ППРК-Сервис
ППРК-Сервис
На страже истории

На страже истории

Реставрационное дело для Петербурга является сферой, выходящей за пределы узкоотраслевой проблематики. Однако, хотя заслуги реставраторов в сохранении исторического наследия неоспоримы, в реставрационной отрасли наблюдается и достаточное количество накопившихся проблем. Это сложности с созданием нормативной базы для реставрации, потребность в разработке новых материалов, проведении исследовательских работ, контроле качества продукции, подготовке квалифицированных кадров. Необходимость решения этих проблем назрела давно, многое делается для развития рынка, но многое еще предстоит сделать.

Путь импортозамещения
Сегодня в реставрационной области практически не появляются новые отечественные технологии и материалы. Более того, как считают сами реставраторы, на рынке отмечается дефицит отечественных недорогих и качественных реставрационных материалов. Их вытесняют зарубежные пластиковые окна, краски для металлоконструкций, свайно-чугунный декор, силикатные краски для фасадов и т. д.

Председатель совета Союза реставраторов Санкт-Петербурга Нина Шангина считает, что главным препятствием на пути продвижения новых материалов в реставрации памятников является чрезмерная закрытость отечественных производителей. Дело в том, пояснила она, что на законодательном уровне за ними закреплено право не раскрывать технологию изготовления и состав материалов, что они и делают. Все сведения о материалах носят заявительный характер.

Стандарты, разработанные в строительной отрасли, неприменимы для реставрации, отмечает заместитель директора по науке компании «Ажио» Алексей Харитонов. Так, если в строительстве сухие смеси на известковом вяжущем остались в прошлом, то для реставрации это традиционные материалы. В то же время цемент, широко используемый в строительстве, приводит к деструкции исторической кладки, а потому он не должен применяться при реставрации. Поэтому на рынке реставрационных материалов высока потребность в техническом нормировании и введении национальных стандартов материалов и технологий, используемых на объектах культурного наследия.

При этом на рынке достаточно велик выбор материалов от зарубежных производителей, готовых предоставить достаточную технологическую документацию, информацию о составе и применении. Однако эти материалы существенно дороже, а если речь идет о государственном заказе, то использование более дорогого, пусть и качественного продукта практически невозможно. Исключение могут составлять разве что заказы частных инвесторов.

К сожалению, желающих инвестировать средства в объекты культурного наследия немного. «На пальцах рук можно пересчитать частных инвесторов, которые занимаются памятниками. Если у компании нет большого запаса прочности, при сложившихся правилах игры это путь к разорению», – считает руководитель архитектурной мастерской «Студия 44» Никита Явейн.

Так, при реставрации дома Добберта (Большая Пушкарская ул., 14, включено в состав учебного комплекса Академии танца Бориса Эйфмана) удалось сохранить 90% деревянных несущих конструкций и в целом почти 80% исторической отделки, что бывает нечасто. Для создания максимально точной имитации исторических обоев была разработана специальная технология (шелкография под линкруст). Однако при сметной стоимости проекта 65 млн рублей его себестоимость достигла 130 млн рублей.

Из удачных примеров – проект реставрации особняка купца И. К. Мясникова (ул. Восстания, 45), где долгие годы размещалась больница. При реставрации здания московский инвестор согласился на дополнительные траты, в числе которых – использование исторических материалов, реставрация сохранившейся позолоты в интерьерах, выполнение декора здания из керамики, что существенно затратнее, чем лепнина. Вложения в этот проект окупились после его продажи.

Есть и другие примеры – в том числе показательная история со зданиями по адресу Невский пр., 114 и 116., которые были снесены, а на их месте построен торгово-офисный центр компании «Стокманн». 

Притом что, по мнению президента ГК «Лапин Энтерпрайз» Алексея Лапина, проектная документация была разработана качественно, в процессе строительства экономили на всем. Через несколько лет лепнина и другие элементы фасада стали падать. В итоге дешевле было бы отреставрировать фасад и приспособить здания под торговый комплекс.

Вопросы содержания
Нина Шангина, председатель Союза реставраторов Санкт-Петербурга, уверена, что необходимость в дорогой реставрации может быть отсрочена правильным содержанием исторических зданий и объектов культурного наследия. Она напомнила, что в городе на Неве принята стратегия сохранения исторического наследия, которая как раз и предусматривает постоянный мониторинг исторических объектов и зданий-памятников.

«К сожалению, теми стратегиями, которые описаны в этом документе, мы не пользуемся в полной мере», – считает председатель Союза реставраторов Санкт-Петербурга. 

«Эксплуатация здания и своевременное устранение недостатков во внешнем облике построек снизит очень большой объем реставрационных работ в последующие годы. Если штукатурный слой разрушен, то его срочно надо восстановить. В противном случае дальше будет страдать кирпичная кладка, а это потребует уже гораздо больших финансовых вливаний», – констатирует Нина Шангина.
Кадры решают

«В себестоимости реставрационных работ наибольшая часть расходов приходится на рабочую силу, а не на материалы. Компании не будут рисковать, внедряя непроверенные или более дорогие материалы», – заметил президент ГК «Лапин Энтерпрайз» Алексей Лапин.

Так, по мнению вице-губернатора Санкт-Петербурга Игоря Албина, для города тема эффективного кадрового обеспечения реставрационной отрасли особенно актуальна. Реставрационное дело для Петербурга – это сфера, выходящая за пределы узкоотраслевой проблематики. Ею обеспечивается не только сохранение уникального наследия и туристического потенциала нашего города, но и его социально-экономическое развитие в целом.

«Общий объем финансирования реставрационных работ в Санкт-Петербурге, учитывая средства федерального и городского бюджетов и частные вложения, в 2015 году превысил 9 млрд рублей, – резюмирует Игорь Албин. – Ежегодно КГИОП рассматривает порядка 7–7,5 тыс. единиц проектно-сметной документации на выполнение мероприятий в области сохранения объектов культурного наследия». 

В качестве задач реставрационной отрасли в рамках реализации программы формирования Национальной системы квалификаций важно не только сохранить достигнутое, но и вывести отрасль на новый качественный уровень, обеспечивая обучение и занятость высококвалифицированных кадров, поддерживая престиж профессии реставратора, подчеркивает вице-губернатор.

Еще одна задача – обращение к патентному поиску. В этом направлении важно устанавливать связи с владельцами патентов для того, чтобы «технологии, материалы, оборудование, иные разработки отечественного производства формировали наши конкурентные преимущества как на внутреннем рынке, так и за пределами города и Российской Федерации». 

По данным председателя Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Сергея Макарова, на сегодня реставрационные лицензии в Санкт-Петербурге выданы 1092 организациям. По прогнозам, к 2020 году необходимо обучить и привлечь в профессиональную сферу около 2000 специалистов. КГИОП определены 43 профессии, задействованные в сфере сохранения и реставрации объектов культурного наследия, по 10 из которых профессиональные стандарты не разработаны.

Евгений Герасимов