БЦ Вант
ППРК-Сервис
ВОЗВРАЩЕНИЕ ГАТЧИНЫ

ВОЗВРАЩЕНИЕ ГАТЧИНЫ

Проблема сохранения дворцово-парковых ансамблей всегда актуальна для Петербурга. Гатчина в этом смысле – музей трудной судьбы, она до сих пор носит на себе огромные следы разрушений военного времени. С 2011 года процесс восстановления пошел быстрее. В запаздывании есть свои преимущества: петербургскими реставраторами накоплен огромный опыт воссоздания загородных резиденций. О том, что уже удалось сделать и чего можно ожидать от Гатчины в ближайшем будущем, – в интервью директора Государственного музея-заповедника «Гатчина» Еленой Гладковой.
– Елена Владимировна, начнем с приятного – парк выглядит намного более ухоженным. Что для этого пришлось сделать?
– Да, парк стал светлым и прозрачным. Это только первые шаги к воссозданию его былой изумительной красоты. Но с 2011 года уже выполнена большая работа по реставрации объектов зеленого строительства и воссозданию системы пешеходных связей между озерами и водными лабиринтами. Своими силами мы выполнили санитарные вырубки в районе Серебряного озера, Адмиралтейских и Березовых ворот. Больших усилий потребовала ликвидация последствий прокатившихся ураганов. От них в 2011 году пострадало 46 деревьев, в предыдущие годы – еще 70. В парадной части парка пришлось убрать 9 деревьев, они представляли угрозу. Выполнили санитарную обрезку крон у старых деревьев (примерно у 500). На береговом склоне вокруг Белого озера устроили отличный газон – зеленый партер. Там располагаются посетители уже ставшего традиционным музыкального open-air праздника «Ночь музыки», который дирекция музея-заповедника проводит ежегодно.
Мы выполнили эксплуатационный ремонт территории острова Любви; восстановили систему дорожек в зоне Холодной ванны в соответствии с планировкой второй половины Х1Х века; высадили 40 деревьев хвойных и лиственных пород и 70 кустарников в тех местах, где они находились исторически.
В парадной части парка воссозданы с учетом архивных материалов три цветника. Особое внимание уделяется эксплуатационному уходу за Собственным садом, Нижним и Верхним Голландскими садами – они являются историко-культурными памятниками ландшафтной архитектуры. Большое событие для нас – 31 мая этого года на исторических местах в Нижнем Голландском саду установлены копии мраморных скульптур, привезенных из Италии: «Амазонки» Фидия, «Сатира» и «Молодого Марса». В Верхнем Голландском саду появилась копия статуи Афины итальянской работы ХVIII века. Подлинники пострадали не только от времени, но и от рук вандалов, сейчас они отреставрированы и теперь хранятся в здании Дворца. Парковые копии выполнены по современным технологиям.
Очень важная для нас и пока трудно решаемая проблема – надо поддерживать в порядке водоемы в парке. К сожалению, они не входят в оперативное ведение дирекции, согласно Водному кодексу это федеральная собственность. Поэтому мы можем проводить только поверхностную очистку озер и прудов. Крупномасштабные работы по укреплению береговой линии с обязательной заменой отслужившего ветхого деревянного шпунта и полномерной очисткой водоемов – пока наши мечты. Но если мы сможем их осуществить, можно будет говорить о возрождении исторической системы паромных переправ.

– Давайте поговорим о задачах на ближайшие 3–5 лет.
– В этом году начнется подготовка к проведению реставрационно-восстановительных работ по ландшафтному памятнику «Цветочная горка» в парадной части парка, Террасе с Львиной пристанью и скульптурой (она украшает Белое озеро). Также готовятся к реставрации Большой каменный мост и пейзажный квартал в северо-восточной части Дворцового парка. Проекты подготовлены и находятся в стадии согласований.
Конечно, мы хотели бы продолжить реставрацию парадной части Дворцового парка – ее требует территория Липового сада, прилегающая к Голландским садам. Полномасштабная реставрация нужна острову Любви, павильону «Березовый домик». Адмиралтейская часть парка должна быть приведена в порядок в комплексе с воссозданием павильона «Адмиралтейство» и устройством в нем музея морского дела.
Начинается разработка проекта для комплекса Дворцовой фермы в северо-восточной части заповедника, известной как парк Сильвия.
Параллельно с этим подходят к завершению реставрационно-восстановительные работы в парадных помещениях Арсенального каре: Греческой галерее, комнате Ротари, некогда украшенной полотнами этого итальянского художника ХVIII века, Светлом переходе, Ротонде под гербом. Мы надеемся, что наши посетители смогут увидеть их в конце 2015 года.

– Они восстанавливаются по акварелям Гау?
– В фонде ГМЗ «Гатчина» достаточно историко-архивных материалов, в том числе акварелей академика Э. П. Гау, выполненных с фотографической точностью. Проектные работы выполняются на их основе. Перед проектировщиками ставится задача по воссозданию объектов и интерьеров на соответствующий период времени.
Академик А. А. Кедринский, основоположник Ленинградской реставрационной школы, отмечал, что термин «воссоздание» по отношению к объекту или интерьеру предусматривает сохранение и консервацию всех, даже малейших подлинных фрагментов и деталей, установку и возвращение их на изначальные места в общей композиции, восполнение всех утрат и целостное возрождение художественного облика памятника.
И с этим связаны характерные проблемы, с которыми мы сталкиваемся в ходе реставрации.
Я напомню: Гатчинский дворец-музей, серьезнейшим образом пострадавший от военных бомбардировок и пожаров, использовался после войны сначала под размещение военного училища, позже – научных лабораторий закрытого ведомственного института. Легко догадаться, что восстанавливался он без учета объемно-пространственных и конструктивных особенностей, нередко так называемым хозяйственным образом. Второй ахиллесовой пятой музея стала утрата большей части предметов декоративно-художественного убранства залов, экспонатов изобразительного искусства. Работы по восстановлению Дворца начались в 1977 году, и 8 мая 1985 года состоялось открытие трех первых отреставрированных залов парадной анфилады. Этот день считается днем рождения современного музея. Но значительная часть замечательнейших интерьеров к середине 1990-х годов была утрачена, казалось, безвозвратно.
При разработке проектной документации для реставрационно-восстановительных работ обязательное условие дирекции музея-заповедника и Департамента государственной охраны объектов культурного наследия Комитета по культуре Ленинградской области – максимальная достоверность в облике объектов и интерьеров. Если сохранились исторические элементы и детали интерьера, мы применяем принципы консервативной реставрации. Это можно увидеть на примере Мраморной лестницы, где сейчас идут работы.

– А в перспективе – что ожидает дворец?
– Сейчас наше внимание сосредоточено на реставрации помещений и внутренних фасадов Арсенального каре. Это интереснейший с художественной и исторической точек зрения корпус дворца. Но разработанная на сегодняшний день проектная документация позволяет вести работы только на третьей части его площади. В ближайшей перспективе мы будем рассматривать воссоздание комнаты Николая I, Арсенального зала и Китайской галереи. Надеемся также распечатать помещения Кухонного каре.


– Что удастся сделать уже в этом году? И какой объем средств на это выделен?
– В настоящее время в уровне исторического бельэтажа (3-й этаж) отреставрированы так называемые комнаты за Греческой и ведущие к ним с уровня галерей первого этажа овальная и круглая винтовые лестницы. Комнаты за Греческой - это пять небольших помещений, в которых проживали дети императора Павла Первого, а затем – высокопоставленные придворные.
Греческая галерея в конце следующего, 2015 года приобретет вид, близкий к историческому. Нас очень радует, что в 2013 году между дирекциями ГМЗ «Павловск» и ГМЗ «Гатчина» было достигнуто соглашение о передаче на хранение 16 мраморных бюстов государственных деятелей и философов – копий древнегреческих и древнеримских скульптур, исполненных итальянскими мастерами. Эти художественные произведения после реставрационных работ будут установлены на кронштейнах-консолях вдоль стен галереи, на своих исторических местах. Семнадцать обитых пунцовым бархатом стульев воссозданы по единственному, чудом уцелевшему образцу. Шелк для штор надеемся приобрести у исторического поставщика – Лионской мануфактуры. Люстры, жирандоли реставрируются и частично изготавливаются по сохранившимся образцам. Декоративное убранство галереи завершали живописные полотна модного придворного художника ХVIII века Г. Робера, изображавшие романтические фантазии на античные сюжеты. Эти картины находятся сейчас в одном из парадных залов Павловского дворца.
По результатам конкурсов у нас работают компании «Строительная культура», «Возрождение Петербурга», «Наследие». Проектные работы поручены НИИ «СПЕЦПРОЕКТРЕСТАВРАЦИЯ», институту «ЛЕНПРОЕКТРЕСТАВРАЦИЯ», компаниям «АВАТАР» и «ПРОФИЛЬ».
Объем средств, определенный на 2014 год адресной программой по сохранению объектов культурного наследия, подведомственных комитету по культуре Санкт-Петербурга, для музея-заповедника «Гатчина», составляет более 175 млн руб. На них мы ведем и практическую реставрационную деятельность, и авторский надзор, и работы по усилению ряда конструкций, и проектирование.

– Удается ли привлекать внебюджетные источники?
– ГМЗ «Гатчина», конечно же, ведет эту работу. К сожалению, потенциальные спонсоры, мечтающие о полноценном воссоздании объекта или интерьера, всесторонне взвесив свои возможности, вежливо уходят в сторону. Правда, в Гатчине и Санкт-Петербурге существует группа меценатов, они входят в недавно созданный «Клуб друзей ГМЗ «Гатчина». Она вносит свой вклад в музейное дело – дарит предметы декоративно-прикладного и изобразительного искусства, имеющие историческую ценность именно для нашего дворца.
Сейчас мы мечтаем воссоздать за счет привлеченных средств утраченный иконостас дворцовой церкви во имя Святой Живоначальной Троицы. Согласно проектной смете, это обойдется примерно в 43 млн руб.
– Чем интересны те задачи, которые вы ставите перед реставраторами?
– Работы по Гатчинскому дворцу – это целый комплекс мероприятий, в том числе усиление существующих и восстановление утраченных конструкций, реконструкция инженерных сетей и коммуникаций, замена и восстановление архитектурных элементов, отделочные работы с восстановлением исторического декора. Любое здание – живой организм и, как человек, имеет свою молодость, расцвет и старость. Задача, которая ставится перед реставраторами, вполне конкретна: выполнить работу в соответствии с согласованным проектом. Но когда начинаются реставрационные работы, один за другим снимаются слои штукатурки, раскрывая тайны строительных и отделочных работ, проведенных два и более столетия назад, в проект могут быть внесены дополнения и изменения. Неожиданностей хватает. Так, при реставрации Ротонды под гербом пришлось пересмотреть принятые решения по рисунку четырех скульптурных тематических панно. Помогло умелое использование фотографий, сделанных до военных разрушений. А также чувство стиля и умение сохранять свободу в трактовке форм, обусловленные мастерством и опытом наших реставраторов. Силами научного сотрудника музея Инны Петровны Беляевой и скульпторов из компании «Строительная культура» (руководит мастерской заслуженный художник РФ Марина Александровна Баркова) были созданы убедительные, достоверные и высокохудожественные произведения.
Воссоздание Греческой галереи начиналось практически с одного сохранившегося кронштейна и двух настенных скульптурных медальонов. Я уже упоминала о Мраморной лестнице. В процессе работы над нею обнаружились большие предметные издержки – последствия реставрации, выполненной в начале 50-х годов прошлого века. Сейчас эти трудности уже позади. Но дело реставрации – тонкое, сложное и творческое, приводит к постоянному пополнению сведений как о самом объекте, истории его создания, так и о методах, применимых для его восстановления.

Подготовила Наталья Цветкова