БЦ Вант
ППРК-Сервис
Архив номеров / Архив в электронном виде / СТО 04/37 ИЮЛЬ 2015 / РОССИЙСКИЕ СОРТИРОВОЧНЫЕ ГОРКИ: ВЗЛЕТ ПОСЛЕ ЗАБВЕНИЯ
РОССИЙСКИЕ СОРТИРОВОЧНЫЕ ГОРКИ: ВЗЛЕТ ПОСЛЕ ЗАБВЕНИЯ

РОССИЙСКИЕ СОРТИРОВОЧНЫЕ ГОРКИ: ВЗЛЕТ ПОСЛЕ ЗАБВЕНИЯ

В середине 2015 года в полную силу заработает оснащенная в соответствии с современными стандартами станция Лужская-Сортировочная Октябрьской железной дороги, которая после модернизации станет одной из крупнейших в России. Ведущее место в ее структуре по праву займет сортировочная горка, практически заново спроектированная специалистами института «Гипротранссигналсвязь» – филиала АО «Росжелдорпроект».
Неотъемлемой частью перево-зочного процесса на железнодорожном транспорте является переработка грузовых составов на сортировочных станциях, важнейшим звеном которых являются сортировочные горки. Уже восемь лет ОАО «РЖД» реализует «Программу совершенствования работы и развития сортировочных станций на 2007–2015 годы», в соответствии с которой переоснащены 35 сортировочных горок на российских железных дорогах. На Усть-Лужском направлении такая задача решается в рамках масштабного инвестиционного проекта по комплексной реконструкции участка Мга – Гатчина – Веймарн – Ивангород и железнодорожных подходов к портам на южном берегу Финского залива.

Сортировочные горки
в России

Сортировочные горки занимают одно из центральных мест в системе формирования грузопотоков: четкая и безаварийная работа их оборудования гарантирует высокую пропускную способность сортировочных станций и бесперебойное грузовое движение в целом.
Если обратиться к истории, то первые сортировочные горки были построены на станциях Шпельдорф в Германии в 1876 году, Терр-Нуар во Франции в 1888 году, Ртищево в России в 1889 году. Их появление стало поворотным моментом в развитии сортировочных станций, определившим технологию переработки вагонопотоков на многие десятилетия вперед.
Современная сортировочная горка – это сложнейший комплекс технических сооружений, систем и устройств, реализующий современные достижения в области технологии управления транспортными объектами с широким использованием микропроцессорной техники. Ее применение позволяет не только увеличить перерабатывающую способность сортировочных горок, но и обеспечить рост производительности и безопасности труда работников железнодорожного транспорта.

Лужская-Сортировочная

В конце 2008 года, после сдачи объекта в эксплуатацию, ОАО «Российские железные дороги» и компания «Сименс АГ» подписали договор на техническое обслуживание, ремонт гидравлической системы торможения, сортировки и управления сортировочной горкой станции Лужская Октябрьской железной дороги.
Институт «Гипротранссигнал-связь» – филиал АО «Росжелдорпроект» занимался адаптацией и увязкой немецкой системы MSR32 с конструктивом сортировочной горки, имеющей отличия от иностранного аналога, а также специалистами филиала был запроектирован план спускной части сортировочной горки.
О том, как разрабатывались технические решения для путевого раздела проекта модернизации, рассказывает Елена Музина, помощник главного инженера проекта:
– Одним из основных требований при проектировании сортировочной горки станции Лужская стала укладка бесстыкового пути на спускной части. Учитывая, что в России такой практики прежде не было, и обычно рельсовые плети укладывались только в сортировочном парке, конструкция горловины была запроектирована специалистами института «Гипротранссигналсвязь» в соответствии с требованиями компании Siemens. Для достижения цельносварной конструкции спускной части горки проектно-технологическо-конструкторским бюро по пути и путевым машинам (ПТКБ ЦП) был разработан стрелочный перевод проекта 2946 с крестовиной марки 1/6 с приварными рельсовыми окончаниями. ОАО «Научно-исследовательский институт железнодорожного транспорта» (ОАО «ВНИИЖТ») был произведен расчет бесстыкового пути на прочность и устойчивость в кривых радиусом 200 м, который показал, что для нормальной работы пути необходимо предусмотреть укладку уравнительных стыков или уравнительных пролетов. Рекомендации института ОАО «ВНИИЖТ» были учтены в проектном решении.
Второе немаловажное условие – укладка рельсошпальной решетки на железобетонном основании. Замечу, что сортировочные горки в соответствии с европейскими нормативами традиционно имеют деревянное подрельсовое основание. Особенностью проектирования сортировочных горок является компактность горловины, необходимая для получения оптимальных скоростей скатывания вагонов и эффективного использования тормозных позиций. Для достижения наименьшей длины совместного маршрута следования отцепа применяются короткие кривые малого радиуса между близко расположенными стрелочными переводами, образующими стрелочную улицу. Сложность использования таких кривых заключается в невозможности обеспечения ширины колеи, требуемой нормативными документами.
Специалисты ОАО «ВНИИЖТ» выполнили расчеты, по результатам которых и было принято решение оставить стандартную ширину колеи – 1520 мм. Для осуществления перехода от неподуклоненного рельса к подуклоненному были применены шпалы типа П, имеющие переходную подуклонку. Эпюра закрестовинного блока была разработана специалистами нашего института индивидуально для каждого стрелочного перевода.
Все вышеуказанные проектные решения были внесены в дополнительные требования к документу «Временные нормы проектирования системы MSR32 на сортировочных горках ОАО "РЖД"» и утверждены старшим вице-президентом ОАО «РЖД» В. А. Гапановичем 17.09.2014.
Особый подход потребовался и при проектировании стрелочных переводов. Разработанные специалистами института «Гипротранссигналсвязь» технические решения по оборудованию стрелочных переводов устройствами электрообогрева с использованием системы ТО-168-2010 обеспечат надежную работу стрелочных переводов в период снегопадов и метелей за счет оттаивания снега и наледи в зонах работы подвижных узлов и деталей, при этом достигается максимальная эффективность очистки стрелок при оптимальном расходе электроэнергии. В итоге, благодаря применению инновационных разработок, планируется снизить эксплуатационные затраты и повысить надежность работы стрелочных переводов в зимний период.

Комплексная автоматизация
для надежности и безопасности

Перерабатывающая способность сортировочной горки станции Лужская рассчитана на 5000 вагонов в сутки. Планируется, что благодаря системе MSR32 удастся выдержать высокий темп сортировочных операций при сокращении простоев вагонов и обеспечении их сохранности. Немаловажно, что полная автоматизация процесса расширяет возможности, в том числе, и для работы с опасными грузами второго класса с гарантированной безопасностью.
Сегодня в парке приема станции Лужская действуют семь путей, 16 – в сортировочном парке и четыре – в транзитном парке. В настоящее время вводится в опытную эксплуатацию горка, оборудованная системой централизации MSR32, и 16 путей сортировочноого парка; в декабре запустят еще 16 путей. Таким образом, Лужская-Сортировочная станет одной из крупнейших станций в России.
Как было заявлено на выездном заседании секции Научно-технического совета ОАО «РЖД», отдельные элементы сортировочного комплекса станции Лужская Октябрьской дороги растиражируют на сеть Октябрьской железной дороги. Планируется локализация производства современной горочной техники на территории России, что особенно актуально в свете курса на импортозамещение.

192007, Санкт-Петербург
ул. Боровая, 49
тел.: (812) 457-34-44
факс: (812) 766-66-92
www.rzdp.ru

ОСОБОЕ МНЕНИЕ:
Елена Музина, помощник ГИПа,
институт «Гипротранссигналсвязь»:
– К сожалению, сортировочные горки не получают должного внимания, соответствующего той роли, которую они играют в общей системе грузовых перевозок. Горки, без сомнения, являются стратегически важным объектом и требуют соответствующего подхода к строительству и эксплуатации. Необходимо не только оснастить сортировочные горки современным высокотехнологичным оборудованием, но и обеспечить их качественное техническое обслуживание и своевременную реконструкцию.