ППРК-Сервис
ППРК-Сервис
Архив номеров / Архив в электронном виде / СТО 04/37 ИЮЛЬ 2015 / СТРОЙКОМПЛЕКС ПЕТЕРБУРГА: РАБОТА ПРОДОЛЖАЕТСЯ
СТРОЙКОМПЛЕКС ПЕТЕРБУРГА: РАБОТА ПРОДОЛЖАЕТСЯ

СТРОЙКОМПЛЕКС ПЕТЕРБУРГА: РАБОТА ПРОДОЛЖАЕТСЯ

Строительство по праву считается локомотивом экономики любого государства. От устойчивости и эффективности работы строительного комплекса напрямую зависят стабильность общества, работа транспорта, энергетики и всех социальных отраслей. О том, какие задачи сегодня приходится решать петербургским строителям, рассказывает вице-губернатор Санкт-Петербурга И. Н. Албин.

– Основными ориентирами для строительного комплекса региона неизменно остаются: повышение качества работ, внедрение новых и ресурсосберегающих технологий, вовлечение в оборот инженерно-подготовленных земельных участков под застройку, качество проектной документации, сроки прохождения согласований в органах государственной власти – все, что направлено на решение приоритетной задачи привлечения инвестиций в развитие городского хозяйства, увеличение объемов основных фондов города.
Несмотря на сложности в российской экономике, в этом году в Петербурге уже введено в строй 1,566 млн кв. м жилья, что полностью соответствует плановым показателям государственной программы обеспечения доступным и комфортным жильем граждан. Построено 2,028 млн кв. м площадей на 303 объектах общегражданского назначения. В мае завершена реконструкция здания ГОУ ДО «Спортивная детско-оздоровительная школа Олимпийского резерва № 1» на Лиговском проспекте, введен в эксплуатацию центр лечебной физкультуры с навесом для занятий на открытом воздухе и центр релаксации при санатории в Сестрорецке, в Красносельском районе построен завод по производству строительных изделий из тонколистовой стали, ведутся строительные работы на объектах энергетики и коммунального хозяйства, на станциях и линиях петербургского метрополитена, большое внимание приковано к грандиозному строительству стадиона на Крестовском острове.
С начала года в хозяйственную деятельность за счет стройки было вовлечено 144 млрд рублей денежных средств.

– Игорь Николаевич, в недавнем послании Федеральному собранию президент России уделил особое внимание строительству жилья за государственный счет. Многие увидели в этом перспективу того, что жилье станет более доступным. Насколько оправданны такие ожидания для петербуржцев?
– Для Петербурга бюджетное строительство жилья – это огромный резерв. Как в плане экономии бюджетных средств, так и в плане пополнения жилого фонда для обеспечения очередников. Город будет отдавать предпочтение и закупке, и строительству бюджетного жилья. Правительством города сформирован резерв земельных участков для строительства примерно 3,4 млн кв. м бюджетного жилья вплоть до 2022 года.
Мы рассматриваем возможность приобретения жилья для городских очередников в тех новостройках, которые возводились на принципах долевого соинвестирования гражданами, по Федеральному закону № 214, и попали в число проблемных объектов. Например, домами, которые не достроила группа компаний «Город», теперь будет заниматься городской ГУП «Ленторгпрогресс», и в финансовой модели завершения этих объектов мы рассматриваем, в том числе, покупку жилья за счет бюджета города для наших очередников.
В целом город активизировал деятельность по продаже земельных участков для целей жилищного строительства. В конце прошлого – начале текущего года состоялись торги по 15 земельным участкам общей площадью 129 тыс. кв. м на общую сумму 2,8 млрд рублей. Чем больше предложение на рынке недвижимости, тем реальнее снизить цены и сделать жилье для граждан более доступным.
– Одной из наиболее острых проблем в жилищном строительстве является проблема «обманутых дольщиков». Как бы человек ни пытался застраховать себя от риска попасть на недобросовестного застройщика, это нереально. Город сегодня готов разделить ответственность и защитить интересы горожан?
– В нашем городе более 20 объектов, где возникла проблема «обманутых дольщиков», где сроки ввода домов и сроки ведения строительства нарушены. Речь идет о нарушении прав около 7 тыс. граждан – соинвесторов строительства. Наиболее сложная ситуация – по жилым комплексам группы компаний «Город»: ЖК «Ленинский парк», ЖК «Прибалтийский» и ЖК «Морская звезда». В июне дольщики уже предприняли активные протестные акции – разбили палаточный городок на Ленинском проспекте и вышли на митинг.
Мы сейчас занимаемся недостроенными объектами 21-го квартала. Для ускорения процесса реорганизовано ГУП «Ленторгпрогресс», 10 июля подписаны договоры доверительного управления с шестью застройщиками ГК «Город», получены права на завершение строительства объектов, функции заказчика-застройщика, привлечена в качестве генподрядчика строительная компания «Проммонолит», 12 июля на стройплощадке 6-го участка ЖК «Ленинский парк» возобновились работы.
На примере решения проблем обманутых дольщиков ГК «Город» мы создали пилотную модель выхода из проблемных ситуаций с объектами в рамках ФЗ-214, и к каждому объекту вырабатываем индивидуальный подход, в том числе выбираем организационно-управленческую и финансовую модель. Источниками финансирования и стимулами для завершения строительства, помимо денежных средств, которые будут поступать по ранее заключенным договорам и от продаж, будут также средства, которые готов заплатить бюджет для приобретения квартир городским очередникам в новостройках, и земельные участки, которые город может предоставить под будущее строительство компаниям, выходящим на проблемные стройки. Кроме того, мы окажем содействие этим компаниям в переговорах с финансово-кредитными учреждениями при получении кредитов.
В текущем году нам удалось предотвратить появление новых проблемных объектов, совместными действиями с застройщиками введено девять жилых домов по шести адресам, рассчитанных на 2035 квартир, это около 123 тыс. кв. м.

– Игорь Николаевич, несколько лет назад в Петербурге была запущена программа реновации. Были реализованы весьма успешные проекты, позволившие людям получить жилье принципиально нового качества. Однако эти проекты остались скорее единичными. Можно ли ждать возобновления действия программы?
– Программу реновации никто не закрывал, не сворачивал. Масштаб ее колоссален даже для нашего мегаполиса: 23 территории, 3,5 млн кв. м ветхого фонда, которые предстоит заменить на 8,5 млн кв. м нового, современного фонда, с более комфортной средой обитания, социальной инфраструктурой и новыми коммуникациями. Это сравнимо со строительством целого города.
На основании действующих договоров инвесторами получены разрешения на строительство 15 многоквартирных домов общей площадью 175,5 тыс. кв. м. В 2015 году планируется ввести в эксплуатацию шесть многоквартирных домов на 1819 квартир общей площадью 88,2 тыс. кв. м. Часть квартир также будет передана городу.
Одной из проблем при развитии ряда застроенных территорий явилось отсутствие земельных участков, так называемых «стартовых пятен». Эти участки необходимы для строительства многоквартирных домов первого этапа расселения, подлежащих сносу. Это такие территории, как Полюстрово, 43; Ульянка, 6; кварталы Московского района: 9, 7–10,13–14–16; Щемиловка, 128, 128А, 136; Дачное, 5. Законодательным собранием Санкт-Петербурга совместно с профильными комитетами правительства Санкт-Петербурга готовится законопроект о внесении изменений в закон Санкт-Петербурга об Адресной программе развития застроенных территорий, принятие которого позволит начать развивать и такие территории города.
Реновация должна продолжаться, так как для многих это хорошая возможность улучшения жилищных условий.

– Новые районы в Петербурге растут на глазах, при этом обес­печенность социальной инфраструктурой в них по-прежнему отстает от современных стандартов. Какие инструменты сегодня имеются у правительства города для решения этой проблемы?
– Необходимо начинать с проектов планировки территории. Правительством Санкт-Петербурга за 2014 год утверждена документация по планировке 79 территорий на общую площадь около 5 тыс. га. Главное, чтобы приоритетным стало обеспечение новых территорий инженерными коммуникациями и объектами социальной сферы. Во всем мире инженерная подготовка территорий опережает строительство, а у нас еще есть примеры, когда сначала строят объект, а потом ломают голову, как и откуда к нему подвести инженерные сети. Транспортная доступность и рекреационные зоны должны быть сбалансированы с жилым фондом.
Документация по планировке территории – это реальный инструмент, который позволяет регулировать гармоничное развитие городской среды. К сожалению, у нас пока не все проекты проходят общественную экспертизу перед выходом на правительство. И проблема заключается отнюдь не в административных барьерах, а в необходимости соблюдения баланса интересов собственника, инвестора и города. Такой баланс интересов можно найти через строительство социальных объектов за счет инвесторов и за счет бюджета.
В целом процесс развития инфраструктуры опирается на государственно-программное планирование и объективные возможности городского бюджета. В Стратегии экономического и социального развития Санкт-Петербурга на период до 2030 года предусмотрены меры, исключающие возникновение дисбалансов.
Выявленные диспропорции в развитии территорий Санкт-Петербурга показывают, что возможности дальнейшего наращивания темпов жилищного строительства без обеспечения территорий объектами социальной, инженерной, транспортной инфраструктур практически исчерпаны. Одними запретами проблему не решить, поэтому нами предложен социально-ответственный алгоритм взаимодействия застройщиков с городом в отношении строительства объектов социальной инфраструктуры. Сегодня я искренне хочу поблагодарить тех застройщиков, кто начал возводить социальную инфраструктуру за счет собственных средств – и теперь в новых кварталах одновременно с жильем будут вводиться школы, больницы, детские сады. В строительстве социальных объектов задействовано 56 застройщиков Санкт-Петербурга по 264 объектам города с перспективой до 2023 года. К безвозмездной передаче в собственность города планируется 159 объектов.
И все же основной источник создания социальной инфраструктуры – это городской бюджет и его Адресная инвестиционная программа. Государственными заказчиками в этой сфере являются Комитет по строительству, Комитет по энергетике и Комитет по развитию транспортной инфраструктуры.

– Транспортная доступность (вернее, недоступность) для многих районов города пока еще является острейшей проблемой. Какие приоритеты в транспортном строительстве позволят ее снизить?
– Конечно, для такого мегаполиса, как Санкт-Петербург, наивысший приоритет – это строительство метро. Сегодня продолжаются работы по строительству Фрунзенского радиуса, Красносельско-Калининской линии, Невско-Василеостровской и Лахтинско-Правобережной линии. Это позволит нам сохранить высокие темпы работ и выполнить в срок все задачи по подготовке метро к Чемпионату мира по футболу 2018 года.
Приоритетами города в дорожном строительстве, помимо Западного скоростного диаметра, являются транспортные обходы исторического центра Петербурга, Красного села, Колпино, транспортная доступность «Лахта-центра» и «ЭкспоФорума», а также строительство развязки и магистрали непрерывного движения к Чемпионату мира по футболу.
Кроме того, необходимо наконец упорядочить обстановку с нахождением личного автотранспорта на проезжей части. Необходима организация парковочных мест, особенно в центральной части города. С августа текущего года в Петербурге начнет функционировать платное парковочное пространство на территории, ограниченной частью Невского проспекта, частью набережной реки Фонтанки, частью Лиговского проспекта и Кирочной улицей. Устройство платных парковок на 3 тыс. машиномест, включая места для инвалидов, положит начало разгрузке центра города от транспортных потоков.
Мы также обсуждаем с потенциальными инвесторами крупный проект по обустройству парковочного пространства на 65 тыс. машиномест в районе Обводного канала. Есть интересные предложения ряда компаний по новым трамвайным линиям в Красногвардейском районе. Рассматриваем возможности по организации транспортно-пересадочных узлов в местах соприкосновения маршрутных сетей пассажирского транспорта Санкт-Петербурга и Ленинградской области: ТПУ «Девяткино» и «Кудрово».
Нам предстоит совместно с коллегами из Ленинградской области разработать Объединенную схему территориального планирования Санкт-Петербурга и прилегающих районов области, в том числе по вопросам транспортного обеспечения, учесть перспективы развития транспортных артерий региона в Генеральном плане нашего города, создать Транспортную модель Санкт-Петербурга.

– Игорь Николаевич, вы курируете строительную сферу Петербурга не так давно. Какое мнение сложилось у вас о строительном комплексе?
– Строительный комплекс Северной столицы – один из самых профессиональных и крепких в стране. Во многом это обусловлено верностью традициям петербургских и ленинградских зодчих. Очень символично, что строители вносят свой вклад в сохранение исторической памяти города: в рамках празднования 70-летия со Дня Победы в Красносельском районе состоялось открытие Триумфальной арки – «Арки Победы».
Мне нравится издательский проект «Мы помним, мы гордимся» о восстановлении и развитии Ленинграда после войны, который реализует сегодня ваш журнал совместно с Санкт-Петербургским союзом строительных объединений и организацией «Союзпетрострой». Я считаю, что сохранение памяти о героическом труде ленинградских строителей – это дань уважения и признательности их беззаветному служению нашему городу.
В преддверии Дня строителя хотел бы поздравить всех работников строительного комплекса Санкт-Петербурга с профессиональным праздником, пожелать исполнения намеченных планов, благополучия и успехов!


Беседовала Елена Рачкова