БЦ Вант
ППРК-Сервис
Архив номеров / Архив в электронном виде / СТО 04/37 ИЮЛЬ 2015 / КОНКУРС ПРОФМАСТЕРСТВА ПРИДАЕТ НОВЫЙ ИМПУЛЬС РАЗВИТИЮ...
КОНКУРС ПРОФМАСТЕРСТВА ПРИДАЕТ НОВЫЙ ИМПУЛЬС РАЗВИТИЮ КОММУНАЛЬНОЙ ОТРАСЛИ

КОНКУРС ПРОФМАСТЕРСТВА ПРИДАЕТ НОВЫЙ ИМПУЛЬС РАЗВИТИЮ КОММУНАЛЬНОЙ ОТРАСЛИ

«Без квалифицированных и мотивированных на успешную деятельность рабочих кадров задачи, стоящие перед ГК “Росводоканал” и Россией в целом, попросту невыполнимы».
Необходимым условием развития любого бизнеса является наличие квалифицированных кадров. Для ГК «Росводоканал», реализующей масштабные инфраструктурные проекты в сфере водоснабжения и водоотведения по всей стране, вопрос подготовки специалистов определенной квалификации более чем актуален. Причем на первый план наравне с управленческими компетенциями руководства выходит именно высокая техническая квалификация непосредственных исполнителей: слесарей, сварщиков, специалистов аварийно-восстановительных бригад.
Не случайно ежегодный конкурс профессионального мастерства приобретает все большую социальную значимость, становясь стимулом к личностному и профессиональному росту каждого сотрудника, предприятия и компании в целом.

О задачах, которые решает конкурс профессионального мастерства, рассказывает первый заместитель генерального директора – операционный директор ООО УК «Росводоканал» Виктор Благовещенский.

– Идея профессиональных конкурсов не нова: аналогичные соревнования проходили в советские времена, позволяя выявлять лучших работников и высокие показатели, на которые затем равнялись и ориентировались коллеги, в том числе и других предприятий отрасли. Эти задачи ставили и мы при организации первого конкурса в 2010 году. Но не только.
Структура персонала и особенности работы ГК «Росводоканал» таковы, что доля именно рабочих очень высока – 76,5%. При этом специфика отрасли и история развития ее в России накладывают значительные ограничения на рынок труда специалистов ЖКХ, в первую очередь с точки зрения привлекательности данной профессии для мужчин активного возраста. А ведь именно рабочие – работники аварийно-восстановительных бригад, слесари, сварщики – и создают собственно систему водоснабжения и водоотведения, обеспечивают ее стабильное, надежное функционирование. Без них многие задачи, стоящие перед ГК «Росводоканал» и Россией в целом, попросту невыполнимы. И осознанная мотивация, любовь к своему делу и доверие к компании со стороны наших тружеников очень важны.
Главная идея подобного конкурса – объединить людей, создать стимул для дальнейшей эффективной работы на благо предприятия, обменяться опытом и знаниями, которыми обладает каждый участник соревнований. Состязания повышают престиж коммунальных профессий, помогают сохранить лучшие традиции водоканалов.

– Какие специалисты соревнуются за звание «Лучшего по профессии»? Приходилось ли уговаривать сотрудников принять участие в конкурсе – оно ведь требует от участников определенной подготовительной работы, затрат времени и сил?
– Разумеется, каждый человек индивидуален: кому-то чужд дух соревновательности, а кто-то, наоборот, любит работать в режиме экстрима и срочности, причем для нашей работы нужны и те, и другие. В принципе, конкурс позволяет каждому попробовать проявить себя в том, что для него ближе. Конкурсанты как состязаются в теоретической подготовке, так и демонстрируют практические навыки работы на полигонах.
В конкурсе предусмотрены и групповые номинации («Лучшая бригада аварийно-восстановительных работ на сетях водопровода», «Лучшая бригада аварийно-восстановительных работ на сетях канализации»), и номинации, предполагающие индивидуальное мастерство участников («Лучший молодой слесарь аварийно-восстановительных работ на сетях водопровода», «Лучший молодой слесарь аварийно-восстановительных работ на сетях канализации», «Лучший сварщик»). Кстати, выбор на специальность «слесарь» пал не случайно. Это исконно мужская профессия. Она связана с металлом, энергией, испытанием на прочность. От слесарей требуются сила и сноровка, осторожность и оперативность.
Сначала конкурсы проводятся внутри структурных подразделений, затем победители локальных соревнований состязаются между собой уже на уровне ГК. Только в заключительном этапе в пяти номинациях участвуют 84 работника, а в структурных подразделениях соревнуются не меньше 10–12 человек. Подразделения, выставляющие своих работников на финал, очень близко к сердцу воспринимают подведение итогов финального этапа. Это просто надо наблюдать, как они все волнуются, переживают, хотят видеть своих коллег победителями. Так что финальные соревнования у нас всегда проходят очень празднично, красиво и азартно.
– Как вы считаете, зачем это нужно самим участникам? И что получают, кроме всеобщего уважения, победители конкурсов?
– Во-первых, это просто интересно. Во-вторых, есть материальный стимул: для победителей предусмотрена премия за первое место – ценный подарок. А непосредственно в региональных водоканалах выдаются премии в размере нескольких окладов и персональная надбавка к зарплате в течение года. Конкурс профмастерства придает новый импульс развитию коммунальной отрасли, создает атмосферу, которая должна стать привлекательной, прежде всего для молодежи.
Еще она немаловажная причина: повышение надежности, качества и эффективности работы систем водоснабжения и водоотведения невозможно без внедрения передовых энерго- и ресурсосберегающих технологий и применения новых материалов и оборудования. И отработка и передача удачных практик между предприятиями на таких конкурсах происходит наиболее эффективно и показательно.

– В советские времена большинство управленцев проходили путь от рабочего до руководителя производства. А сегодня возможно ли такое – в частности, на ваших предприятиях? Условно говоря, на какой карьерный рост могут «целиться» участники, стартуя на конкурсах профессионального мастерства?
– Я думаю, это возможно. У нас есть работники, занимающиеся на вечернем отделении в средних и высших учебных заведениях, что открывает им путь на должности ИТР и в руководящий состав. Бывают случаи, когда руководство отмечает перспективного работника и рекомендует ему продолжить образование для дальнейшего карьерного продвижения, но чаще рабочие по своей инициативе желают повысить профессиональный статус.
На предприятиях давно и эффективно ведется работа по формированию кадрового резерва, заявку в который может подать любой считающий себя способным к руководству работник.

– Если подходить с практической точки зрения, на ваш взгляд, какую реальную выгоду дают вложения в конкурсы?
– С одной стороны, есть вещи, рентабельность которых просчитать невозможно, поскольку отдача может быть опосредованной, не мгновенной, но очень значимой и существенной. С другой стороны, сплоченность коллектива, уважение к себе и своей профессии, неизмеримые в денежном выражении, обеспечивают добросовестное отношение к своему труду, а это уже напрямую влияет на экономические показатели работы предприятия.
Понимаете, в финальном этапе встречаются бригады, работающие в разных регионах, в различных условиях. Да, у них один род деятельности, но в каждом водоканале есть свои особенности, приемы, новшества, и живое общение между коллегами делает обмен опытом максимально наглядным и конкретным, повышает интерес и мотивацию к профессиональному росту.
– Что осталось неизменным и что новое появилось в соревнованиях за шесть лет?
– Постоянным на протяжении всех лет остаются традиции, настроение, желание сотрудников водоканалов проявить себя, потому что это интересно и престижно. Неизменными остаются номинации, при этом меняются конкурсные испытания, обновляются вопросы теоретической части. На первых конкурсах были сложности с судейством, но с опытом качество судейства улучшается, меньше возникает спорных моментов, процедура подведения итогов становится более четкой, прозрачной. И с каждым годом растет число зрителей, приходящих посмотреть конкурс, – причем не только сотрудников водоканалов, но и жителей городов, где проходит финал конкурса. В частности, в прошлом году в Омске конкурс стал событием для всего города.

– Анализируются ли результаты конкурсов? Разделяют ли ответственность за промахи и недочеты участников управленцы компаний? Я, разумеется, имею в виду не наказания, а разработку необходимых решений и мероприятий по итогам для совершенствования работы?
– Видите ли, конкурсные задания носят в большей степени спортивный характер, проверяется техника, скорость, мастерство, и на основании результатов вносить изменения в рабочие регламенты сложно. Но такие качества, как взаимопомощь и поддержка, слаженная работа бригады в целом, пожалуй, на конкурсе не только проверяются, но и отрабатываются.
И, разумеется, каждый конкурс служит основой для организации будущих состязаний. Если видим, что какие-то задачи выполняются слишком быстро и легко, задания усложняем, «приближаем» к реальным рабочим ситуациям. Победа не должна быть легкой, тем более что самые сложные профессиональные задачи нам ставит сама жизнь.

Беседовала Светлана Соснова