должны работать и развиваться. Вопрос – как работать и в какую сторону развиваться?

17 мая 2016 года в Москве под председательством президента Российской Федерации Владимира Путина состоялось заседание Государственного совета при Президенте Российской Федерации по вопросам развития строительного комплекса и совершенствования градостроительной деятельности.

В своем вступительном слове президент России Владимир Путин отдельно остановился на работе саморегулируемых организаций.
«Этот институт действует с 2009 года. Сейчас в его рядах 502 структуры, которые должны были бы обеспечивать качество, надежность и безопасность инженерных изысканий, проектирования и в конечном итоге самого строительства, а по большому счету эти цели так и остались на бумаге. Деятельность саморегулируемых организаций зачастую сводится к выдаче свидетельств о допуске к определенным видам работ, причем часть из них просто торгует такими разрешениями. Помню, как мы с представителями бизнес-сообщества горячо обсуждали эту тему и как в свое время доказывали наши партнеры, что это совершенно необходимое нововведение», – отметил президент России.
Он напомнил, что институт саморегулирования был организован именно по просьбе самих предпринимателей, создан для преодоления административных барьеров, для утверждения честного, неподкупного профессионального отношения к делу. «А на деле, к сожалению, мы получили практически ту же бюрократию, но уже в лице бизнес-сообщества, те же чиновничьи подходы и использование (к сожалению, даже это мы тоже отмечаем) своего положения в этих структурах отдельными предпринимателями в корпоративных интересах. Только с худшими всё последствиями, потому что дискредитируется сама по себе идея саморегулирования. Но отказываться от этого института, конечно, не нужно. Нужно учесть все ошибки, провести необходимую реформу и направить потенциал профессионального сообщества на те направления, где оно действительно может принести пользу», – резюмировал Владимир Путин.

«Правительство работает над совершенствованием законодательства в части саморегулирования», – подчеркнул глава Минстроя России Михаил Мень.

«Совершенствование в строительстве государственного и технического регулирования и качественное саморегулирование» отметил руководитель рабочей группы Госсовета Виктор Толоконский в качестве важнейших задач, которые сегодня требуют решения.

Президент Ассоциации «Национальное объединение строителей» Андрей Молчанов в своем докладе отметил, что за почти семь лет существования системы саморегулирования в строительной отрасли достигнут ряд положительных результатов.
Первая – совершенствование системы саморегулирования в отрасли. Она действует уже почти семь лет, и за это время при участии профессионального сообщества разработано более 150 нормативных актов технического регулирования, приняты профессиональные стандарты для рабочих и инженерных специальностей.
Однако, как уже отмечалось, деятельность большинства таких организаций сводится к выдаче свидетельств о допуске к определенному виду работ. Отсюда и появление недобросовестных СРО, которые торгуют такими свидетельствами и таким образом извращают саму суть саморегулирования, превращая систему в бизнес.
Для того чтобы исключить подобные явления, повысить контроль и вывести саморегулирование на новый качественный уровень, предлагается строительным или проектным компаниям вступать в СРО по месту их регистрации. Для малого бизнеса при заключении договоров на сумму не более 3 млн рублей исключить требование обязательного членства в саморегулируемой организации. Обязательное членство оставить только для генеральных подрядчиков.
В связи с тем, что значительная часть компенсационных фондов многих СРО утеряна в банках, чьи лицензии отозваны, предлагается средства таких фондов консолидировать в уполномоченных банках, требования к которым будут установлены Правительством России.
«По всем этим направлениям подготовлен и внесен в Госдуму пакет поправок в Градостроительный кодекс. Просим поддержать их скорейшее принятие», – заключил Андрей Молчанов.

Необходимость скорейшего принятия законопроекта о саморегулировании отметил заместитель председателя Правительства Российской Федерации Дмитрий Козак, который курирует в правительстве вопросы жилищной политики, градостроительство и жилищно-коммунальное хозяйство. По его словам, саморегулирование превратилось в свою противоположность: профессиональное сообщество занимается поборами друг с друга без всякой необходимости.
«Тот законопроект, который в настоящее время в правительстве подготовлен, позволяет оздоровить ситуацию, освободить от обязательного участия в саморегулируемых организациях малый и средний бизнес, который не претендует на государственные и муниципальные заказы в качестве генподрядчиков, и в то же время сделать это профессиональное сообщество действительно ответственным за своих членов, которые участвуют в качестве строительных подрядов, в качестве организаторов стройки. На мой взгляд, это позволит в короткие сроки оздоровить там ситуацию и навести порядок», – подчеркнул Дмитрий Козак.

Как прокомментировал итоги по окончании заседания вице-президент РСПП, сопредседатель Совета РСПП по развитию саморегулирования Виктор Плескачевский, «закончившийся Госсовет по строительству показал профессиональному сообществу, что президент по-прежнему поддерживает создание и развитие саморегулируемых организаций в Российской Федерации. Хотя и настаивает на исправление многочисленных ошибок, которые возникли за последние годы в различных отраслевых законах, и особенно – в градостроительном кодексе, регулирующем строительную деятельность».
Последние несколько месяцев в профессиональном сообществе и прессе разгорелись отчаянные споры, в каком направлении должно совершенствоваться саморегулирование в строительстве. По словам Виктора Семеновича, основных спорщиков можно разделились на три группы.
Одна часть настаивала на том, чтобы все оставить как есть и ничего не менять. Совершенно очевидно, что данную группу интересов устраивают те возможности для злоупотреблений, которые есть сегодня в системе саморегулирования в строительстве.
Другая группа – профессиональные строители. Приняв необходимость изменений и совершенствование законодательства о СРО в строительстве, они взялись за обсуждение содержательных предложений. Центром обсуждений и основным выразителем их результатов стали Министерство строительства РФ и Национальное объединение строителей, которые и подготовили проект закона.
Третья группа спорящих – это группа, эпицентром которой является Министерство экономического развития и РСПП, которые постоянно отстаивают необходимость при совершенствовании саморегулирования во всех отраслях, в том числе и в строительстве, соблюдать принципы главенства базового закона о СРО, которые напрямую вытекают и из Поручения Президента Правительству РФ № 1168 от 27 мая 2014 года и из Концепции совершенствования механизмов саморегулирования, утвержденной Распоряжением Правительства № 2776-р от 30 декабря 2015 года.
Необходимо напомнить, что законопроект с изменениями в базовый закон «О саморегулируемых организациях», подготовленный Министерством экономического развития совместно с предпринимательским и профессиональным сообществом, уже пять месяцев находится в правительстве фактически без движения.
«Чтобы не допустить повторения ошибок в регулировании строительства, изменения в строительный закон должны обязательно учитывать изменения в базовый закон. Мы будем детальнейшим образом обсуждать подготовленный законопроект и предлагать Минстрою и НОСТРОю конструкции, которые бы учли одновременно и общие принципы саморегулирования, и специфичные проблемы регулирования строительной отрасли. Очень важно не “наступить на те же грабли” еще раз, как в 2009 году, когда при подготовке изменений в Градостроительный кодекс пренебрегли базовым законом о СРО – этого не должно повториться. В конечном итоге, и об этом говорил президент Путин, СРО должны обладать очень большим объемом публичных полномочий, но только при одном условии – они должны быть полноценно ответственными перед государством и обществом», – комментирует ситуацию Виктор Плескачевский.