БЦ Вант
ППРК-Сервис
Архив номеров / Архив в электронном виде / СТО 04/29 июнь 2014 / ФЕДЕРАЛЬНАЯ КОНТРАКТНАЯ СИСТЕМА: А ВОЗ И НЫНЕ ТАМ?!
ФЕДЕРАЛЬНАЯ КОНТРАКТНАЯ СИСТЕМА: А ВОЗ И НЫНЕ ТАМ?!

ФЕДЕРАЛЬНАЯ КОНТРАКТНАЯ СИСТЕМА: А ВОЗ И НЫНЕ ТАМ?!

С разработкой новой федеральной контрактной системы многие связывали надежды на построение эффективного механизма государственного заказа, который является определяющим с точки зрения обеспечения работой большого количества проектных и строительных компаний. Работа над законопроектом продолжалась длительное время совместными усилиями различных федеральных органов и комитетов с участием общественных организаций. Однако была услышана и вошла в текст закона лишь небольшая часть из высказанных предложений.
Уже почти полгода государственные и муниципальные закупки осуществляются по новому Федеральному закону № 44-ФЗ от 05.04.2014 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Пришло время подвести первые итоги, хотя необходимо учитывать, что за первые месяцы 2014 года объем закупок снизился в 5 раз по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. И для этого есть объективные причины. Как отмечалось еще на стадии обсуждения закона о контрактной системе, он в первую очередь направлен на регулирование и усиление контроля деятельности заказчика на всех стадиях закупок – от планирования до исполнения заключенного контракта. При этом эксперты и раньше обращали внимание на усиление зарегулированности системы закупок. Практика подтвердила, что вместо повышения ответственности заказчика на него свалилась снежная лавина отчетов и обоснований, причем значительная часть документов должна быть опубликована в единой информационной системе в открытом доступе, что позволяет их обсуждать и обжаловать. Зачастую службы заказчика оказались просто не готовы к такому объему работы.
Директор СРО НПП «Союзпетрострой-Проект» Андрей Уртьев постоянно отслеживает и анализирует все изменения Федерального закона № 44-ФЗ:
– В отношении участников закупок ситуация изменилась мало. В целом, по данным официального сайта РФ по госзакупкам, в объеме закупок, осуществленных по закону № 44-ФЗ в 2014 году, доля открытых конкурсов увеличилась с 18 до 26% по сравнению с 2013 годом за счет снижения с 21 до 9% доли закупок у единственного поставщика, что можно считать положительным. Однако по-прежнему имеются значительные нарушения при подготовке и проведении торгов, о чем свидетельствует возросший поток жалоб в Федеральную антимонопольную службу и другие контролирующие инстанции.
Не удалось решить проблему демпинга, который душил добросовестные строительные и проектные организации во времена действия прежнего федерального закона № 94-ФЗ. Как показывает выборочный анализ результатов торгов в сфере строительства, проведенных уже в 2014 году, предложение о цене победителя торгов составляет лишь 20–40% от начальной цены контракта. Значительного снижения не наблюдается лишь в случае единственного участника или двух участников торгов.
Контрактная система вводится в действие поэтапно, в разные сроки. Кроме того, Правительство РФ принимает подзаконные акты, конкретизирующие и зачастую существенно меняющие суть положений закона, например уточняющие перечень строительных объектов, для которых используются те или иные способы закупок. Одновременно продолжается правка уже действующего закона путем принятия Госдумой с интервалом в полгода корректирующих законов, что создает дополнительную нагрузку и путаницу у участников закупок. 4 июня сего года принят очередной Федеральный закон № 140-ФЗ «О внесении изменений...». Уточнения коснулись избыточных требований к банковским гарантиям и экспертизе, к закупкам у малого бизнеса, к возможностям заключения контракта с единственным поставщиком по итогам несостоявшихся аукционов и запроса котировок и других процедурных вопросов. В частности, закон предоставил субъектам малого предпринимательства возможность участвовать в закупках для обеспечения обороны страны и безопасности государства. Заказчик получил право при осуществлении закупки установить требование об отсутствии в предусмотренном федеральным законом реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки.
– Однако в то же время, – отмечает Андрей Уртьев, – в статье 56 закона 44-ФЗ, посвященной особенностям проведения конкурса с ограниченным участием, т. е. с предквалификацией, дающей хотя бы какую-то возможность не допустить к конкурсу недобросовестных участников, появился пункт 2.1, позволяющий заказчику заменить конкурс с предквалификацией на электронный аукцион или другие способы закупок, при которых к участникам не предъявляется никаких дополнительных требований и их квалификация не учитывается.
Одновременно готовится новый, четвертый пакет поправок, который посвящен переводу большинства конкурсных процедур в электронную форму. Участие в электронных конкурсах требует обязательной аккредитации на электронной площадке.
– При этом, – подчеркивает эксперт, – остаются непонятными вопросы обеспечения конфиденциальности материалов заявок до момента направления таких заявок заказчику и собственно открытия доступа к этим материалам для оценки заявок.
В то же время содержательные задачи повышения результативности и эффективности государственных закупок, а ведь именно они требуются обществу, в новых редакциях федерального закона о контрактной системе пока не поднимаются. По-прежнему ничем не подкрепляется провозглашенный в преамбуле закона принцип стимулирования инноваций, заключающийся в приоритете обеспечения государственных и муниципальных нужд путем закупок инновационной и высокотехнологичной продукции. В результате инновационные технологии по-прежнему остаются невостребованными. Важнейший принцип обеспечения безопасности потребителя, положенный в основу целого ряда документов, в том числе Технического регламента о безопасности зданий и сооружений, утвержденного Федеральным законом № 384-ФЗ, в контрактной системе вообще не рассматривается.
– На сегодняшний день доля закупок, связанных с проектированием и строительством, достигает 40% в общем объеме закупок, однако отраслевая специфика при проведении торгов не учитывается, – подчеркивает Андрей Уртьев. – Поэтому национальные объединения саморегулируемых организаций строителей, проектировщиков, изыскателей ставят вопрос о необходимости разработки отдельного федерального закона, конкретизирующего процедуры проведения государственных и муниципальных закупок в строительной сфере.