БЦ Вант
ППРК-Сервис
ДВИЖЕНИЕ – В ЖИЗНЬ

ДВИЖЕНИЕ – В ЖИЗНЬ

В скором времени в России начнется строительство высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва–Казань. Реализация этого проекта будет способствовать не только развитию железнодорожного сообщения между регионами страны, но и даст толчок развитию новых технологий и инновационных решений на железной дороге.

Ввод в строй высокоскоростных магистралей (ВСМ) создает маршруты, альтернативные автомобильному и авиасообщению, разгружает линии для движения грузового транспорта, что позволяет увеличить объемы перевозок для растущей промышленности. Стратегия развития железнодорожного транспорта в России до 2030 года предусматривает создание национальной сети ВСМ как одного из ключевых направлений транспортной стратегии страны.
– Создание ВСМ – это принципиально новый шаг в развитии отечественной железнодорожной сети, который сыграет определяющую роль в стимулировании экономической и деловой активности населения, повышении связанности регионов, создании рабочих мест и внедрении высоких технологий, – уверен Александр Мишарин, генеральный директор ОАО «Скоростные магистрали», дочерней компании ОАО «РЖД».

Первым проектом создания сети высокоскоростных железнодорожных магистралей должно стать строительство первой отечественной ВСМ Москва–Казань. Заявленная стоимость проекта составляет 1 трлн 60 млрд рублей, из которых вложения государства составляют около 380 млрд рублей. Проект ВСМ-2 предусматривает организацию высокоскоростного сообщения на направлении Москва–Владимир–Нижний Новгород–Казань–Екатеринбург (1592 км, время в пути 8–9 часов).
Стоит отметить, что сегодня аналогов проекта в нашей стране нет. Однако в России уже реализовано несколько проектов высокоскоростного железнодорожного движения: электропоездов «Сапсан» на участке Санкт-Петербург–Москва в конце 2009 года, Москва–Нижний Новгород в середине 2010 года и «Аллегро» на участке Санкт-Петербург–Хельсинки в конце 2010 года.
Итоги работы высокоскоростных электропоездов по данным направлениям уже позволяют говорить о перспективности проектов развития высокоскоростного движения в России – ВСМ-1 и ВСМ-2.
ВСМ-1 подразумевает строительство выделенной линии между Москвой и Санкт-Петербургом общей длинной 658 км с расчетным пассажиропотоком 10,5 млн человек в год, время в пути составит 2,5 часа.
Проект ВСМ-2 предусматривает организацию высокоскоростного сообщения на направлении Москва–Владимир–Нижний Новгород–Казань–Екатеринбург (1592 км, время в пути 8–9 часов).
Результаты социологического исследования по теме «Восприятие и оценки проекта по созданию сети высокоскоростных железнодорожных магистралей (ВСМ) в России», проведенного Фондом «Общественное мнение» (ФОМ), говорят о высокой востребованности проектов ВСМ среди населения. Так, в Казани проекты ВСМ поддерживают 86% опрошенных респондентов, в Москве – 79%, в Нижнем Новгороде – 78%, а в Санкт-Петербурге – 72%. Основными аргументами в поддержку высокоскоростного железнодорожного транспорта большинство россиян считают высокую скорость передвижения, комфорт поездки, а также необходимость идти в ногу со временем и не отставать от технического прогресса.
По словам президента ФОМ Александра Ослона, проекты ВСМ – это «символ современности», имеющий большое имиджевое значение для России.
Реализация проекта потребует внедрения новых технологий и инновационных решений как при строительстве, так и при эксплуатации ВСМ.
Важность ВСМ с точки зрения приобретения новых технологий и компетенций отметил генеральный директор ОАО «Скоростные магистрали» Александр Мишарин в ходе IV Международного форума «Россия–Иннотех 2013».
– Проекты ВСМ – мощный источник инноваций для России, катализатор развития технологий проектирования и строительства, производства материалов, электроники, транспортного машиностроения, системы подготовки инженерных и научных кадров, – уверен Александр Мишарин. – В ближайшем будущем на территории России должна быть создана новая технологическая база, а также компетенции в области проектирования, строительства и эксплуатации объектов ВСМ.
– Отдельным направлением и целым, так сказать, полем для инноваций является строительство высокоскоростной магистрали и ее теперь, видимо, основного направления Москва–Казань, – констатирует министр транспорта Российской Федерации Максим Соколов. – В данном случае нам предстоит реализовать целый комплекс решений, инноваций – и это связано не только с моторвагонным подвижным составом, следующим со скоростями до 400 км/ч, но и созданием соответствующей инфраструктуры, и системы управления, и безопасности движения.
– Запуск проектов высокоскоростного железнодорожного движения по влиянию и синергетическому эффекту на все сферы деятельности я бы без преувеличения сравнил с проектами освоения космоса, – считает президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин. – Появится мощный импульс в инновационном развитии России. В частности, речь идет о запросе на качественно новый уровень железнодорожной техники, и это потянет за собой развитие 19 отраслей российской экономики, обслуживающих железнодорожный транспорт, со всеми вытекающими отсюда выгодами.
При этом предполагается, что реализация столь масштабного проекта, как строительство ВСМ Москва–Казань, обеспечит загрузку предприятий стройиндустрии нескольких регионов. Об этом, в частности, производители стройматериалов и технологий и представители бизнеса рассказали в ходе круглого стола «Повышение конкурентоспособности страны в результате реализации проекта сети высокоскоростных магистралей. Локализация производства в России: проблемы и перспективы», проходившего в начале этого года. Особое внимание участники мероприятия уделили теме локализации технологий и материалов для строительства ВСМ. Представители различных промышленных предприятий (ОАО «Муромский стрелочный завод», ООО «Малиновский комбинат ЖБИ» и др.) заявили о своей полной готовности к развитию производственной базы для нужд ВСМ. В ходе дискуссии участники сошлись во мнении, что для стимуляции российской экономики большинство материалов для строительства магистралей должно производиться на территории Российской Федерации. Александр Мишарин, в свою очередь, подтвердил намерение ОАО «РЖД» добиться того, чтобы 80% продукции и комплектующих (включая системы управления и обеспечения безопасности движения, стрелочные переводы, системы электроснабжения и многое другое) было разработано специально с локализацией их производства в России.